X

Главный эколог АЛРОСА: О новых проектах, неравнодушии якутян и «мужской» профессии

За нежной красотой Полины Анисимовой скрываются поистине стальной характер и мужская выдержка

Фото: sakha.ru

За нежной красотой Полины Анисимовой, руководителя Экологического центра АЛРОСА, скрываются поистине стальной характер и мужская выдержка. А иначе в ее профессии нельзя. Она – главный эколог алмазодобывающего  предприятия.  А это значит — жизнь в режиме 24/7, готовность к суровым условиям работы: как на земле, так и под землей, при этом умение находить общий язык не только с рабочими на объекте, но и приходить к консенсусу с руководителями республиканского и федерального уровней. Об этом она рассказала в интервью газете «Якутия».

О том, как хрупкая девушка оказалась в  «мужской» профессии, какие крупные проекты в области экологии планирует алмазодобывающая компания, мы поговорили с Полиной Анисимовой, главным экологом АЛРОСА – и как раз накануне 8 Марта.

Центробежная сила

– Полина Сергеевна, Экологический центр АЛРОСА работает два года. Вы стояли у истоков его создания.

– Работы много. Это подтверждают и цифры. Например, только на 2019 год на охрану окружающей среды в АЛРОСА выделено 6,6 млрд рублей. В целом же за пять лет (2019–2023 гг.) планируется потратить на эти цели около 30 млрд рублей.

– А вы как-то взаимодействуете с местными органами исполнительной власти?

– Мы проводим совместные обследования по объектам как на производственных площадках АЛРОСА, так и на территориях, имеющих определенный охраняемый статус. Принимаем участие в проектах, организуем и проводим совместные мероприятия, оказываем финансовую и техническую поддержку при реализации национальных программ.

Также активно взаимодействуем с различными организациями и общественными движениями, просто неравнодушными гражданами. Начиная с 2017 года, АЛРОСА проводит слет экологов, где мы обсуждаем проблемные вопросы, делимся опытом и практикой, изучаем различные кейсы и проводим тематические игры.

Опыт Иреляха

– Кстати, открытость Экологического центра АЛРОСА на деле была подтверждена и во время чрезвычайного происшествия на дамбе речки Ирелях. Ведь вы тогда пускали на объекты практически всех желающих.

– Чрезвычайное происшествие на реке Ирелях в августе 2018 года стало настоящим вызовом для недавно созданного центра. Природа лишний раз продемонстрировала свое превосходство над человеком.

Параллельно шли четыре проверки – природоохранной прокуратуры, следственного комитета, Минэкологии РС(Я), Росприроднадзора. Кроме этого, приезжало множество общественных организаций, просто неравнодушных людей, которые хотели понять, что случилось. Мы пускали абсолютно всех, чтобы посмотрели дражные котлованы и оборудование, увидели, что весь процесс механизированный, что нет агрессивных и химических реагентов, обладающих токсичностью.

Ежедневно отбирались десятки проб воды из разных точек разными лабораториями, включая лаборатории компании. За период с августа по октябрь было отобрано сотни проб в реке Ирелях и ее притоках и ручьях, в реках Малая Ботуобуя и Вилюй. Мы расширили количество точек контроля, отбор осуществлялся также в местах отсутствия воздействия, так называемых фоновых участках. В октябре показатели воды Иреляха, Малой Ботуобуи и Вилюя были равнозначны тем данным, которые были в июне и июле.

Руководство компании и мы, экологи, побывали практически во всех населенных пунктах, которые затронуло это чрезвычайное происшествие. И мы везде объясняли людям, какую работу ведем, что показывают данные мониторинга на этот день.

Когда готовили Комплексную программу мероприятий по охране окружающей среды и экологической безопасности на 2019–2023 годы, были учтены все возможные потенциальные экологические риски, связанные с паводком и наводнениями.

Миллионы на личинки

– С тем, что заработала программа «Развитие систем водоснабжения Вилюйской группы улусов на 2019–2024 годы», надеюсь, качество воды намного улучшится.

