Масленица является одним из самых ярких, веселых и любимых в народе праздников, который длится целых семь дней. На праздничную неделю с 24 февраля по 1 марта в каждом населенном пункте Якутии запланированы развлекательные мероприятия. Не против народных увеселений и православные христиане, которые именуют масленичную неделю Сырной Седмицей. Об истоках этого праздника корреспонденту газеты «Якутия» рассказал отец Анатолий (Астафьев).
— Отец Анатолий, как вы относитесь к масленице? Ведь считается, что Масленица — это праздник изначально языческий и христиане его не должны отмечать.
— К Масленице отношусь замечательно. Не соглашусь с тем, что это язычество. Этот праздник по своей природе православный. У церкви есть удивительная способность наполнять смыслом все, с чем она соприкасается, и если раньше что-то было изначально не христианским, то оно таковым стало сейчас. И потому мы воспринимаем Масленицу как один из этапов подготовки к Великому посту.
— Откуда тогда берутся все эти разночтения о природе праздника, о том, что можно, а что нельзя делать?
— В мире сейчас настоящая информационная радиация. Оттого люди и путаются, не знают, как относиться к тому или иному обряду или празднику. Например, можно или нет окунаться в прорубь на крещение? Отсюда появляются две крайности: кто-то говорит, что этот обряд дает очищение грехов, другие – что это нечестивое действие, лишенное христианского смысла. А ведь и то, и другое в корне не верно – это богочестивый, добрый обычай.
Нельзя подходить ко всему с догматической точкой зрения, которая уместна во время богослужения, занятиях в семинарии. Народы, принявшие Христа, создают свою культуру, наполняя христианским смыслом свою одежду, украшения, поговорки, язык и это нормально.
— Тогда можно ли говорить о том, что просто существует некая группа ортодоксальных верующих, которые не выражают мнение всей Церкви?
— Да, и они по сути пытаются изменить саму природу нашей веры. Ведь христианский мир вбирает в себя не только сами народы, но и их культуру. Есть много научных статей, где подробно разбирается этот вопрос. Но считать, что это исключительно языческий по своей сути праздник, в корне не верно. По сути масленица в том виде, в каком она празднуется сейчас, до крещения Руси не существовала. У нее был иной смысл, с другими обрядами и ритуалами. И как бы там не было, сейчас это христианский праздник с добрыми, светлыми и благочестивыми традициями.
— Какой смысл вкладывается, когда масленицу называют Сырной седмицей?
— Это последняя неделя перед Великим постом. В это время уже нельзя есть мясо, но можно — блюда из сыра и блины с обильным количеством масла.
— Расскажите о Великом посте, что можно есть и сколько он длится?
— Это самый строгий пост, который длится сорок дней. Все эти дни мы не вкушаем ничего, что связано с животной пищей (мясо, яйца, молоко и т.д.), рыбу (хотя у нас на Севере в разных приходах благословляют ее в пищу, так как условия жизни здесь тяжелей, чем в Центральной России).
Последняя – страстная неделя — самая строгая. Многие верующие по нескольку дней не вкушают пищу, что некоторые делают и в самом начале поста.
— Всем православным обязательно соблюдать пост?
— Исключение делается для тех, кто болен, для детей, беременных женщин, пожилых. Например, детям лучше не запрещать молоко с творогом, а оградить их от сладкого, что тоже будет проявлением воздержания. Нужно к каждому человеку подходить индивидуально, ведь цель поста не истязать себя, поэтому нужно смотреть на свое здоровье.
— Какая цель у поста?
— Пост – это обуздание своих телесных страстей. Для примера представьте, что вы посещаете спортзал, мышцы качаете, от чего тело становится сильным. А вот воздержание тренирует силу воли, что полезно и в духовном, и в физическом плане.
У вас появляется больше времени, ведь отказываемся мы не только от пищи, но и привычных приятных мелочей – меньше смотрим телевизор, не играем в компьютер. Кто способен это сделать, освобождается от власти страстей. Это вырабатывает в человеке способность переформатировать себя.
— А если говорить о таком ритуале как сжигание чучела?
— Это присутствие в Масленице древних языческих обрядовых моментов. Чучело всего лишь символ уходящей зимы, ее сжигают для демонстрации освобождения от ее власти. Это нормально и часто присутствует в обрядах многих христианских народов. Существует даже такой научный термин, как «двоеверие», когда в христианстве присутствуют элементы языческих смыслов.
К самому процессу сожжения чучела я бы относился хорошо, если бы на нем еще были написаны такие слова как «злость», «ненависть», «не милосердие», «лицемерие», «убийство», «предательство» и т.д.
This post was published on 21.02.2020 14:21