Стартует очередной этап совместной экспедиции Русского географического общества (РГО) и Минобороны РФ по обследованию аэродромов воздушной трассы Аляска – Сибирь (Алсиб). Специалисты изучили состояние 11 аэродромов в Чукотском АО, Магаданской области и Якутии. Экспедиции предшествовала большая работа в архивах.
Соединительный путь
В годы Великой Отечественной войны Алсиб был авиакоридором, соединяющим США и СССР. Аэродромы трассы Фэрбенкс (Аляска, США) – Красноярск выступали перевалочными пунктами для поставок американских боевых самолётов по договору ленд-лиза. Несмотря на труднодоступность районов, где строились аэродромы, их возводили в кратчайшие сроки – за пять-восемь месяцев. С 1942 по 1945 год по Алсибу наши войска получили около восьми тысяч самолётов, сыгравших важную роль в Победе.
Полевой этап
Руководитель Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Сергей Чечулин рассказал, что 27 июля стартовал полевой этап экспедиции. Тогда команда специалистов из РГО, Экспедиционного центра Минобороны РФ и других организаций вылетела на Дальний Восток.
Построенные в войну посадочные полосы использовались и долгие годы после Великой Отечественной, а некоторые пригодны для эксплуатации и по сей день. При этом такая всесторонняя работа по их изучению проводится впервые.
Аэродромы исследовались по порядку – с востока на запад. Первым на пути из Америки был аэродром Чаплино – самый восточный на участке Уэлькаль – Красноярск. Взлётная полоса расположена на косе на берегу Берингова моря. Строительство аэродрома началось летом 1944-го и закончилось к концу того же года.
К сегодняшнему дню форма косы успела измениться – часть взлётной полосы подмыта и занесена песком. Но это не помешало участникам экспедиции обнаружить аэродромные траки трёх видов – американские и советские, а также остатки тяжёлого бомбардировщика.
Также экспедиция обследовала базовый на Красноярской воздушной трассе аэродром Уэлькаль. Он построен на морской косе по уникальной технологии – на подготовленное гравийное основание укладывались деревянные бруски, образующие клеточный каркас. В образовавшиеся ячейки утрамбовывалась приготовленная смесь из гравия, песка и глины.
В окрестностях аэродрома обнаружены места падения и обломки нескольких самолётов: транспортного Г-1, истребителей Як-9 и Ла-11. Участников впечатлило изобилие скелетов китов, лежащих прямо на взлётно-посадочной полосе. Очевидно, местные жители разделывали здесь морского зверя.
Экспедиционному отряду удалось подробно обследовать аэродром Танюрер – его построили в 1944 году в глухой тундре всего за два с половиной месяца. По архивным данным, туда доставили 14 американских грузовых машин «Студебеккер». Три из них обнаружила экспедиция РГО, машины хорошо сохранились: на некоторых кабинах отчётливо видны американские и советские аэродромные номера.
Саму взлётно-посадочную полосу нашли с трудом. Поисковики наткнулись на фрагмент уложенных вместе плит, простукивая их лопатой, – площадку примерно 30 на 60 метров. Если её расчистить, можно сажать вертолёты. Помимо поисковых работ участники экспедиции привели в порядок покосившуюся стелу, установленную на кладбище приаэродромного посёлка, где захоронен экипаж транспортного самолёта, погибшего в начале 1950-х.
Участники экспедиции по обследованию аэродромов прибыли в село Тарат, вблизи которого находился один из ледовых аэродромов воздушной трассы Алсиб. Они приняли участие в торжественном митинге и установке памятника труженикам, обеспечившим работу трассы.
В военное время неподалеку от Якутска был сооружён запасной ледовый аэродром для перегонки самолётов союзников на запад: из-за частых и густых туманов в зимнее время аэродром Якутска не мог регулярно принимать самолёты. Было выбрано наиболее подходящее место в 58 километрах от Якутска – озеро Сэгэлэй в селе Тюнгюлю Мегино-Кангаласского района.
В ноябре 1942 года по приказу начальника Управления Воздушной трассы ВВС, Героя Советского Союза полковника Ильи Мазурука началось строительство запасного аэродрома. А так как мужчины ушли на фронт, то трудились в основном женщины.
В память о строителях аэродрома и в честь Матрёны Киренской, ветерана тыла и участницы воздушной трассы мужества Аляска – Сибирь, в селе Тарат возвели монумент в виде стелы с самолётом А-20 «Бостон».
Сохранение исторического наследия
Сергей Чечулин поблагодарил Якутское отделение РГО, администрацию и энтузиастов за сохранение исторического наследия, создание музеев трассы, сбор артефактов.
– Исторические здания должны быть отреставрированы, для этого также сохранились вся проектная документация и исполнительные документы. Вклад в победу местных жителей был весомый, потому что каждый самолёт, который прошёл через якутскую землю и попавший на Западный фронт – это чьи-то спасённые жизни, – подчеркнул он.
Также Чечулин вручил награду от РГО за большой личный вклад в изучение и популяризацию героической истории создания и функционирования трассы Алсиб главному ее историку Ивану Негенбле.
Руководитель исторической группы экспедиции Павел Филин подчеркнул, что создание трассы объединило наше государство по центру в широтном отношении и в этом состоит глубина стратегического мышления руководства СССР в годы войны.
– Капитальные вложения, самоотверженный труд, смелые проектировочные решения создали инфраструктуру Красноярской воздушной трассы. Необходимо создать структуру для координации деятельности по сохранению исторического наследия, кооперации регионов, восстановить аэродромы, их статус в некоторых посёлках. Это будет иметь важное экономическое значение для развития территорий Дальнего Востока и Севера, – заключил он.
Начальник отделения по военно-патриотической работе и работе с ветеранами Военного комиссариата РС(Я) Николай Гребенников передал останки самолета «Бостон» в качестве музейных экспонатов Якутскому отделению РГО.
Экспедиция РГО и Минобороны РФ по аэродромам Алсиба будет продолжена. Впереди – исследования на аэродромах, располагавшихся западнее Якутска, в Иркутской области и Красноярском крае.
This post was published on 11.09.2021 10:16