– Думаю, да. В рамках этой совместной программы АЛРОСА и правительства Якутии в 14 поселениях алмазной провинции будут установлены новые водоочистные станции. Программа финансируется за счет средств алмазной компании через Фонд будущих поколений, а также бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.

– Этой осенью с помощью АЛРОСА впервые в низовья реки Вилюй была выпущена молодь сибирского осетра. Компания планирует и дальше заниматься зарыблением рек Якутии?

– Наша компания по собственной инициативе на протяжении многих лет занимается зарыблением рек Якутии. За весь период реализации мероприятий АЛРОСА выпустила в различные водоемы более 11 млн личинок рыб на сумму более 16 млн рублей. На программу зарыбления компания ежегодно выделяет около трех миллионов рублей. С 2019 года сумма выросла в три раза.

Личинки сиговых пород рыб заготавливает Чернышевский рыбоводный завод, с которым компания сотрудничает с 2011 года. В июне мы выпустили личинки пеляди в Вилюйское водохранилище и личинки сибирской ряпушки в реку Лену.

– А почему не зарыбляете ту же Марху?

– Это вопрос, который мне часто задают. Решение о местах выпуска личинок рыб принимается не нами, а Росрыболовством по рекомендации ВНИРО (Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии).

Мы еще в 2018 году направили ряд обращений в Ленское территориальное управление Росрыболовства. По итогам обсуждений и рекомендаций компания заключила договор с Якутским филиалом ВНИРО на проведение в летний период 2019 года научно-исследовательской работы по биологическому обоснованию возможности мероприятий воспроизводства водных биологических ресурсов на реках Вилюй и Марха.

По результатам данной работы в Росрыболовство поступят рекомендации от Якутского филиала ВНИРО по предельно-допустимым объемам выпуска нового вида биоресурса – личинок чира в реки Вилюй и Марха. И эти рекомендации мы учитываем при составлении плана искусственного воспроизводства рыбы в реках Якутии на 2020–2022 гг.

Так что благодаря данным рекомендациям АЛРОСА, начиная с 2020 года, начнет осуществлять выпуск личинок чира напрямую в Вилюй и Марху. Помимо сиговых, также планируется выпуск и осетра.

Что вернем природе

– Полина Сергеевна, вы как-то сказали: все, что мы взяли от природы, должны в нее вернуть. Вы имели в виду вторичную переработку?

– По большому счету, да.

– Какие сейчас в компании есть проекты в этом направлении?

– Одним из трендов комплексной программы мероприятий по охране окружающей среды на 2019–2023 гг. АЛРОСА по направлению «Обращение с отходами производства» стало наращивание количества отходов, которые вовлекаются во вторичное использование и утилизацию.

К примеру, в Мирнинском районе мы заключили договор на более чем 100 млн рублей с ООО «МПЖХ» на утилизацию отработанных покрышек автотранспорта. Резиновая крошка, полученная в результате переработки, может быть использована как сырье для самых различных целей – например, изготовления покрытия для спортивных площадок и прочего.

Также в 2019 году АЛРОСА на базе Айхальского ГОКа запущен проект по использованию отработанных моторных масел. Очищенные масла можно использовать для частичного замещения дизельного топлива при производстве эмульсионных взрывчатых веществ, которые широко применяются при горных работах.

Кроме того, в АЛРОСА сейчас рассматривается возможность сбора макулатуры и последующей ее переработки.

Существует оборудование, позволяющее на локальном уровне (уровне предприятия) изготавливать бумагу из вторсырья.

Еще один новый проект – сбор литиевых батареек, которые очень опасны для окружающей среды. При этом в России есть всего несколько организаций, которые могут их утилизировать на законном основании. С одним таким предприятием мы заключаем договор на поставку 50-ти боксов для сбора с последующим их вывозом и утилизацией. Такие боксы будут установлены в Мирном, Айхале, Удачном, Ленске и Якутске. Отмечу, что это экспериментальный проект, и если он покажет свою эффективность, то АЛРОСА введет его реализацию на постоянной основе.

– Раздельный сбор мусора, его вторичное использование – по сути, это вопросы воспитания. Знаю, что АЛРОСА уделяет большое внимание этому…

– Экологическое просвещение и воспитание – одно из важных направлений нашей деятельности. Начиная с 2017 года АЛРОСА учредила такое направление, как социально-экологические мероприятия. Они ориентированы на популяризацию вопросов охраны окружающей среды, работу с подрастающим поколением, вовлечение жителей в различные проекты. Мы работаем со школьниками, волонтерами, общественниками.

Объявили творческий детский конкурс «Колодец сказок». Условия участия в нем довольно простые – написать рассказ, сказку или стихотворение, проиллюстрировать свое произведение и отправить на конкурс. Тема: природа, экология. Лучшие работы войдут в сборник, будут опубликованы ограниченным тиражом и переданы участникам и детским школьным образованиям.

О личном

– Полина Сергеевна, где прошло ваше детство?

– Я родилась в Восточном Казахстане. Потом, когда мне было три года, наша семья переехала на Север в маленький промышленный городок Мегион Ханты-Мансийского автономного округа, где и прошли мое детство и юность. Так что, по сути, я – сибирячка.

Отец до пенсии проработал экскаваторщиком пятого разряда, мама – в нефтепарке оператором нефтеналива. Мои родители всю жизнь честно работали простыми рабочими, они не имели высшего образования, и им очень хотелось, чтобы я его получила.

И я оправдала их надежды, поступив сначала в Томский политехнический университет на геолого-нефтеразведочный факультет по направлению «Геоэкология». Потом с третьего курса дополнительно поступила на гуманитарный факультет по специализации «Социальная работа», далее магистратура в экономике и управлении, но это как дополнительный багаж знаний. Основа, уже почти 20 лет – экология.

– Вы окончили университет в 21 год. И вас сразу взяли экологом на предприятие?

– Разумеется, нет. Я подала резюме в различные предприятия по специальности, но отклика не получила. Потому пошла в местную администрацию и сказала: «Хочу работать, возьмите меня хоть кем!» И меня взяли сотрудником пресс-службы. Но я хотела быть экологом, поэтому использовала любую возможность найти работу: продолжала направлять резюме, ходила на встречи, и мне выпал шанс. Меня взяли на период декретного отпуска сотрудника в ЗАО ПГО «Тюменьпромгеофизика».

Через год упорного труда я уже могла давать предложения по организации тех или иных процессов с точки зрения экологической безопасности. Руководство начало прислушиваться. Через три года обосновала необходимость создания самостоятельного отдела охраны окружающей среды и возглавила его.

Но мне хотелось чего-то большего. И когда появилось вакантное место в Мегионском Управлении буровых работ, я ушла туда простым инженером-экологом. Это крупное предприятие с 18 лицензионными участками, более 30 буровыми станками. По 15 часов по тайге с одной буровой на другую, работа в вахтовых поселках.

Через какое-то время повторилась ситуация, как в геофизике – я доказала руководству, что к экологической составляющей предприятия необходим более серьезный подход и нужно создавать отдельную службу. К моим доводам прислушались, и я возглавила созданную службу.

– Поражаюсь вашей смелости. Во-первых, вы тогда были совсем еще юная, во-вторых, геофизика, бурение – самые что ни на есть брутальные отрасли, и вы имели наглость (в хорошем смысле) менять устоявшиеся подходы на предприятии.

– Видимо, мне всегда помогала, как вы сказали, хорошая наглость. Я всегда говорила и говорю: лучшее решение проблемы – это ее предотвращение.

Сегодня с 19- летним непрерывным опытом в профессии я все еще продолжаю учиться. Это процесс постоянный и непрерывный.

И еще, нет такого понятия как «я не могу», есть «я не хочу». И если поставить себе цель, упорно трудиться над ее достижением, тогда обязательно все получится.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 07.03.2020 09:00

Related Post