Государственный цирк Якутии возобновил свою работу
После долгого перерыва наконец открылся государственный цирк. 20 февраля здесь состоялось цирковое шоу «Китайский Новый год» с участием выпускников Пекинского Международного колледжа искусств и артистов эстрады. А 21 февраля в рамках Республиканской конференции руководителей цирковых студий Якутии прошли различные мастер-классы профессионалов: по жонглированию, акробатике, дрессуре и так далее.
День первый: на арену после долгого перерыва
«Китайский Новый год» – первое после долгого перерыва, связанного с пандемией, представление в Государственном цирке им. Марфы и Сергея Расторгуевых. По введённым правилам, зал должен быть заполнен лишь наполовину – и эта половина заполнена зрителями до отказа. Была бы возможность стопроцентной заполняемости зала – билеты были бы проданы на все места. Так соскучились якутяне по цирковым шоу любимого коллектива.
До начала шоу я прохожу за кулисы. Тут царит своя особая атмосфера – в углу ждёт своего выступления лошадь, дрессировщик тихо поглаживает её по гриве и, кажется, что-то говорит. Две гимнастки сидят на матах. Статная нарядная дама в шляпе ходит из угла в угол. В дверях сталкиваюсь с серьёзным клоуном. Интересуюсь, как настрой? Но меня просят:
– Простите, сейчас мы с вами разговаривать не сможем. Очень волнуемся после долгого перерыва – всё ли получится, как надо, будут ли слушаться животные. Все ведь отвыкли. Соскучились сильно по сцене, очень рады видеть зрителя, надеемся, что это взаимно. Нужно настроиться хорошо, чтобы всё прошло гладко.
Пожелав удачи артистам, иду на своё место.
Праздничное шоу
Новогоднее шоу в китайском стиле открывает своим приветствием директор цирка Сергей Расторгуев. Он желает артистам успешного выступления:
– Нас с Китаем связывает многое – и, конечно, в первую очередь, три поколения наших артистов, которые учились в Пекине. Поэтому сегодня мы с вами тоже отпразднуем Новый год по восточному календарю, – говорит Сергей Васильевич.
В зале в этот предпраздничный день присутствуют председатель правительства республики Андрей Тарасенко и министр культуры Юрий Куприянов с супругами. Открывают шоу ведущие Евгений Прокопьев и Галина Михайлова в традиционных национальных костюмах Поднебесной. По сцене мечется огненный дракон – самое почитаемое в Китае мифическое животное, звучат песни на китайском языке. Вот скачут дрессированные лошади, а на них бесстрашные наездники совершают трюки – едут вниз головой, пролезают во время бешеной скачки под лошадью. Жонглеры, эквилибристы, клоуны, воздушные гимнасты… Грохочет музыка, зрители ахают, замирают, заливаются в хохоте – цирк снова живёт!
Учиться было тяжело
Уже после представления мне удалось пообщаться с акробатами. Эти ребята – первые выпускники Пекинской школы.
– Я работаю в цирке 15 лет, – рассказывает Спартак Романов, акробат-гимнаст. – В 1997 году нас двадцать человек – двенадцать мальчиков и восемь девочек – отобрали из пятисот ребят. Учились мы семь лет, мне было тогда одиннадцать, самому старшему из нас – двенадцать, младшему – шесть. За нами последовал второй набор, затем третий – эти ребята закончили школу в позапрошлом году. Работа моя мне очень нравится, я уже 10 лет как в разъездах по гастролям. Во время пандемии, конечно, былоскучно без работы, но мы трудились дистанционно, проводили тренировки онлайн, держали форму.
По словам акробата, когда якутяне только приехали на учёбу в Китай, то попали в китайскую труппу. Это потом она выросла до Пекинского международного колледжа. А в 1997 году якутская группа стала первыми иностранцами этой школы.
Спартак рассказывает, как было сложно вставать каждый день в пять часов утра. В шесть ты уже, как штык, должен быть на пятикилометровой пробежке. Вся жизнь учеников школы спланирована строго по графику. Сложно было привыкнуть к китайской еде. А ещё – оказаться в таком юном возрасте так далеко от родителей. По словам Спартака, первые три года были самыми сложными – ребятам приходилось осваивать базу. Однако из якутян никто не бросил учёбу по собственной инициативе, один раз это случилось только по болезни курсанта. В итоге все ребята закончили школу, а теперь работают в родной республике.
Тут же в зале отдыхают две девушки-гимнастки. Они работают в цирке второй год, а до этого шесть лет учились в Китае. Анжела Антипина и Лилия Захарова выступали в номере «Каучук», демонстрируя небывалую гибкость. По словам девушек, поступили они в колледж в 10 лет. Учили акробатику, танцы, ушу, китайский и английский языки. Их цирковая карьера только началась – надеемся, она будет успешной!
Цирковое искусство – в массы
Поджидая у гримерки артистов, стала свидетелем разговора молодого человека с работниками цирка. «Ну что, ностальгируешь? Наверное, чуть не заплакал, когда смотрел выступление, это же была твоя роль», – спрашивают цирковые у парня. Он отвечает утвердительно. Ещё бы не ностальгировать! Ярослав Лебедев долгое время работал в цирке клоуном, затем уехал в Чурапчу. Сейчас он специалист по жанровому творчеству в Культурном центре «Айылгы», развивает цирковое направление.
