Генеральный директор «Сахафильма» Сардана Саввина — об итогах года, планах на будущее и работе на перспективу

Генеральный директор «Сахафильма» Сардана Саввина — об итогах года, планах на будущее и работе на перспективу

10:14
02 января 2022

Международный день кино отмечается под занавес года, 28 декабря. И сегодня у нас в гостях генеральный директор ГНК «Сахафильм» Сардана Саввина – с итогами, как водится, и планами на будущее.

Об урожайном годе

– 2021-й, несмотря на все пандемийные ограничения, был неплохим для якутского кино, даже успешным: в прокат вышло 12 картин. Правда, две из них выходили в краткий, разовый прокат – «Сердце солдата» и «Без вести…» Но вот то, что зрители смогли увидеть за один год десять якутских фильмов – для нас это беспрецедентно.

Хотя тут, конечно, надо учесть, что из-за пандемии некоторые картины вышли с задержкой, поэтому такой большой «урожай». Впрочем, новинки среди них тоже есть – например, «Холодное золото».

Так начиналась работа над «Холодным золотом».

И на съёмки этот год тоже был богат – навскидку могу назвать семь картин. Над какими-то фильмами работа продолжалась, над какими-то – завершалась, и, по примерным прикидкам, 2022 год будет ещё более богат на релизы. Режиссёры в прямом смысле слова становятся в очередь. Уже анонсируют спортивную драму «Дьулуур» Валентина Макарова, «Детство» Никандра Фёдорова, у Степана Бурнашёва сразу несколько лент.

Успешным было для нас и участие в фестивалях. Тот же Степан Бурнашёв и Дмитрий Давыдов приняли участие с фильмом «Ыт» в двух больших значимых фестивалях, завоевав спецприз Варшавского кинофестиваля.
«Тыгын Дархан» получил Гран-при на международном кинофестивале в Сочи и принял участие в Неделе российского кино в Лондоне.

Радует и то, что с начала года релизы у нас не только республиканские, но и российские. В прокат по стране вышли «Пугало» Дмитрия Давыдова, «Иччи» Костаса Марсаана, «Хара хаар» Степана Бурнашёва и «Тыгын Дархан» Никиты Аржакова. Так что мы можем гордиться, что уже выходим за пределы республики.

На премьере «Холодного золота».

Неплохие показатели у нас и по онлайн-платформам, особенно у «Чээрина», снятого Дмитрием Кольцовым. Это, разумеется, очень хорошо и даёт надежду, что якутский фильм, успешно стартовавший в прокате, уйдёт дальше на онлайн-платформы. Сейчас мы ведём переговоры по поводу продажи прав на онлайн «Холодного золота». Надеемся, что в 2022 году этот фильм дойдёт, наконец, до широкого круга зрителей. А то он вышел на экраны как раз в то время, когда только-только вводились QR-коды в кинотеатрах, что не могло не сказаться на его прокатной судьбе.

Об историческом моменте

– Но самое ожидаемое для нас событие 2022 года – принятие закона о государственной поддержке кинематографии Республики Саха (Якутия).
Нынешний взлёт якутского кино связан с тем, что в 1992 году первый президент РС(Я) Михаил Ефимович Николаев подписал указ о создании государственной национальной кинокомпании, а в качестве съёмочного павильона ей было передано старое здание цирка. Наличие павильона и аппаратуры и позволило сделать первые шаги в том направлении, в котором наше кино сейчас достаточно уверенно двигается.

Это понимаем не только мы – недавно общались со своими татарскими и башкирскими коллегами, и они прямо говорили: «У вас есть «Сахафильм», потому и такой успех».
Принятие республикой закона о поддержке кинематографии – такой же исторический момент. Этот закон призван укрепить и сохранить госкомпанию «Сахафильм» для будущих поколений, ведь мы уйдём – придут другие.

