Эволюция пространства и времени: в НХМ открылась выставка Александры Бочкаревой
В Выставочном зале Национального художественного музея (Кирова, 12) открылась выставка заслуженного деятеля искусств РС(Я) Александры Бочкарёвой-Сууралдьыма Куо «Эволюция пространства и времени».
Из рода Кудангсы Великого
— Она обращалась ко всем жанрам — пейзажу, портрету, но ее главное направление — фольклор, история, эпос на грани фэнтези, мифологии. И это главная тема выставки, — сказала на открытии куратор — заслуженный деятель искусств РФ и РС(Я), главный научный сотрудник НХМ Ася Габышева. — Род ее очень древний: семейное предание гласит, что их предком был Кудангса Великий.
А родилась она на берегу Амги, в селении Мырыла, у подножия священной горы Тэйэр Хайа.
Отец Александры был поэтом-импровизатором (этот дар унаследовала и дочь), а мама и бабушка славились своим шитьем.
После школы она поступила в Якутское художественное училище. Курс был уникальный, там учились Лена Гоголева, Михаил Старостин. Изначально его вел театральный художник, график, заслуженный деятель искусств ЯАССР Владимир Иванов, затем часть студентов перешла к Юрию Вотякову.
После окончания училища в 1977 году она поступила в Дальневосточный институт искусств, где училась у народного художника России Сергея Левитина.
Ее творческие искания изменились с того момента, когда она, собирая материалы для дипломной работы, поехала в Черкех Таттинского улуса, где встретилась с Суоруном Омоллоном. Там она увидела, с каким тщанием он собирает предметы народного искусства, свозит в одно место старинные строения, создавая музей под открытым небом, и ее интересы сложились.
Смесь истории, фольклора, мифологии в ее картинах будоражит какие-то древние, архаичные чувства, при углублении в ее работы возникает почти мистическое настроение. В то же время ее композиции по-детски наивны или глубоко философичны, и они никого не оставляют равнодушным.
— Произведения уникальные, очень эмоциональные, наполненные аллегорией, символикой, раскрывающей духовный мир народа, — подчеркнула генеральный директор НХМ Влада Тимофеева. — Александра Бочкарева всю жизнь посвятила изучению национальной культуры, и в сакральное время ысыаха мы открываем ее интересную, самобытную выставку.
«Что останется нашим детям?»
— На таких людях, как Александра Самсоновна, держится наш союз, — сказала председатель правления Союза художников Якутии Ольга Скорикова. — Она одной из первых откликается на любые призывы и инициативы, принимая в них самое горячее участие: вела мастер-классы для подростков с ограниченными возможностями здоровья, выезжала со своими проектами по улусам. Второго такого общественно активного деятеля у нас нет. При этом у нее огромное количество прекрасных, очень продуманных по сюжетам и деталям работ, идущих от сердца.
А когда бываешь у нее в мастерской, она не просто чаем напоит, но ещё и накормит. Шура — человек, который всегда улыбается, что сейчас очень редко встречается, она всегда открыта к общению и всегда нарядно одета. Мы ее очень уважаем, очень любим.
Что касается экспозиции, то она очень удачная и раскрыла все достоинства и все качества Александры.
На открытии выставки присутствовали художники из Приморья, и одна из них, член-корреспондент Российской Академии художеств, кандидат искусствоведения, главный специалист филиала Третьяковской галереи Ольга Зотова, начав свое выступление со слов «мы все очень связаны, искусство — наша общая Земля», сказала, что картина Александры Бочкаревой «Уруу ысыага» примет участие в региональной выставке «Дальний Восток» в Улан-Удэ: «Одна из самых красивых тем, которая подчеркивает особенности национальной культуры Якутии».
Художница писала эту картину 25 лет, а материал для нее, по собственному признанию, собирала с 1980-х годов, когда задумалась, «что останется нашим детям, нашим правнукам?».
О ее произведениях высказались и земляки-чурапчинцы — редактор дирекции Якутского радио Иван Тарасов («светлые работы») и Тарас Тарасов-Тускул, чей зять, тракторист Иннокентий Старостин был запечатлен Александрой Бочкаревой на портрете под названием «Хозяин земли».
— Она изобразила его на пашне, возле трактора, в минуту отдыха. На перевёрнутом ящике — буханка черного хлеба и банка тушёнки. По всему миру «поездила» потом эта картина.
— В названии этой картины и в самой картине заключён глубокий смысл: он потому и хозяин земли, что в его душе живёт любовь к ней — живой, дышащей, — развила тему заслуженный деятель искусств РС(Я), исполнительный директор детской телерадиоакадемии «Полярная звезда» НВК «Саха» Татьяна Гоголева. — Работы художников, книги писателей показывают, как и чем жил народ в ту или иную эпоху.
В наше непростое время Александра Самсоновна своим искусством учит детей республики всех национальностей любить свою родину, почитать своих родителей, что очень актуально сейчас, когда многие забыли слово «ответственность», забыли слово «надо».
«Нынешняя молодежь перестала себя слушать», — это слова Гурия Турантаева. А нужно уметь слушать свою природу, как это делают художники, как это делает Александра Самсоновна. Быть живым, уметь творить, делать добро — другой миссии у человека нет. Все это есть в ее картинах.
— Само название сегодняшней выставки говорит о том, что творец — свидетель нашего времени, — отметила доктор социологических наук, кандидат психологических наук Ульяна Винокурова. — Это творчество, устремленное в будущее, мечта о счастливой судьбе народов России. Александра Бочкарева работает в прямом диалоге с родным народом, формируя философию добра, высокой социальной ответственности.
Художники всегда работают где-то высоко, в пространстве, отделенном от земли, а вот она — от земли, притом от чурапчинской земли, которая выдержала испытание засухой, голодом, историей. Она действительно народная, и хочется, чтобы сегодняшняя выставка стала заявкой на признание Александры Самсоновны Бочкаревой народным художником Якутии.
«Мои дети»
— Сегодня меня спросили: «Какую свою картину ты больше любишь?» Я все люблю. Все они мне очень дороги. Это мои дети, — сказала виновница торжества. — Сегодня очень хорошо сказали, что они по-детски наивные. А что такое наивность? Наивность — это чистота детской души. Я так и пишу — что вижу, что чувствую, не прикрываясь ничем.
Некоторые из моих картин написаны в раздумьях, что нас ожидает в будущем, что принесет следующее тысячелетие человечеству, Земле. Когда я их писала, иногда мне небеса подсказывали — так бывает у художников.
Есть здесь и картины, которые выстраданы. После страшного пожара в Сыдыбыле я не могла спать, даже запах гари постоянно чувствовала. Знакомые художники сказали: «Пиши, что чувствуешь». Я написала. После этого отпустило. А потом ко мне в мастерскую пришли и сказали: «Это наша картина», — и забрали. На выставку ее привезли из музея Сыдыбыла.
«Аал Луук Мас» купили через два дня после того, как я написала эту картину, а через несколько недель сказали: «Эта картина даёт нам радость». Мне приятно, что картины уходят в хорошие руки. Поэтому картину «Шаман» я подарила музею. Хочу, чтобы люди видели ее в музейных стенах.
P.S. «Шамана» вы уже сейчас можете увидеть на выставке «Эволюция пространства и времени» в числе других работ Александры Бочкаревой.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: