Вчера, 19 января, на экраны вышел новый фильм Дмитрия Давыдова «Эдэр саас» («Молодость»).
«Энергетика песен «Хардыы»
– Мировая премьера состоялась в сентябре на Московском кинофестивале, – рассказал режиссер. – 14 января – большая российская премьера в Москве, 16-го – в Санкт-Петербурге, 17-го – в Новосибирске, 18-го – в Екатеринбурге. Потом премьера на фестивале в Финляндии, дальше – Турция.
А по России фильм будет прокатывать компания «Про:взгляд». Прокат проходит в поддержку благотворительной организации «Ночлежка», которая с 1990 года помогает бездомным людям по всей России.
Грант на производство этого фильма нам дал фонд «Синет Сахавуд». Постпродакшн был на «Мосфильме».
Историю мне помогла создать музыка легендарной рок-группы 1990-х «Хардыы». После фильма Ивана Кривогорницына «Ганнибал» мне стала интересна ее история, и энергетика песен под настроение попала. Балабанов, когда снимал «Брата», говорил: «Неважны тексты песен, важна энергетика».
Благодаря постоянному прослушиванию на каждую песню у меня была сформирована отдельная сцена, потом появились персонаж и сама история. Замечательно, что мы помогаем друг другу творить.
А фильм мы снимали в январе 2021 года в Амгинском районе при минус 60-ти, камера у нас два раза замерзала, а исполнитель главной роли бегал практически голый, но мы весело все это сделали.
«Кто поймет, тот поймет»
Но вот кому было невесело, так это оператору Николаю Петрову: над техникой он с помощниками трясся в прямом смысле слова. При съемках на улице сцены «прогоняли» перед штативом, лишь потом выносили камеру – в специально сшитом чехле, укутанную в войлок – и только минут на 15, не больше.
Артиста Саха театра Альберта Алексеева после таких экстремальных съемок впору называть «выжившим». Не каждый бы такое выдержал – даже ради первой главной роли в кино.
До этого он студентом снимался у Никиты Аржакова в фильме «Дивная пора», где играл главного антагониста Анатолия, потом эпизодически появлялся у Романа Дорофеева в «Поспешившем», у Марианны Сиэгэн в «Иччи» и снова у Никиты Аржакова в «Тыгыне Дархане».
А у Дмитрия Давыдова он сыграл человека, который, земную жизнь пройдя до половины, после 20 лет отсутствия возвращается в родную деревню, где его давно все забыли, и пытается там адаптироваться.
Героя своего он охарактеризовал так: «Инфантильный. Психологически незрелый. Синдром Питера Пэна».
А режиссер добавил про «воспитательный момент»:
– Приезжал бы проведать своих каждый год – не было бы того, что показано в фильме.
При этом Дмитрий Давыдов подчеркнул:
– Наш зритель привык смотреть на якутское кино как на «кино о нас». Пора с этим заканчивать. Это не документальное кино, а игровое, придуманное. Я нигде, кроме фильма «Нелегал», не указывал, что это происходит в Якутии.
«Эдэр саас» можно было бы снимать и в Африке, если бы там было холодно, и вообще в любой другой стране, и это был бы тот же самый фильм с тем же самым посылом.
«Эдэр саас» надо воспринимать, как сказку, фантазию, там есть и древнегреческие отсылки – кто поймет, тот поймет.
И ещё режиссер предупредил: «Искусство идет через боль».
Если не боитесь – добро пожаловать на просмотр.
В главных ролях: Альберт Алексеев, Павел Ченянов, Ильяна Павлова, Лена Маркова, артисты Амгинского народного театра.
Доступен по Пушкинской карте.
Режиссер благодарит за поддержку медиацентр СОШ №2 г. Якутска и Амгинский центр культуры.
Фото предоставлено Дмитрием Давыдовым.
This post was published on 20.01.2023 09:01