Конечно, и материально-техническая база должна расшириться. Павильон давно пора модернизировать.
В скором времени планируют открыть Квартал труда. Как центр мультимедийных технологий дело это очень хорошее. Там предполагается собрать талантливую молодёжь, которая будет снимать видеоролики, цифровой контент для интернета. А помимо предоставления площадок, будут заниматься ещё и образованием. И вот это нас очень радует. Специалистов-то не хватает.

Хотя молодых и раньше отправляли на учебу и повышение квалификации, и сейчас отправляют – эту работу ведёт министерство культуры. Вопрос в том, заканчивают ли они учебу, возвращаются ли сюда? А кадры нам нужны.

Якутское кино должно двигаться вперёд. Сейчас мы делаем наметки на развитие киноиндустрии, а там свои правила. До сих пор у нас всё было достаточно хаотично, как в самодеятельности, не было системности. И чтобы прийти к системности, нужен этот закон.

О безопасности

– Закон призван обезопасить якутское кино в целом. А то, что оно нуждается в защите, мы особенно остро поняли тогда, когда в федеральный закон чуть было не внесли гибельную для нас поправку о прокатном удостоверении – в случае, если бы она была принята, за выход фильма на экран надо было бы выкладывать до пяти миллионов рублей, причём без разницы, голливудский это блокбастер, продукция «Мосфильма», «Ленфильма» или картина якутского режиссёра со сверхскромным бюджетом.

Таким путем предполагалось пополнить бюджет Фонда кино, но о том, какой это будет удар по региональной кинематографии, никто не задумался.
Мы стали бить во все колокола, собирали подписи против принятия этой поправки. В итоге сейчас госпошлина за получение прокатного удостоверения составляет три тысячи рублей.
Но подстраховаться от таких «сюрпризов» в будущем необходимо.

К слову, в нынешнем федеральном законе о региональной кинематографии вообще ничего не говорится, так как он был принят тогда, когда в регионах кино не снимали. И концепции развития российского кино нет, её только начинают разрабатывать. 17 декабря у премьер-министра Михаила Мишустина было совещание, на котором говорилось в том числе и о принятии этой концепции.

Мы у себя тоже сейчас расписываем концепцию развития якутской кинематографии и анимации. И прокат развивать надо. В 2020 году он сильно просел из-за пандемии, особенно в улусах, и теперь всё надо «реанимировать», ведь чем больше экранов, тем больше сборов, а якутское кино в первую очередь нацелено именно на республику.

Концепция развития – как дорожная карта. Вносишь по пунктам всё то, что хотелось бы на ближайшие пять лет. Понятно, что не всё обеспечивается в финансовом плане, но мы надеемся на государственную поддержку.
А на господдержку мы сможем претендовать именно благодаря принятию закона.

Отрадно, что глава республики нас понимает. В 2019 году именно он предложил выделять якутским кинематографистам ежегодную субсидию на 80 млн рублей.
В 2020 году нам было выделено 20 млн, которые экспертная комиссия после питчинга распределила по нескольким номинациям – дебют, авторское кино, анимация и ряду других. В 2021-м мы получили уже 30 млн рублей.
Но субсидия – это субсидия. Будет возможность – её выделят, а нет – значит, нет. В законе же чётко сказано о частичном финансировании, то есть оно должно быть в любом случае, хотя бы и частичное.

О будущих проектах

– Сейчас появились новые технологии, развивается цифровизация. Кино уже движется в какую-то новую область. Надо следить за мировыми трендами, куда что идёт. Мы не должны отставать.

На съёмках фильма Любови Борисовой «Не хороните меня без Ивана».

Якутское кино – это искусство, кино – это вообще искусство. А в США и Китае это давно уже бизнес-модель, приносящая доход в экономику. У нас кино всё же больше должно расцениваться как форма современного искусства, тем более что у нас есть миссия по сохранению языков и культур коренных народов Якутии. Если к её выполнению прибавится и коммерческая успешность как внутри республики, так и вне её, это будет прекрасно.

Открытие этого года, сериал «Игра в кальмара», на каком языке снят? На корейском. И весь мир слушал корейскую речь, вчитываясь в субтитры. Так и языки народов Якутии должны звучать на фестивалях, широких экранах, онлайн-платформах.

