Экскурсия в Надвратной башне Якутского острога.
Хранитель Надвратной башни Якутского острога Александр Дьяконов является одним из лучших гидов Якутска. Он — секретарь Якутского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ЯГО ВООПИК), которому в этом году исполняется 60 лет. А 40 лет назад Дьяконов был одним из зачинателей брейк-данса в Якутии и готовит материалы для экспозиции об истории брейкинга, ставшего позже олимпийским видом спорта, для музея в Ледовом дворце «Эллэй Боотур».
Хранитель башни
Совмин РСФСР организовал ВООПИиК в 1965 году, когда интеллигенция забила тревогу из-за массового разрушения памятников дореволюционного периода во время строительства ГЭС. Застрельщиками выступали художник Илья Глазунов и академик Дмитрий Лихачёв. Якутское отделение общества открыл в 1966 году доктор исторических наук Георгий Башарин. Его поддержал Суорун Омоллоон, которому, кстати, в этом году исполнилось бы 120 лет.
Сам Александр Дьяконов из семьи коренных горожан. Его отец родом из Багарадского наслега в южной части долины Туймаады (Дьяконовы были крещены ещё в конце 17 века). Он курировал фотографов в Министерстве бытового обслуживания ЯАССР и часто с сыном ходил к ним по квартирам, распределял реактивы, химикаты, фотобумагу. Саша часто бывал в гостях у мастодонта якутской фотографии Варфоломея Тетерина, работы которого выигрывали всесоюзные и даже мировые фотоконкурсы. Помните его обнажённых наяд на льдине? С детства Саша знал известных фотографов Анатолия Фаламова, Александра Назарова.
Отец во время этих визитов рассказывал о старинных деревянных домах Якутска, где когда-то жили купцы, знаменитости, интеллигенция, революционеры. Ему музеи, институты, Якутское книжное издательство заказывали репродукции дореволюционных фотографий, и многие отвергались цензурой. Они хранились у папы в тумбе и в письменном столе. Саша любил их часами рассматривать. И только по прошествии многих лет он понял причину цензорских придирок: на многих фотокарточках были лица, неугодные Советской власти, подвергшиеся репрессиям.
Однажды к ним в школу №4, которая располагалась в районе кинотеатра «Мир», пришёл на практику студент-историк Игорь Соловьёв, родом из хангаласских ямщиков. Как это часто бывает, его на уроках никто не слушал. А Саше стало интересно, что он рассказывает об археологических экспедициях. И Соловьёв пригласил его в Музей истории и археологии ЯГУ, который тогда располагался на улице Павлика Морозова. Там работали были яркие, нестандартные люди — Александр Кириллин, Александр Степанов, Николай Николаевич Кочмар. А сам музей был словно уютной квартирой, где не было бдительных бабушек-смотрительниц.
Так в восьмом классе Александр под присмотром профессора Анатолия Николаевича Алексеева поучаствовал в археологических экспедициях на Алазее, Токко и других интересных местах Якутии. Он нашёл близких по духу людей. Потом он познакомился с Пантелеймоном Петровым, Айсеном Дойду, который фотографировал Якутск с 60-х годов, а ещё — становление музеев в Черкёхе, Соттинцах, Ытык-Кюеле, которые создавал его отец Суорун Омоллоон. Редактор газеты «Молодёжь Якутии» и его полный тёзка Александр Васильевич Петров заставлял Сашу снимать все дореволюционные дома Якутска.
Летом его отправляли на родину матери в амгинский Чакыр, где он с братьями и друзьями на велосипедах объездил все старинные кладбища в округе – их что-то туда неотвратимо влекло. А в другие каникулы он жил у бабушки по отцу в Сайсарах, которую все звали Полевая (раньше была такая улица в Якутске). Там были пельмени, которые на всю зиму лепили всей огромной семьёй, квашеная капуста, соленья, разносолы всех видов. Саша помнит, как её хоронили в 1987 году, и её голова была обвязана платком с бумажной лентой на лбу (венчик) с древнеславянскими письменами. Оказывается, она была глубоко верующим человеком. А крестил её отец в 1917 году, вернувшийся с первой мировой. Инородцев тогда не призывали, но мещан да.
