III фестиваль оперного искусства «Ария Севера» всколыхнул театральную жизнь Якутска. Четыре спектакля (два из которых – на языке оригинала) и гала-концерт – и все это за десять дней.
Встречи с любимыми
Открывала фестиваль опера «Князь Игорь» в постановке Андрея Борисова. К слову, роль Половецкой девушки в нем сыграла заместитель министра культуры и духовного развития РС(Я) Марина Силина. Где еще такое возможно?
В «Севильском цирюльнике» партию Розины исполнила Людмила Кузьмина – наша землячка, которая приехала из родного города Джоаккино Россини – Пезаро: она теперь живет в том самом доме, где жил композитор, так что партию Розины певица разучивала в тех стенах, которые слышали маэстро.
Кроме «Севильского цирюльника» на языке оригинала прозвучала «Кармен».
А помимо опер, в программе фестиваля была и оперетта – «Сильва», премьера которой состоялась в Якутске в декабре 2020 года, во время пандемии, так что наши меломаны не успели ею насладиться в полной мере. И вот – новая встреча.
– Феерично! – так оценила «Сильву» Марина Силина, добавив, что эта искрометная постановка «согрела сердца, зажгла вдохновением».
Под гром оваций
Народный артист РС(Я) Александр Емельянов в роли Ферри был неподражаем: невозможно удержаться от улыбки, когда этот завсегдатай варьете хватается за поясницу (проклятый радикулит!), но в следующий момент мы видим перед собой человека, который не может (и не хочет) забыть свою единственную любовь. «Печаль моя светла», как сказал Пушкин, и эту печаль артист смог выразить, не нарушая законов жанра, требующего счастливого финала.
А как хороши Алексей Иванов и Мария Михайлова в ролях друга князя Эдвина, графа Бони, и его кузины Стасси! Какой вокал и какое актерское мастерство! Они не просто не затерялись на фоне звёзд столичной сцены, а были на равных с ними, и бурные аплодисменты, в которых их искупала в финале благодарная публика – тому подтверждение.
И мадам Жужу (народная артистка РС(Я) Феодосия Шахурдина) в наряде алого цвета с юбкой а ля розанчик – несравненна! Это, можно сказать, душа заведения. Хильда, Сильва и все остальные могут приходить и уходить, выходить замуж за князей и отбывать в Америку – она же вечно пребудет тут, с рюмочкой для страждущих наготове.
А «совершенно трезвый нотариус» (Артем Михайлов)! Состояние нестояния ничуть не мешает ему исполнять свои обязанности в неурочное время и не в самом подходящем месте, мало того – он, не приходя в сознание, способен уловить самую суть происходящего: непроизвольно вырвавшееся из его уст «а она девица?» производит в нужный момент эффект разорвавшейся бомбы…
Ни секунды передышки
Восхитительны «красотки кабаре» – Зинаида Колодезникова, Дина Охлопкова, заслуженная артистка РС(Я) Анна Згонникова, заслуженная артистка РС(Я) Анна Дьячковская. Понятен восторг князя Леопольда (народный артист РС(Я) Юрий Баишев) от предъявленных ему «прекрасных мест»! Любой мужчина позавидует этому «потомку Хама» – только, конечно, не тогда, когда он пребывает в ипостаси «перепуганного папули», загнанного под каблук «разгневанной мамули». Что и говорить, Юрий Баишев и Айталина Адамова хороши как в высоких трагедиях, так и в комедиях.
Княгиня Анхильта (народная артистка РФ и РС(Я) Айталина Адамова), увлекающая своих высокородных гостей подальше от скандала, в оранжерею, изумительна. И еще более изумительна эта дама, когда легким движением руки ее строгий черный наряд превращается в нечто соблазнительно-провокационное, а она возвращается к самой себе – «бронзовой Хильде», навсегда разбившей сердце бедного Ферри.
От такого калейдоскопа событий, мелькания стройных ножек, блесток и манящих декольте – голова кругом. Сцена непрерывно в движении, у зрителя нет ни секунды передышки – развеселое варьете сменяется княжескими покоями, откуда гостей то и дело утаскивают в оранжерею, чтоб ей провалиться, и только один из визитеров (Александр Донской) воспринимает происходящее с перманентным энтузиазмом, выдавая реплики, от которых зал покатывается со смеху. Два с половиной часа пролетают совершенно незаметно!
«На пользу роли»
– Петь на одной сцене с приглашенными солистами – это и ответственность, и удовольствие, а самое главное – это повышение профессионального мастерства, – поделилась Зинаида Колодезникова. – Обогатила нас и работа с приглашенным дирижером. Все это идет на пользу роли, образу – появляются новые нюансы, оттенки.
– Фестиваль дал мне возможность выступить с моими родными коллегами и теми, с которыми я работал в других театрах: Ларисой Андреевой из Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и Вадимом Бабичуком из Ростовского музыкального театра, – рассказал Александр Емельянов. – Для солистов оперы, хора, оркестра, балета и всего нашего коллектива это большой праздник высокого оперного искусства. Мне посчастливилось исполнять партии почти в каждом спектакле, а каждое выступление – это опыт, своего рода мастер-класс. И самое главное – зрителям, судя по аншлагам и тем овациям, которые они устраивали, очень понравилось.
«С самыми теплыми чувствами»
Среди высоких гостей фестиваля была кандидат искусствоведения Светлана Потемкина.
– Любой фестиваль – возможность увидеть новое – и артистам, и зрителям, – сказала Светлана Борисовна. – На закрытии фестиваля «Ария Севера» прозвучало много теплых слов о приглашенных солистах. Причём говорили и зрители, и артисты труппы, которые и сами выходили в эти дни на сцену театра.
На меня произвело впечатление и то, как работают все цеха: гримеры, костюмеры, режиссер и помреж, администраторы и литературная часть. Про хор и балет даже не говорю – все трудятся с полной отдачей и очень любят свой театр.
Именно поэтому на одном дыхании смотрятся и «Князь Игорь», и «Севильский цирюльник», и «Кармен». Но «Сильва» достойна отдельного упоминания. «Ария Севера» – оперный фестиваль, и конечно, важно было пригласить таких артистов, благодаря которым зритель по-новому увидит этот жанр. И театр не прогадал, пригласив солистку московского театра «На Басманной» Ирину Суханову – она блистательна в этом жанре, который на самом деле очень сложный, в нем легко сфальшивить.
Замечательно сказал на закрытии фестиваля концертмейстер театра: «Она дала нам не только мастер-класс по актерскому мастерству, а показала, как жить на сцене».
За дирижерским пультом в этот вечер стоял Борис Нодельман – главный дирижер Свердловского академического театра музыкальной комедии. И оркестр тоже зазвучал иначе – динамично и очень эмоционально.
А потом была «Кармен» с замечательной Ларисой Андреевой, тоже москвичкой, и в финале – гала-концерт с участием всей труппы. Подробная рецензия впереди, но уезжаю с самыми тёплыми чувствами и огромным количеством впечатлений от театра, фестиваля, Якутска и его жителей.
«Земной поклон»
Завершить же хочется высказыванием заслуженной артистки РФ, народной артистки РС(Я) Альбины Кычкиной-Борисовой:
– Нынешний фестиваль прошел в непростых условиях. Мы сейчас живем под девизом «Все для фронта, все для Победы!». В отсутствие государственного финансирования руководство театра сумело преодолеть все организационные трудности, и удалось это благодаря спонсорской помощи неравнодушных людей, любящих и понимающих высокое искусство оперы. Земной им поклон от всего коллектива.
Я считаю, что музы не должны молчать в такое время, когда гремят пушки. Музы должны вселять в души и сердца людей веру в добро, любовь и мир. Мы все сейчас – защитники нашей Родины на духовном фронте, а музыка во все времена объединяла людей, и наш фестиваль «Ария Севера» – тому подтверждение.
P.S. Фестиваль «Ария Севера» прошел при поддержке ПАО «Якутскэнерго», ООО «Арктик Капитал», АО «Комдрагметалл РС(Я)», Союза «Торгово-промышленная палата РС(Я)», ООО «Авиа Флайт», гостиницы «Парус», мини-гостиницы «Браво», Ассоциации СРО «Союз строителей Якутии», мецената Андрея Халдеева.
«Прекрасен наш союз»
Напоследок — новость: директор ГТОиБ Владислав Левочкин вошел в состав правления Ассоциации музыкальных театров России.
– На сегодня она объединяет 67 организаций России и ближнего зарубежья, – пояснил Владислав Валерьевич. – Вместе мы можем обсуждать и решать наболевшие вопросы в сфере авторского права, подготовки кадров, новых изменений в законодательстве, внедрения цифровых технологий. К примеру, очень полезным стало обсуждение нового закона о маркировке рекламы. Кроме того, ассоциация регулярно проводит творческие лаборатории и фестиваль «Видеть музыку», оказывает содействие театрам провинции в предоставлении площадок на сценах столичных театров.
Таким образом, Ассоциация дает возможность для развития партнерства, реализации совместных творческих и гастрольных проектов.
This post was published on 18.11.2023 10:00