Эти люди не ходили дорогами войны, не получали ранения, но они тоже ковали Победу ратным трудом, получали «похоронки», терпели лишения и голод и были готовы отдать всё ради одной общей цели – ради такой долгожданной, желанной, выстраданной, вымоленной ПОБЕДЫ! Сегодня наш рассказ о тех, кто в годы войны в далеком тылу нес службу в рядах Госавтоинспекции.
В декабре 1941 года Госавтоинспекцию Якутии возглавил Яков Максимович Казьмин. Он родился в 1911 году в г.Шахты Ростовской области, окончил в Ростове-на-Дону автодорожный техникум. В 1937 году по разнарядке НКВД СССР его направили для работы в Госавтоинспекцию Якутии.
Сначала Яков Максимович прибыл в Алданский район, где он проработал вплоть до начала войны. Став руководителем Госавтоинспекции Якутии в самое тяжелое для страны время, Казьмин возглавлял эту службу до 1959 года.
В годы Великой Отечественной войны Госавтоинспекция выполняла не только задачи по обеспечению безопасности дорожного движения, но и вместе со всей страной помогала фронту.
Несмотря на то, что Якутия находилась далеко от военных действий, здесь все было подчинено одному – всё для фронта, всё для Победы! В этот период проводилась мобилизация транспорта на фронт, необходимо было организовывать беспрепятственную доставку грузов, продовольствия для армии. Рабочий день инспекторов начинался в 8 часов утра и часто затягивался до полуночи.
В Алданском районе с начала войны вплоть до 1964 года руководил Госавтоинспекцией Алексей Степанович Дударев. В отличие от Казьмина Алексей Дударев был из крестьян, и, окончив ФЗУ и курсы водителей, сначала работал шофером в тресте «Якутзолото». В 1938 году пришел на службу в милицию – тоже на должность шофера, а в 1939 году был назначен на должность госавтоинспектора, впоследствии став начальником ГАИ района.
В годы войны квалифицированные водители стали дефицитом. Что не удивительно: значительная часть мужского населения ушла на фронт. К тому же существовала проблема с подготовкой новых специалистов: учить их было некому, организаций, занимавшихся подготовкой водительских кадров, было мало. По приблизительным подсчетам, в годы войны в Якутии насчитывалось около 1800 водителей, что, конечно, не обеспечивало всех потребностей республики.
Значительно в годы войны пополнили ряды Госавтоинспекции женщины, пришедшие на смену мужчинам, призванным на фронт. Поистине легендарными стали многие советские женщины-регулировщицы… Среди женщин-сотрудниц ГАИ Якутии тех лет – Екатерина Константиновна Бубнова, которая долгие годы проработала на приеме экзаменов. Придя в 1944 году на службу в квалификационную комиссию ГАИ УМ МГБ ЯАССР, она прослужила в Госавтоинспекции до 1978 г.
И в Якутии, в глубоком тылу, от сотрудников ГАИ требовались отвага, мужество и выдержка, напряжение физических и душевных сил – во имя Победы, во имя светлого и мирного будущего.
Память
…Отгремели победные залпы салютов. Тысячи сотрудников вернулись на прежние места службы по всей стране. Но еще больше пришло в нее отвоевавших солдат – сильных, решительных, непримиримых ко злу и преступности, которые составили костяк многих подразделений Госавтоинспекции. Не стала исключением и Якутия. Вот лишь краткий список тех, кто, пройдя через горнило войны, после посвятил свою жизнь безопасности на дорогах.
Мамруков Георгий Яковлевич
Родился в 1920 году. В марте 1942 г. был призван в армию. Служил в 209-й стрелковой дивизии, в 1943-м закончил артиллерийское училище. С сентября 44-го – замкомандира батареи 57 мм пушек 336 стрелкового полка 3-й Армии 1-го Белорусского фронта, участвовал во взятии Кенигсберга, Берлина. Демобилизовался в июне 46-го. С 1947 по 1975 гг. служил в Госавтоинспекции.
Грузин Владимир Николаевич
Родился в 1927 г., в 14-летнем возрасте окончив курсы водителей, работал на «полуторке» – возил дрова в посёлок Якокут на электростанцию, которая давала энергию городу Алдану. В год окончания войны Владимиру исполнилось 18 лет, и по «комсомольской путевке» он был направлен на работу в милицию. До 1980 года прослужил в Госавтоинспекции.
Иванов Иван Егорович
Родился в 1924 г. Служил снайпером на Дальнем Востоке с 1942 по 1947 гг. Поступил на службу в ОВД ЯАССР в 1948 г., прослужил в ГАИ до 1975 года.
Стручков Илья Сергеевич
С мая 1942 года служил в 19 гвардейской бригаде 1 Украинского фронта. В 1943 году принимал участие в боях по освобождению городов Орел, Курск, Белгород и Харьков, с января 1945 года – на 1 Белорусском фронте. Принимал участие в штурме имперской канцелярии. В 1945-1947 гг. служил в оккупационных войсках на территории Германии в городах Шверин и Шпандау.
Мордовской Петр Алексеевич
Родился в 1926 г. Был призван в ряды Советской Армии в июле 1944 г. Принимал участие в войне с Японией в составе 55-го стрелкового полка, был пулеметчиком, освобождал Маньчжурию.
Смолин Александр Иванович
Родился в 1912 году. В ноябре 1941 года ушел на фронт, был разведчиком Первого Украинского фронта под командованием маршала Советского Союза Конева. Принимал участие в боях на реке Дон и Днепр, на Курской дуге, в освобождении Украины: городов Житомир, Ровно, Тернополь, Черновцы и других. Воевал в Южной Польше, участвовал в освобождении ее столицы – города Кракова, дошел до Берлина.
Елена Гуляева
This post was published on 03.05.2020 09:00
28 декабря стало известно о смерти Брижит Бардо в возрасте 91 года. Об этом сообщило…
Вселенная готовит для каждого знака зодиака невероятное каждый день. Узнайте, что именно ждёт вас. Овен…
Стали известны подробности спасательной операции на реке Лена. Трагедия произошла вчера, 27 декабря, в районе Даркылаха:…
В Якутии по итогам года ввели более 800 тысяч квадратных метров жилья, превысив прошлогодние показатели.…
В Правительстве Российской Федерации поддержали предложение Якутии об оплате проезда, проживания и питания ветеранов специальной…
На итоговом совещании с сотрудниками 26 декабря, в пятницу, руководитель Администрации Главы Якутии и Правительства…