Воскресили они якутское отделение ВООПИКа в 2015 году благодаря энтузиастам, заместителю министра Минкульта республики Николаю Макарову, писателю Айсену Дойду, председателю Союза архитекторов Ирине Алексеевой. Еще в 2011 году Александр со своим другом-краеведом Владимиром Поповым за месяц объездили, сфотографировали и обмерили более 200 объектов, построенных в дореволюционный период в Якутске — от Старой Табаги до Кангаласс.
Получившийся перечень они назвали «Список Шиндлера» и, к сожалению, большая часть вошедших в него свидетелей истории уже утрачена. Потом было множество поездок по всей Якутии, где они находили разные объекты, составляли их паспорта. Весь этот огромный труд вылился в 2023 году в роскошную книгу «Памятники истории и культуры Республики Саха (Якутия)» на 660 страницах. Там есть всё: фото, описание, история. Аналогичный труд советской эпохи вышел всего на 68 страницах 1980 года – в мягкой обложке и с минимумом фотографий.
Самой горькой утратой Александр Дьяконов считает уничтоженную из-за пожара Надвратную башню Якутского острога на территории краеведческого музея. Это произошло в 2002 году. А ведь башню прекрасно отреставрировали в 1981-м под руководством известного советского реставратора Александра Викторовича Ополовникова. В том же 2002 году башню по тем же обмерным чертежам воссоздали в Старом городе на улице Кирова. В строительстве башни принимали участие нынешний председатель Общественного совета Якутска Андрей Высоких и бригада плотников под руководством народного мастера Эрнста Алексеева.
С 2016 года наш герой является хранителем Надвратной башни, которую в народе зовут ещё башней Тыгына, потому что в ней казаки якобы держали легендарного предводителя народа саха. Это архитектурно-исторический символ Якутска, самый посещаемый туристический объект столицы. Александр проводит экскурсии в башне, рассказывает о вхождении Якутии в Россию, о первопроходцах, распространении христианства, земледелии. Он с таким увлечением говорит о родном и любимом городе, что поневоле начинаешь сам втягиваться в историю Якутска, ставшего форпостом освоения всего Дальнего Востока России и даже дальше, вплоть до форта Росс в Калифорнии США.
Курьер брейк-данса
Автор этих строк однажды посетил башню осенним вечером года два назад. Мы мирно беседовали под уютное бормотавшие магнитофон и самовар, когда вдруг сумерки рассёк мощный ритм композиции Херби Хэнкока «Rockit». Помните, она звучит в фильме «Курьер», когда ребята танцуют брейк, а них смотрит дембель-афганец? И тут Саша начал танцевать, а я поневоле потянулся к смартфону и снял видео. Выложил ролик в одну группу популярного мессенджера и он стал вирусным – назавтра Дьяконов проснулся знаменитым.
«Курьер» вышел в 1986 году и тогда же Александр научился брейк-дансу в Кисловодске у ребят-прибалтов (до развала Советского Союза было ещё пять лет). Оттуда же он привёз аудиокассету, где на одной стороне была группа Depesh Modе (давним поклонником которой Дьяконов является и потому носит ник «Депеш»). Тогда танцевали в Якутске уже многие – Даниил Каратаев, Александр Абакаров, Роман Затрутин, Илья Зуев, Алексей Иванов. Они стали чемпионами 1-го фестиваля брейк-данса по разным возрастам и стилям, который горком комсомола организовал во Дворце культуры и техники (ныне Дворец дружбы народов имени Кулаковского). Оказывается, из тех ребят многие танцуют брейк-данс до сих пор, а сам танец неожиданно стал олимпийским видом спорта. На Олимпиаде в Токио-2021 брейкинг был показательным, а в Париже-2024 — уже официальным видом.
После выхода ролика Александру многие начали звонить, спрашивать. Тогда он позвал своего друга, в прошлом известного хип-хопера Руслана Очирова, и они сняли со старыми бойцами брейка клип на фоне того самого Дома культуры в сентябре 2025 года. Видео прогремело по всем странам СНГ, добралось до Америки и вызвало волну ностальгии.
Якутским брейкерам 80-х сейчас от 52 до 56 лет – все они состоялись как люди и профессионалы. Их даже пригласили выступить на на новогодний «Голубой огонёк» телеканала НВК «Саха» и показали в самый прайм-тайм, когда отзвучали куранты после новогоднего поздравления президента.
