Философия жизни Августины Филипповой

Философия жизни Августины Филипповой

Национальный костюм от мастера – это бренд, известный далеко за пределами Якутии.
09:02
17 июля 2021

Национальный костюм от Августины Филипповой – это целое произведение искусства, бренд, известный далеко за пределами Якутии. Всего порядка двадцати таких роскошных платьев создано мастером, и это не просто наряды, в них заключена целая философия. Своей философией жизни Августина Николаевна поделилась с читателями «Якутии»

Поиск себя 

Августина Филиппова не училась ни на швею, ни на закройщицу, по профессии она художник. И всегда, сколько помнит себя, была рядом с творчеством. Поступила сначала в хореографический класс Аксении Посельской, затем по болезни перешла на режиссёрское отделение культпросветучилища.

Позже закончила с отличием художественное училище, была рекомендована комиссией для поступления в любое учебное заведение по профилю, однако поступать никуда не стала. Так и осталась эта рекомендация, которая до сих пор хранится у Августины.

Закончив училище, поехала в Амгу работать режиссёром в Доме культуры. Тут она получила бесценный опыт – ставила спектакли, в которых было задействовано много самодеятельных артистов, шила для них костюмы.

– Это было время, когда мы много работали. Я рисовала агитационные плакаты, табеля доярок заполняла красивым шрифтом. Ездили также много на гастроли агитбригадой, показывали спектакли для работников совхоза.

Стала делать сама декорации. Ставили такие спектакли как «СуоһалдьыйаТолбонноох» Ивана Алексеева, «Наарасуох» Ивана Гоголева, «В Амге была весна» Василия Харысхала, «Мальчиш-Кибальчиш» Аркадия Гайдара.

Делала все – и хореографом работала, бывало, даже в школе заменяла учителя физкультуры, работала учителем черчения.

Шила на заказ с пятого класса

– Работать с большим количеством людей мне было несложно, так как нас в семье было 9 детей. Всю работу по дому я научилась распределять с детства. Между сестрами делила обязанности – кто моет посуду, кто полы, контролировала, как выполнили работу.

Времени на творчество в детстве не было, но Августина умудрялась рисовать, даже держа в одной руке малыша. Затем стала шить для младших братьев и сестёр одежду – платья в садик, карнавальные костюмы. Таким образом, первый заказ приняла, будучи ученицей пятого класса. Одна женщина, увидев сшитые ею платья на сестрах, заказала похожее для своей дочки. С тех пор Августина стала шить детскую одежду, а потом и наряды подругам.

– На вырученные деньги я покупала ткань, по выходным шила для своих сестер. Также много читала – очень любила сказки Пушкина. Особенно интересовали иллюстрации, которые я подолгу разглядывала.

Из чего придётся

– Когда началась перестройка, уехала к себе на родину в Горный улус, работала в Мытахе в клубе «Школьник», добилась открытия художественного класса. Работала с замечательными педагогами Саввиными – Раиса Захаровна была руководителем, а Вячеслав Романович отвечал за музыкальную часть. Атмосфера была очень творческая, работа – плодотворная. Поставили тогда большой спектакль «Нюргун

Боотур». Сшили сами для спектакля очень много костюмов. Был тогда ещё в селе танцевальный ансамбль «Сир симэгэ».

Это было очень трудное время – время тотального дефицита. А в коллективе было около 80-ти детей, и костюмы надо было шить для каждого номера разные. А в магазинах не было ничего – приходилось шить даже из наволочек, переворачивали кладовки вверх дном в поисках того, из чего можно что-то сшить. Но были все очень дружны – родители, учителя – все работали с нами вместе.

Работа как дизайнера началась, когда Августине стали заказывать разработку эскизов для «Чорон XXI век», статуэток героев олонхо «Нюргун Боотур», ювелирных изделий. Заказов одежды было так много, что и не сосчитать.

Первый успех

– В 1993 году я сшила коллекцию для детей и взрослых, которые потом поехали на международный тур хомусистов. Сценический костюм хомусистки Федоры Гоголевой был изготовлен из обычной сетки от комаров, в ход пошли также штора из конторы и бумажная парча, которую я купила у китайцев. Этот костюм за рубежом имел большой успех, а назвали его «Серебряная госпожа». Федора потом очень благодарила меня за костюм.

Дальше было участие в конкурсе «Дьэргэлгэн», который организовали Лена Голубь, директор

Театра мод «Айыы Куо», и Андрей Колесов. В первом конкурсе Августина заняла первое место, представив коллекцию платьев для выпускного, вечерние платья, детские пальто…

– Вторая коллекция была уже совсем другая. Это были мои первые фантазийные модели. Особенно в моде я не разбиралась и шила их просто как карнавальные костюмы. Идея их создания пришла ко мне неожиданно – я возвращалась с работы, а путь мой лежал через речку. Было очень холодно, под минус 60 градусов, и в тумане я увидела их, стоящих вдоль берега… Когда пришла домой, сразу же зарисовала на краешке газеты увиденное, пока не забыла. Это были олень, глухарь, корова и так далее.

Зрителей поразила моя коллекция – это было очень неожиданно. Думаю, что сами образы пришли ко мне свыше как предзнаменование экологических проблем, предупреждение – берегите природу! Я считаю, такие вещи не случаются просто так. Они мне не приснились, я никогда не думала о том, что буду делать такую коллекцию, они появились в один вечер. Я до сих пор удивляюсь, как это пришло мне в голову – почему вдруг у моделей выросли рога, копыта. Сейчас я понимаю: у природы есть душа, она живая, и посылает нам сигналы.

Казус с конкурсами красоты

Несколько лет подряд участницы конкурсов красоты из Якутии на российских и зарубежных конкурсах становились обладательницами титула «Мисс национальный костюм». Модели брали как готовые, так и шили на заказ. Костюмы от Августины Филипповой никогда не оставались незамеченными и всегда занимали призовые места. Дошло до того, что организаторы посчитали, что конкурс красоты – не для дизайнера Филипповой и установили мораторий на национальные костюмы её авторства, который длился довольно долго – с 2004-го по 2017 год.

– Когда девушка из Мирного вышла в моём костюме, ей сказали: «Снимайте, этой номинации нет». Этот мораторий продлился до 2017 года, до костюма «Кыдааны». А сейчас я вижу, что дизайнеры из других национальных регионов подхватили мою идею и тоже стали делать монументальные костюмы.

У каждого костюма – своя идея

Костюм, который презентовала во время «Игр Манчаары» Августина Филиппова, называется «МааттаХотун».

– Философия костюма такова: территория Горного района расположена на месте, где раньше была тайга, предки наши поселились у речки, мы пили её воду, вскормлены ею, – говорит мастер. – Это дань родной земле, так я отдала ей свой долг.

Идея этого костюма пришла к мастерице давно, а вот воплощение его всё откладывалось. Заказ поступил к «Играм Манчаары», благодаря чему «МааттаХотун», наконец, нашла своё воплощение.

В костюме много вышитых фигурок Иэйиэхсит, под чьим покровительством находятся люди и домашний скот. Эту кропотливую работу автор костюма делала сама, разрешила только помочь ей нанизать простые повторяющиеся узоры. Нагрудное украшение илин кэбисэр, начельник-бастынгу, в общем, все сложные мотивы художник вышивала сама.

– Сшила костюм всего за два месяца. У меня было много помощников, но из-за того, что приходилось учить их онлайн, чуть не опоздали. Было много брака от такого обучения, многое пришлось распарывать и шить заново. Научить шить онлайн невозможно, – сделала для себя вывод мастерица.

Мастер-классы

Августина Филиппова проводит мастер-классы в своей мастерской в Бердигестяхе с напарницей Натальей Михайловой – она технолог, опытная швея. Здесь у Августины Николаевны своя лаборатория.

