Фоторепортаж из музея циклопических машин

В Якутии немало весьма интересных музеев, о которых мало кто знает: одни из них далеко в районах, другие ведомственные, как в МВД, куда попасть туда может даже не каждый полицейский. А вот музей горной техники в городе Нерюнгри открыт и доступен для всех. И каждый, кто поедет на Ысыах Олонхо, сможет увидеть его своими глазами. Потому что стоит он прямо посреди тайги у места, где пройдёт весь праздник.
Это, действительно, необычная коллекция, второй которой у нас в стране нет. Местами, выставляются единичные экземпляры, а здесь – целая аллея стальных монстров, где можно увидеть подземный комбайн, крепи которого держат под землёй стены шахты, циклопических размеров экскаватор высотой с трёхэтажный дом, БелАЗы, возле колёс которых чувствуешь себя муравьём, и многое другое, что работает далеко от глаз простого обывателя и составляет горнодобывающую мощь России.
Так как подъехать к экспозиции можно с двух сторон, то сложно сказать, начинается ли она или заканчивается с огромного экскаватора Э-2503, выпус- кавшегося до конца 1980-х в Воронеже. В своё время этот завод выпускал свыше тысячи моделей экскаваторов в год. Но сегодня он закрыт, и российская горная добыча сегодня, в основном, опирается на технику иностранного производства.

Далее по аллее стоит колёсный бульдозер WD-600-1 – он был произведён в 1989 году японской фирмой «Комацу» специально для «Якутугля». До 2009 года работал на Нерюнгринском разрезе, в его экипаж входили Евгений Иванов, Александр Титков, Иван Мизун и Владимир Коровин. За время работы с 1989 по 2009 годы наработка составила 92 333 м/час. Здесь можно обратить внимание на оперативность доставки техники – бульдозер начал работать буквально в год выпуска.

За ним находится карьерный «БелАЗ-75405» 1994 года выпуска с ярославским двигателем мощностью в 420 л/с. Самосвал по меркам завода-изготовителя едва ли не карлик – «всего» лишь на 30 тонн. Ветеран с 1994-2009 годов прошёл по карьеру 1 084 067 км и наработал 72 313 моточасов. На нем работали Алексей Цымбал, Павел Молчанов, Джыр- галбек Джидабаев и Александр Суковатый.

Справа на гусеницах стоит легендарный, известный всем буровикам СБШ-250 (станок буровой шарошечный) от воронежского завода «Рудгормаш». Такие машины производятся с 1985 года. И этот завод воронежцы смогли сохранить – предприятие работает, выпускает такую же, но модернизированную технику, на которую учат в современных колледжах. Замечу, что лично видел в этом году в Горно-геологическом техникуме посёлка Хандыга виртуальный тренажёр бурового станка «СБС250МНА-32», применяемого для бурения технологических взрывных скважин.

Параллельно с буровой установкой расположилась странная машина, похожая на трансформер, в которую с одной стороны впихнули отвал и сверху прицепили нечто похожее на ковш экскаватора, а с другой стороны – большой ажурный барабан. Это бульдозер-кабелеукладчик D-355U, изготовленный в 1985 году «Комацу». Он прокладывал высоковольтные кабеля и перемещал их для прохода тяжёлой энергозависимой техники вроде СБШ-250 или экскаваторов. С 1985 года бульдозер под управлением Виктора Медведева, Владимира Конюка и Сергея Щербаченко наработал до списания в 2011 году 90 191 моточасов.

Центровые экспонаты музея – стоящие в ряд два «БелАЗа». На первый взгляд, они одинаковы, отличия небольшие но если почитать таблички, то они совсем разные. Тот, что слева – «БелАЗ-75145» – изготовлен в 2002 году, его длина – 11,4 м, высота – 5,6 м, ширина – 6,2 м, диаметр колёс – 297 сантиметров, мощность двигателя – 1 200 лошадиных сил, а грузоподъёмность – 120 тонн при 88 тоннах собственной массы. До 2012 года он прошёл 868 752 км и наработал 63 258 моточасов под управлением Виктора Шевченко, Романа Кичула, Андрея Богомолова и Михаила Новикова.

А правый «БелАЗ-75306», изготовленный на год позже, в 2003-м, уже длиной 13,4 м, высотой 6,5 м, шириной 7,8 м, грузоподъёмностью 220 тонн при 156 тоннах собственной массы или с полной загрузкой более 370 тонн. Диаметр шин у него – 3,5 метра. За 7 лет работы (2004-2011) самосвал перевёз 13 миллионов 226 тысяч тонн горной породы.
Скажу отдельно о колёсах этих гигантов. В каждом из них установлен отдельный мотор. Сколько они стоят, не скажу, но сама шина – не меньше трёх миллионов рублей. Конечно, новая. Из использованных шин в музее собрана небольшая, но впечатляющая пирамида.

Глаза притягивает шахтный комбайн. Таблички у него, к сожалению, нет. Вытянутый вперёд бур походит на кадры из фильмов «Дрожь земли». Сегодня в шахтах Нерюнгри таких уже нет. Там собираются роботизированные проходческие комплексы, которыми операторы управляют дистанционно, с пульта. Так что этот шахтный комбайн является настоящим раритетом.

Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: