X

Электронный больничный: что поменяется в 2022 году по социальным выплатам

С 1 января 2022 года больничные будут оформляться только в электронном виде, а выплаты по ним будут проактивными (беззаявительными). Об этом рассказала управляющий региональным отделением Фонда социального страхования РФ по РС(Я) Марина Герман.

Удобно для всех

С нового года уведомления об открытии больничного листа и любом изменении статуса документа (продлении или закрытии) будут приходить работодателям в автоматическом режиме. В Фонд социального страхования РФ все сведения будет направлять медицинская организация.

Таким образом, с 1 января 2022 года привычный формат бумажных больничных листов отменяется, хотя до конца этого года люди все еще могут выбирать бумажную либо электронную форму.

— Отметим, что электронные листки нетрудоспособности у нас стали вводиться еще с 2017 года. Электронный листок нетрудоспособности полностью исключает представление работниками поддельных листков нетрудоспособности (ФСС проверяет подлинность ЭЛН, и работодатель, запрашивая его у фонда для оплаты, может не сомневаться в достоверности сведений).

У работодателей нет необходимости обеспечивать сохранность – вся информация с момента открытия ЭЛН хранится в системе ФСС и может запрашиваться страхователем неоднократно, а при проведении Фондом проверок страхователей представлять ЭЛН сотрудникам ФСС не потребуется. Чтобы страхователь мог в кратчайший срок направить информацию без ошибок и в полном объеме, ФСС разработал и запустил систему Социального Электронного Документооборота (СЭДО) для обмена юридически значимыми электронными документами между Фондом и страхователями-работодателями.

Учитывая преимущества электронного взаимодействия с Фондом, считаем необходимым юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям подключиться к сервису СЭДО уже сейчас, — подчеркнула Марина Герман.

В настоящее время в СЭДО реализована функция по обмену оперативной информацией в рамках реализации механизма «прямых выплат» пособий.

СЭДО – бесплатный электронный сервис. Он интегрирован в бухгалтерские программы СБИС, 1С, СКБ Контур, Парус, Такском и пр. Для подключения к социальному электронному документообороту достаточно включить нужную опцию в используемой бухгалтерской программе.

Есть еще один несомненный плюс, мы, работники, в любой момент можем узнать, какая выплата нам положена. А Фонду станет легче контролировать листки нетрудоспособности, а значит ошибок станет меньше.

Кроме того, электронные документы невозможно испортить или потерять.

К слову, электронные листы нетрудоспособности выдают все медицинские организации республики. Так, с 1 января 2021 года государственными медицинскими организациями республики оформлено 309 075 электронных больничных листов.

Напомним, электронные листы нетрудоспособности в Якутии начали выдавать с 1 июля 2017 года. За этот период оформлено 759 082 электронных больничных листа.

Прямые выплаты

— С 1 января 2020 года мы реализуем пилотный проект «Прямые выплаты», а до этого действовал зачетный механизм, то есть пособия работнику выплачивал непосредственно работодатель, а в Фонд он перечислял разницу между суммой начисленных страховых взносов и выплаченных пособий, затем обращался за возмещением понесенных расходов.

Преимущества перехода по проекту «Прямые выплаты» очевидны для всех участников проекта: как для получателей выплат, так и для работодателей. Следует отметить, что это дополнительные механизмы защиты работающих граждан, их социальной и экономической поддержки. Новый порядок выплаты пособий дает гражданам гарантии независимо от финансового положения предприятия, добросовестности работодателя получить пособия своевременно и в полном объеме. Если заявление работника поступило работодателю, то работодатель обязан в установленный срок направить его в региональное отделение вместе со сведениями и документами на основание для выплат работникам. Работодатель формирует пакет документов или электронный реестр с необходимыми сведениями для назначения, расчета и перечисления пособий: о среднем заработке, периоде страхового случая, расчетном периоде и т.д., — объяснила Марина Герман.

Кстати, если ранее оформление документов и направление сведений в региональное отделение Фонда составляло пять календарных дней, то теперь сроки сократятся до трех рабочих дней.

При этом предусмотрена и административная ответственность, если сведения будут направлены не в установленные сроки.

Социальный документооборот

Кроме того, для повышения эффективности и значительного ускорения информационного взаимодействия со страхователями Фондом внедрена система социального электронного документооборота.

Это позволяет региональному отделению направлять страхователю документы (информацию) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи как при прямом подключении к данному электронному сервису Фонда с помощью программного обеспечения страхователя, так и с использованием программного продукта разработчиков программного обеспечения электронного документооборота, а страхователю — их получать по указанным каналам связи электронного взаимодействия.

На такой электронный документооборот к установленному сроку должны перейти все работодатели.

— Работодатели должны перейти на электронный документооборот с 1 января 2022 года. На своем сайте мы разместили всю необходимую информацию, проводим разъяснительные семинары. Словом, до 20 декабря, то есть до конца года, все должны подключиться к этой системе. Кроме того, у нас есть горячая линия, позвонив туда, можно получить всю информацию, — прокомментировала Марина Герман.

По ее словам, практически 50% работодателей в Абыйском, Эвено-Бытантайском, Мегино-Кангаласском улусах уже подключились к данной услуге.

Немного отстают Алданский, Оймяконский, Среднеколымский, Томпонский районы.

До конца этого года россияне еще могут оформить бумажный больничный, однако уже 96% работников предоставляют работодателям электронную версию документа.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 22.12.2021 17:35

Related Post