– Лаборатория у меня появилась благодаря Евгении Исаевне Михайловой, которая приезжала в 2010 году и помогла создать для меня условия, чтобы я работала, – рассказывает Августина Филиппова. – Очень благодарна ей за это. Здесь студенты проходят практику по технологии, швейному делу, вышивке, проводим мастер-классы. Я передаю своё мастерство следующему поколению.

Также Августина Николаевна читает лекции, рассказывает о содержании своих работ – ведь это не просто одежда, а глубокая философия жизни. Мастер считает, что у каждой эпохи свои приметы, потому и костюм имеет свою историю и отражает своё время.

Философию костюма «Туйаарыма Куо» Августина Филиппова объясняет следующим образом:

– Наши дети учат олонхо, заучивают текст наизусть и поют. Понимают ли они его истинный смысл? Думаю, нет. Наша обязанность – объяснить им скрытые смыслы. Все герои олонхо – это явления из жизни. Например, Туйаарыма Куо – это богиня изобилия, все богатства недр земли, духовность народа – всё это воплощено в ней. Абаасы, который хочет украсть её – это внешние враги, которые хотят забрать богатство народа. Сила народа заключена в самосознании, духовности человека, нельзя уступить врагу своё достояние, нужно защищаться своим мышлением, своей мудростью, а не войной.

Сказки Пушкина

– Я много читала раньше, и всё прочитанное понимала по-своему, – объясняет Августина Николаевна. – Особенно мне нравится «Сказка о царе Салтане». Мне кажется, в ней заключена вся философия жизни: «Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» – это намек на то, что если ты поймешь философию жизни, то узнаешь её настоящий вкус, если же будешь ценить только внешнее, всё это пройдёт мимо тебя.

Когда мать с дитём заключают в бочку, в которой они плавают сорок дней, – это намёк на то, что они умерли, считает мастерица. Достигают одинокого острова – это чистилище. У ребёнка грехов нет, он чист – но перед богом все равны. Поэтому он достигает чистилища уже взрослым. Они хотят поесть, у дуба сын приходит к месту, где борются добро со злом – черный коршун и белая лебедь. Если он убьет лебедушку, не пожалев, они будут сыты. Если же он убьет зло, то они пройдут очищение. Так и случается, и они попадают в рай.

В детстве девочка часто задавалась этими вопросами: почему кот – учёный? Почему цепь – золотая? Почему кот ходит днём и ночью? Почему тридцать богатырей выходят, почему у Царевны-Лебеди под косой луна, а во лбу звезда, почему русалка не в воде, а на ветвях?

Размышляя так, со временем она пришла к своему пониманию этой сказки. Вот такая получается философия.

Сегодня Августина Николаевна пишет сама. Она написала уже две сказки – «Чысхаан и Чолбон» и «Ый кыыһа». В планах – издание книги.

– В обычной жизни я живу, как во сне, всё как будто происходит само собой. Когда я рассказываю людям эту свою философию, получается говорить только обрывками, но люди меня всё-таки понимают. Это понимание даёт жизнь. У всех есть творческое начало, у всех своя философия.

Когда мастерица работает на заказ, то приглядывается к человеку – как он выглядит, какая у него жизненная позиция, и только тогда получается интересная вещь.

– Моя цель – не просто скрыть наготу, а подчеркнуть уникальность, показать красоту человека. В этом отличие художника-модельера от рядовой швеи, – говорит мастер.

В планах у Августины Николаевны создать коллекцию по сказкам Пушкина и читать по ним лекции в России. Глобальная её цель – показать, что человек, независимо от национальности – хозяин земли, и человеческая природа едина.

В завершение мастер говорит, что очень любит свою родину, здесь ей хочется творить. Только здесь, на своей родной земле, она чувствует себя свободно и вволю может размышлять над такой загадкой, как смысл человеческой жизни…

+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
20 мая
  • Ощущается: 7°Влажность: 53% Скорость ветра: 4 м/с