Дьяконов работал долгое время в разных СМИ и, будучи сотрудником газеты «Молодая пресса», провёл первый рэп-фестиваль в 1998 году в тогда новехоньком Дворце спорта «50 лет Победы». Зал был битком. В 1999 году Александр выступил одним из организаторов первого хип-хоп фестиваля. Тогда одним из победителей стал юный Иван Степанов, который вскоре организовал известную брейк-группу «Yokutzk City Breakers». Он до сих пор выступает и горит желанием создать Федерацию брейкинга Якутии, организовать секции и кружки по олимпийскому виду спорта, найти тренеров. Кстати, многие якутяне становились чемпионами разных турниров по всему миру – брейкинг очень подходит для народа саха по антропологии и физиологии, по ритму и музыке. Вспомните про недавно гремевший Zavod и задорную девчушку Ди.
Если Александр считает брейк-данс и хип-хоп голосом улиц, то его увлечение фотографиями – это голос эпох. После ухода в мир иной его друга Айсена Дойду остался огромный фотоархив, которому в марте бы исполнилось бы 85 лет, и он его исследует. А ведь есть ещё богатые собрания негативов фотографов Доброхотова, Фаламова, Стефанского.
Фильм, фильм, фильм…
Несколько лет назад Дьяконов в Дневниках портала ykt.ru опубликовал пост о летаргическом сне якута Боескорова — друга и модели художника-подвижника Ивана Васильевича Попова. Эту историю ему рассказал Иван Иванович, сын художника, в юрте-балагане 19 века, где жил сам И.В. Попов. Пост увидела режиссёр Любовь Борисова и это положило начало прогремевшему фильму «Не хороните меня без Ивана», который был награждён призами на многих фестивалях. Борисову, Дьяконова, актёров пригласил в свою программу «Закрытый показ» на Первом канале Александр Гордон. Наш герой помогал съёмочной группе советами, рассказами о жизни Попова. С прошлого года Александр консультирует известного якутского режиссера Эдуарда Новикова, снимающего художественный фильм по мотивам произведения русского писателя Николая Лескова «На краю света» о православных миссионерах.
ЯГО ВООПИК приложил свою руку к признанию Якутска городом трудовой доблести. Ради этого Дьяконов и его помощники раскопали всю историю легендарной авиатрассы АлСиб («Аляска – Сибирь»). Материал об этом выходил в газете «Якутия» несколько лет назад. Он же создал сайт о военных годах в Якутске, который непрерывно пополняется. Александр постоянно проводит презентации этого сайта в школах и других учреждениях.
Первый альбом «Дуораана»
В пору нашей студенческой юности самой известной якутской музыкальной группой был коллектив «Дуораан». И к её известности приложил руку наш герой. Его старшая сестра училась на филфаке и дружила с участниками группы Петром Петровым, Николаем Прокопьевым, Геннадием Бечеряковым. И первый альбом «Дуораана» был записан на магнитофон Александра «Илеть-103 С». И он с друзьями из разных школ Якутска (студенты пропустили бы всех сокурсников) стоял на входе в КЦ «Сергеляхские огни», где шел первый концерт «Дуораана». Но их хлипкий кордон всё равно прорвали, у группы были тысячи ярых поклонниц.
Итак, у Александра Дьяконова в этом году сплошь юбилеи – 60 лет ЯРО ВООПИиК, 120 лет Суоруну Омоллоону и 40 лет брейкингу в Якутии. Пожелаем отметить на все сто! И ещё штрих к портрету: однажды он на моих глазах спас двух тонущих в реке Лена людей.
This post was published on 06.02.2026 16:13
Курсант программы «Якутия – Земля героев» Ришат Аюпов проходит стажировку в Мирнинском районе Курсант программы…
В Москве прошел XVII Всероссийский конкурс «Учитель-патриот» для педагогов русского и родного языков. Якутию успешно…
Минэкологии Якутии объявляет отбор получателей субсидий из государственного бюджета республики на 2026 год. Субсидия предназначена…
Оперативники управления собственной безопасности МВД по РС(Я) выявили факт превышения должностных полномочий сотрудниками одного из…
6 февраля в 6.30 в ЕДДС Нерюнгринского района поступило сообщение, что требуется деблокирование пострадавшего в…
В этом году Управлением социальной защиты населения города Якутска запущен социальный проект «Пространство», направленный на…