X

Фильм «Дьулуур: мас-рестлинг» «берет» кинозалы и сердца зрителей

Вышедший в российский прокат 2 июня фильм Валентина Макарова «Дьулуур: мас-рестлинг» признан  «Лучшей режиссерской работой» на XIII международном кинофестивале фильмов для семейного просмотра в Ульяновске, на I фестивале современного и актуального кино «Алафейская гора» в Тобольске завоевал два главных приза — опять-таки за режиссуру и лучшую мужскую роль, а продюсеры Филипп Абрютин и Оксана Лахно продвигают его на зарубежных фестивалях.

«Как Брюс Ли»

При этом режиссер на пресс-конференции сказал: «Снимая его, мы не думали об участии в фестивалях. Мы снимали его в первую очередь для зрителя».
Зритель же голосует рублем: «Дьулуур» — на первом месте по средним сборам и по среднему количеству пришедших на сеанс за последнюю неделю.

Но путь в кинотеатры не был гладким — помешала пандемия: вместо 2020 года он вышел на экраны в 2022-м. Между прочим — перед чемпионатом мира по мас-рестлингу в Якутске, что PR-продюсер картины Яна Байгожаева считает символичным.

Идея снять фильм про этот национальный вид спорта, который сейчас имеет серьезные шансы стать олимпийским, промелькнула в голове режиссера во время просмотра не то «Игр Дыгына», не то других соревнований — сейчас уже не вспомнить.

Но когда после успеха фильма «Кэрэл» Валентин Макаров решил попробовать себя в жанре спортивной драмы, выбор стал очевиден: «Каждый режиссер мечтает снять что-то новое, а фильмов о мас-рестлинге до нас никто не снимал. Мы стали первыми».

В процессе съемок убедились в правильности выбора: «Если бы мы взялись за фильм, например, о хапсагае, пришлось бы отдельно заниматься постановками борцовских схваток. Мас-рестлинг в этом плане проще, здесь актерам главное — передать эмоции».

Хотя это как сказать — исполнитель главной роли Гаврил Менкяров начал тренировки за полгода до съемок.

«Мы поставили перед ним задачу сбросить вес с его тогдашних 80 кг до 70-ти, а желательно — до чуть меньшей цифры, похудеть килограммов так на двенадцать, — вспоминает режиссер. — Ганя сбросил пятнадцать, а потом, когда его вес достиг 64 кг,  нарастил два килограмма уже за счёт чистой мышечной массы. Обещал стать к началу съемок, как Брюс Ли — и стал».

Кстати, изначально Валентин Макаров прочил его не на роль главного героя, а на роль его антагониста: «Ганя везде играет положительные роли, хотелось предложить ему другое амплуа. Но продюсеры, просмотрев пробы Гаврила Менкярова и Владимира Михалёва, предложили поменять их местами».

«Ещё немного, ещё чуть-чуть»

Кастинга как такового не было: «Я же сам актер, коллег своих знаю, поэтому все кастинги у меня воображаемые.

Отбор был только на детские роли, да и то исполнительницу роли младшей сестры Дьулуура Кюннэй, которую сыграла Нарыйа Лаптева, мы нашли на гастролях в селе Хара-Алдан Таттинского улуса.

Там нас пригласили на встречу со школьниками, которые показали представление о детских годах поэта Серафима Романовича Кулачикова-Эллэя. Нарыйа играла его мать.

Эта большеглазая девочка сразу привлекла наше внимание: не по-детски серьезный взгляд, да и держалась она тоже, как взрослая, и дело было вовсе не в возрастной роли, которая ей досталась.

Вечером мы позвали ее уже с мамой и попросили сыграть на камеру непростую сцену, когда Дьулуур приходит к Кюннэй в интернат, а она его спрашивает, заберёт ли он ее оттуда. Хотя, если честно, в  способностях нашей маленькой артистки и тогда особых сомнений не было: мы больше хотели проверить, способна ли она заучивать текст.

Оказалось, что не просто способна, а ещё и может перестраиваться на ходу: если в школьной постановке она свои слова  произносила так, как ее научили, то здесь мы попросили ее говорить естественно, и она сделала все, как надо.

После просмотра записи продюсеры сказали, что да, эту девочку надо иметь в виду. Но кастинг на роль Кюннэй все же провели. И все равно Нарыйа оказалась лучшей. Она для нас — подарок судьбы.

Так что с актерами сложностей не было, а вот с массовкой — были, и ещё какие.

Якутские фильмы снимаются преимущественно летом, когда актеры в отпусках, потому что зимой они все задействованы в своих театрах. Но именно летом невозможно собрать большую массовку: мужчины все на сенокосе, в строительных бригадах или ещё где на заработках — говорят же, что летний день год кормит, и у нас это действительно так.

Хорошо, что есть ватсап: разослали объявления по всем своим группам, собрали народ. Но пришлось и помаяться в ожидании, и поволноваться — придут или нет?

Когда же массовка понадобилась ещё и осенью, я лично обходил наши учебные заведения с просьбой отпустить студентов на съемки. Спасибо их руководителям — люди оказались понимающие, поддержали.

Но съемочный процесс всегда сопряжён с долгим ожиданием, о чем человек со стороны, конечно, не догадывается, и в разгар процесса приходилось буквально упрашивать массовку не разбегаться, дотерпеть «ещё немного, ещё чуть-чуть» — и так до 23 часов. Так что большое спасибо и им — за то, что выдержали».

«Было бы время»

— И земной поклон — всей команде. Наш фильм дважды отмечен за лучшую режиссуру, но режиссер — такая профессия, где один в поле не воин. Это всегда общие усилия, и награда — на всех.

Ожидали ли мы такого успеха? После съемок, монтажа, озвучки у меня лично глаз настолько замылился, что я понятия не имел, как зритель примет фильм.

Тем радостнее было, что и знакомые, и незнакомые люди говорили мне, что до последнего переживали, вдруг Дьулуур проиграет: «Умом понимаем, что по закону жанра должен победить, а все равно до самого финала на нервах».

Что особенно ценно: отмечают именно спортивные моменты. Я в школе немного занимался мас-рестлингом, в четвертом классе даже занял третье место в школьных соревнованиях, а мои братья увлекались им всерьез, я ходил с ними в спортзал на тренировки и видел, как они там выкладываются. Поэтому, конечно, важно было нигде не сфальшивить.

Ещё дороги отзывы тех людей, которые посмотрели наш фильм всей семьёй, а потом писали, что их дети до самого конца сидели, не шелохнувшись и буквально впившись взглядом в экран. Мы с самого начала планировали снять фильм именно для семейного просмотра — и рады, что это у нас получилось.

В дальнейших планах — попробовать новый жанр. Было бы время, которого всегда катастрофически не хватает. На один только сценарий уходит не меньше года, но здесь как раз спешить не надо: сценарий — это основа основ, и небрежности не прощает. Потом поиск денег, проблемы с актерами — в том плане, что их не хватает. Это только кажется, что их много.

Но все искупается тем, что эти треволнения проходят, а кино остаётся — для наших детей, для внуков. Жизнь так быстротечна, так хрупка, потому для меня и ценна возможность запечатлеть ее мгновения на пленке».

Фильм создан продюсерским центром «Молодежные инициативы» совместно с кинокомпанией «Скаzка», творческим объединением «Ayar aat», киностудией «Сахафильм» при поддержке Министерства культуры РФ.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 11.06.2022 10:21

Related Post