Главную роль в новом фильме Любови Борисовой сыграл литовский актер Дариус Гумаускас.

Сейчас у нас несколько проектов. Фильм Любови Борисовой «Не хороните меня без Ивана» надо завершить, а потом продвигать на фестивалях. Очень хорошая картина получилась, и хотелось бы, чтобы её заметили. В прокат она выйдет как подарок к 100-летию республики, ориентировочно где-то к концу года.

Обладатель Гран-при Московского международного кинофестиваля Эдуард Новиков задумал съёмки исторической ленты. Время действия – начало XIX века, что, естественно, сразу ведёт к удорожанию проекта, это ведь декорации, костюмы. Думаем сейчас над этим, подсчитываем, есть ли возможность его реализовать.

У нашего художественного руководителя Алексея Семёновича Романова тоже проект игрового фильма, на который он получил субсидию от минкульта, но её недостаточно, и мы ищем возможность партнёрства с кем-нибудь.

Помимо этого, «Сахафильм» – это и центр продвижения всего якутского кино.
Наши двери открыты для коллег из частных компаний, которые так или иначе без нас не обходятся – например, берут аппаратуру в аренду.
Недавно у нас на худсовете был молодой режиссёр Никандр Фёдоров, рассказал о своем проекте с рабочим названием «Схватка». С нашей стороны поддержка будет, в первую очередь аппаратурой.
Мы уже согласились на несколько таких проектов.

Также мы работаем по госзаданию. К 100-летию республики уже снято много документальных фильмов, в следующем году работа продолжится.

О фестивалях и премиях

– 2021 год мы завершили достойно – я сейчас говорю про наш первый фестиваль короткого метра «Республика Кино» и вручение кинопремии «Чыпчаал».

Фестиваль прошёл удачно, а главное – своевременно. Было очень много участников и зрителей, причем большинство – молодёжь. Интерес с их стороны был большой, заявок на участие много, хотя, как выяснилось, многие не отличали понятие «короткометражный фильм» от ролика, семейного видео. Между тем, короткий метр – очень популярный и востребованный сейчас формат, идеальный для начинающих режиссёров, и я очень надеюсь на его дальнейшее развитие у нас.

Кроме показов, прошли мастер-классы, встречи. Не зря говорят, что самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Особенно когда начинающий режиссёр общается с опытным. Нам даже сказали, что это был настоящий киноысыах. Уже спрашивают, когда будет следующий фестиваль.

Плюсом было и то, что в жюри входили известные кинодеятели из-за пределов республики. Взгляд со стороны всегда нужен, он подметит то, чего ты сам не замечаешь. Мы и дальше собираемся продолжать в том же духе.

А на «Чыпчаале» мы подвели итоги двух лет. Вручение первой кинопремии состоялось в декабре 2019 года, когда пандемия ещё не дошла до нас. В 2020-м «Чыпчаал» по понятным причинам не проводился. Так что в этом году наше опять-таки интернациональное жюри поработало с двойной нагрузкой, оценивая картины 2020-го и очень плодотворного, как я уже говорила, 2021 годов. Рада за Степана Бурнашёва, получившего три награды высшей пробы – как лучший сценарист, режиссёр, продюсер.
Появились новые номинации: «Лучший актёр/лучшая актриса», «Лучший региональный национальный фильм».

А в следующем году состав жюри не только изменится, но ещё и расширится. Думаем и над тем, как будем определять лучший фильм – может, сделать народное голосование? Жизнь покажет.

Кстати, в следующем году у нас и самих небольшой юбилей: 23 июня «Сахафильму» исполнится 30 лет. За этот небольшой, по сути, отрезок времени проделано немало, но это только начало пути, и работать мы должны не только на результат, но и на перспективу.
Фото предоставлено героиней материала.

+1
7
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
22 мая
  • 14°
  • Ощущается: 12°Влажность: 28% Скорость ветра: 2 м/с