– Я пропагандирую цирковой жанр в Чурапче. На самом деле в том или ином виде он существовал в сельских клубах всегда, просто назывался так называемым «Оригинальным жанром». Сегодня я учу детей актёрскому мастерству, клоунаде. В Якутск я привёз с собой специалистов культурных центров Чурапчинского улуса, их 16 человек. В планах посетить мастер-классы. На селе цирковое искусство очень востребовано, привлекает внимание зрителя. Так что наша цель – благородная: стать интереснее, чем Ютуб.
День второй: на мастер-классах
Во второй день для участников конференции проводятся мастер-классы. Здесь и пантомима, и дрессура, и акробатика, и жонглирование, и клоунада, и актёрское мастерство.
В государственном цирке работают три дрессировщика. Животные к ним поступают необученные и проходят всю школу прямо тут, в стенах Бриллиантового цирка.
По дрессуре мастер-класс провела Мария Жиркова, работающая с лошадьми, собаками, лисицами, оленями. Рассказывает, что работа с животными – мечта её детства. У Марии дома всегда были кошки, собаки, которых она очень любила. Затем стала заниматься верховой ездой, тогда и решила стать дрессировщицей. Для того чтобы быть лучшей в своей профессии, посещала много мастер-классов, читала специализированную литературу.
– Легче всего поддаются дрессировке собаки, – рассказывает дрессировщица. – Самые сложные в дрессуре – лошади. Они очень нежные, ранимые, чувствительные. Для работы с ними нужно иметь большое терпение, выдержку. Их легко напугать, а успокоить и вернуть к тренировкам очень трудно. С ними надо обращаться мягко, неназойливо. А вот с лисами работать несложно, характер у них что-то среднее между кошкой и собакой. Эти животные хорошо обучаются и показывают стабильные результаты.
Тренироваться каждый день
Роман Романов руководит группой жонглёров. Он также учился в Китае, но уже во втором наборе. Сегодня в ведении Романа три номера – со скакалкой, номер со шляпами и трио «Аттар».
– Мы закончили Пекинскую школу в 2011 году. После меня назначили руководителем номера. Мы жонглируем мячиками, шляпами, бубнами. Научиться жонглированию не так трудно, сложнее держать форму. Когда ты репетируешь, у тебя совершенно другой настрой – ты сосредоточен, спокоен. И совсем другое, когда ты выходишь к зрителям – в красивом костюме, сотни глаз смотрят на тебя… Тут и может сказаться волнение. Поэтому у жонглёра все навыки должны быть отработаны до автоматизма. Когда руки сами делают своё дело, тогда волнению нет места. Поэтому жонглёр обязан тренироваться каждый день.
Александр Посельский руководит группой акробатов. Цирковая акробатика от спортивной отличается тем, что она предполагает трюки с предметами – с палками, на батуте, на качелях. К примеру, в номере с трюками, где участвуют восемь человек, у каждого по два-три трюка. На мастер — классе Александр показал базовые элементы акробатики. Также Посельский поведал о том, что зрителей цирка вскоре ждут новые номера с акробатами – во время пандемии удалось закупить новый реквизит.
Для развития физической силы
Егор Маттананнов из Таттинского улуса закончил эстрадно-цирковое отделение колледжа культуры. Организовал в 1999 году в п.Ытык-Кюель цирковую студию «Эрчим». Трое из его воспитанников поступили в Пекинскую школу искусств. Руководит цирковыми студиями «Сардана» в Черкёхе и «Кэскиллээнэ» в Боробуле.
– С этого года я думаю организовать специально для мальчиков жонглирование и акробатику. Сегодня побывал на мастер-классах по этим видам, пообщался с коллегами. К такому выводу пришёл потому, что замечаю, что мальчики стали сильно физически отставать от девочек. Например, если у меня в группе девочка подтягивается 15 раз, то мальчик, её ровесник, только шесть раз. Связано это с увлечением компьютером, играми в телефоне. Мальчиков необходимо развивать физически, а мы перестали работать над этим. Всем родителям советую задуматься. Также я хотел бы привнести в номера национальные элементы – якутские узоры, движения якутского танца. Думаю, это придаст особый колорит выступлениям.
Цирку нужны помещения
Сергей Расторгуев рассказал участникам конференции о становлении циркового искусства, строительстве цирка в Якутске, о том, как договаривались об учёбе наших ребят в Пекине. Много пришлось приложить усилий, чтобы достичь нынешнего уровня. Однако сейчас для цирка настало время развиваться дальше – пропагандировать и развивать цирковое искусство в сельской местности. В столице республики – расширить здание цирка и открыть цирковую школу.
– Председатель правительства Андрей Тарасенко осмотрел цирк, увидел маленькую конюшню, гримёрные, кабинеты звуко- и светоаппаратуры. Он изъявил желание нам помочь, так что у нас появилась надежда, что площади наши будут в скором времени расширены, будет строиться пристрой. В середине марта мы начнём переговоры о сносе деревянных домов рядом с цирком. Также Андрей Владимирович высказал идею организации цирковой школы, чтобы можно было обучать детей самим. В Якутск мы могли бы набирать детей, например, из северных улусов.
28 февраля, в день рождения Матвея Мучина, видного государственного деятеля Якутии, состоится представление «Три поколения» выпускников китайской цирковой школы. Также в марте здесь проведут фестиваль детских цирковых студий «Мамонтёнок».
Так с новыми идеями, надеждами, Бриллиантовый цирк возобновил свою работу в Якутске.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: