Экспорт Якутии: легко ли завоевать международный рынок
Сделать якутскую продукцию узнаваемой, помочь малому и среднему бизнесу в продвижении за рубежом – главные цели работы Центра поддержки экспорта РС(Я). Ведомство молодое, сначала функционировало как отдел в Агентстве по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, а в конце 2020 года стало отдельной организацией и сегодня продолжает свою деятельность в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ.
Центр поддержки экспорта работает при Министерстве по внешним связям и делам народов Якутии в рамках реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» и регпроекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства».
Директор центра Лина Петрова рассказала, какими товарами из республики интересуются зарубежные партнёры, и чем может помочь центр экспортно- ориентированным компаниям.
Бизнес «созрел»
– Лина Даниловна, в самостоятельное плавание как Центр поддержки экспорта вы вышли в 2020 году, когда во всём мире буйствовала пандемия. С какими трудностями вы столкнулись?
– Действительно, самым сложным выдался для всех нас 2020 год. Многие предприниматели только начинали адаптироваться к новым условиям ведения бизнеса, кто-то восстанавливался, поэтому слово «экспорт» многих пугало.
Тогда из-за приостановления международного авиасообщения на время прекратилась поставка международных отправлений по привычным логистическим цепочкам. Такая ситуация создавала большие помехи в развитии экспорта. Тем не менее, к концу 2020 года семь якутских компаний малого и среднего бизнеса отгрузили продукцию за рубеж.
В 2021 году бизнес начал выходить из пандемийного застоя, люди поняли, что, несмотря на пандемию, экспортный бизнес возможен через электронные торговые площадки, также возможно отправлять товар через транспортные компании. Таким образом, бизнес адаптировался и прошлый год прошёл более оживленно.
По статистической информации Федерального таможенного управления, в 2021 году официально насчитывалось 24 экспортера из числа малого и среднего бизнеса. Цифры не такие большие, как в приграничных регионах России, поэтому на нас большая ответственность – вовлечь больше представителей малого и среднего бизнеса в экспортную деятельность.
– Кто может стать вашим клиентом?
– Их у нас три категории. Первые – это те, кто интересуется внешнеэкономической деятельностью, чтобы выйти на экспорт. Вторая категория – предприниматели, у которых есть разовый опыт работы с иностранными партнёрами, нерегулярные поставки за границу. Третья категория – это те, кто систематично экспортирует, у кого есть постоянные иностранные покупатели. Последних у нас не так много, но они есть.
Наша основная цель – увеличение доли малого и среднего предпринимательства — экспортёров в общем объёме несырьевого экспорта Якутии. Расширение товарной номенклатуры на экспорт, расширение географии стран экспорта и привлечение валютной выручки в регион. В нашем арсенале уже немало успешных кейсов, так что надеемся, заинтересованных в выходе на новый уровень предпринимателей станет больше.
От бижутерии до мамонтовой кости
– Компании республики уже представлены на международном рынке, в основном, это сырьевой экспорт. А чем может заинтересовать иностранцев малый и средний бизнес Якутии?
– Если говорить в целом об экспорте Якутии, то его общий объём в 2021 году составил 5,5 млрд долларов США. Это довольно много, но в общей структуре экспорта 95% представлено сырьём: алмазы, уголь, сжиженный природный газ. И только пять процентов приходится на несырьевые неэнергетические товары.
Если говорить о несырьевом экспорте, Якутия экспортирует бриллианты, пиломатериалы, бивни мамонта и полуфабрикаты из них. Есть разовые продажи на электронных торговых площадках. Это игрушки, платья, бижутерия. Также экспортируются алкогольные и безалкогольные напитки, пищевая продукция, в частности, якутский иван-чай.
Любая страна интересуется товарами первой необходимости, в основном, это пищевая продукция, энергетические ресурсы. Мы работаем со всеми 55 торговыми представительствами России за рубежом. Ежемесячно они нам направляют документ, в котором отображается спрос на товары из России.
Так, в последнем документе был отображён спрос на пищевую продукцию, чаи, пиломатериалы, пеллеты и органические удобрения. Такой список мы публикуем на своём сайте, на страницах в социальных сетях. Предприниматели могут ознакомиться, на что есть спрос со стороны иностранных государств и отталкиваться от него при планировании экспортной деятельности.
– Судя по всему, большой интерес со стороны иностранных покупателей вызывают бивни мамонта и изделия из них. Добыча же ископаемых не закреплена законодательно. Не возникает ли проблем с оформлением таможенных документов, например?
– При оформлении всех документов в соответствии с действующим законодательством экспорт бивней мамонта разрешается. В 2019 году якутская компания – экспортёр изделий и полуфабрикатов из бивней мамонта – стала победителем Окружного этапа ежегодного конкурса «Экспортёр года» в Дальневосточном федеральном округе.
Разворот на дружественные страны
– В свете последних событий, когда многие границы закрыты, с какими странами работают якутские предприниматели?
– Якутский малый и средний бизнес больше работает с Китаем. В последнее время усиливается монгольское и казахстанское направления. После введения санкционных ограничений у нас появился ряд дружественных стран, с которыми отношения, наоборот, укрепились. Тесные дружественные двухсторонние отношения позволяют наладить экспорт в такие страны, как Китай, Монголия, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Турция, Индия, Вьетнам и Объединённые Арабские Эмираты. Рынок ОАЭ привлекателен, так как в стране высокая платежеспособность, есть потенциал для экспорта недешёвых якутских товаров и услуг. Причины относительно недешёвой стоимости понятны – дорогая логистика, высокие тарифы на электроэнергию и пр. Это всё отражается на итоговой стоимости конечного товара. Поэтому по покупательской способности мы тоже можем рассматривать страны арабского мира – регион MENA (Ближний Восток и Северная Африка).
До 2022 года большой популярностью для размещения товаров пользовались электронные торговые площадки Ebay и Etsy. На фоне введения санкционных ограничений появились проблемы с получением валютной выручки, сейчас эта проблема решается путём размещения на ЭТП в дружественных странах. Например, сегодня продукцию якутских производителей мы размещаем на Амазоне Турции.
– Кроме бриллиантов и мамонтовой кости, чем можно заинтересовать иностранных покупателей?
– Тут может быть и косметическая, пищевая продукция. Даже если мы будем изготавливать свой шоколад, но в больших количествах, это тоже будет привлекательно для иностранцев. Важно учесть срок годности, товар на экспорт должен обладать сроком годности от года и более. Одежда тоже может быть востребована, при условии, что будет организовано массовое производство. Продать за границу можно всё что угодно, главное – нужны большие объёмы, чтобы уменьшить себестоимость на единицу продукции. Потенциал у якутских предпринимателей есть! Приглашаем воспользоваться нашими услугами и сделать новый шаг в развитии своего бизнеса.
***
Центр поддержки экспорта проводит различные семинары при участии экспертов Российского экспортного центра, на которых предпринимателей учат правильно вести экспортную деятельность, дают понять в целом, что такое экспорт. Именно в процессе обучения складывается системное представление о ведении экспортного бизнеса.
Также центр оказывает услуги по бесплатному участию в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, бизнес-миссиях, сопровождает реализацию экспортного контракта при наличии иностранного покупателя, по бесплатному размещению на международных маркет-плейсах и многое другое. Ежегодно в республике проводится региональный конкурс «Экспортёр года». С более подробной информацией о государственной поддержке экспортеров можно ознакомиться на сайте центра: yakutiaexport.com.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: