Стартует очередной этап совместной экспедиции Русского географического общества (РГО) и Минобороны РФ по обследованию аэродромов воздушной трассы Аляска – Сибирь (Алсиб). Специалисты изучили состояние 11 аэродромов в Чукотском АО, Магаданской области и Якутии. Экспедиции предшествовала большая работа в архивах.
В годы Великой Отечественной войны Алсиб был авиакоридором, соединяющим США и СССР. Аэродромы трассы Фэрбенкс (Аляска, США) – Красноярск выступали перевалочными пунктами для поставок американских боевых самолётов по договору ленд-лиза. Несмотря на труднодоступность районов, где строились аэродромы, их возводили в кратчайшие сроки – за пять-восемь месяцев. С 1942 по 1945 год по Алсибу наши войска получили около восьми тысяч самолётов, сыгравших важную роль в Победе.
Руководитель Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Сергей Чечулин рассказал, что 27 июля стартовал полевой этап экспедиции. Тогда команда специалистов из РГО, Экспедиционного центра Минобороны РФ и других организаций вылетела на Дальний Восток.
Построенные в войну посадочные полосы использовались и долгие годы после Великой Отечественной, а некоторые пригодны для эксплуатации и по сей день. При этом такая всесторонняя работа по их изучению проводится впервые.
Аэродромы исследовались по порядку – с востока на запад. Первым на пути из Америки был аэродром Чаплино – самый восточный на участке Уэлькаль – Красноярск. Взлётная полоса расположена на косе на берегу Берингова моря. Строительство аэродрома началось летом 1944-го и закончилось к концу того же года.
К сегодняшнему дню форма косы успела измениться – часть взлётной полосы подмыта и занесена песком. Но это не помешало участникам экспедиции обнаружить аэродромные траки трёх видов – американские и советские, а также остатки тяжёлого бомбардировщика.
Также экспедиция обследовала базовый на Красноярской воздушной трассе аэродром Уэлькаль. Он построен на морской косе по уникальной технологии – на подготовленное гравийное основание укладывались деревянные бруски, образующие клеточный каркас. В образовавшиеся ячейки утрамбовывалась приготовленная смесь из гравия, песка и глины.
В окрестностях аэродрома обнаружены места падения и обломки нескольких самолётов: транспортного Г-1, истребителей Як-9 и Ла-11. Участников впечатлило изобилие скелетов китов, лежащих прямо на взлётно-посадочной полосе. Очевидно, местные жители разделывали здесь морского зверя.
Экспедиционному отряду удалось подробно обследовать аэродром Танюрер – его построили в 1944 году в глухой тундре всего за два с половиной месяца. По архивным данным, туда доставили 14 американских грузовых машин «Студебеккер». Три из них обнаружила экспедиция РГО, машины хорошо сохранились: на некоторых кабинах отчётливо видны американские и советские аэродромные номера.
Саму взлётно-посадочную полосу нашли с трудом. Поисковики наткнулись на фрагмент уложенных вместе плит, простукивая их лопатой, – площадку примерно 30 на 60 метров. Если её расчистить, можно сажать вертолёты. Помимо поисковых работ участники экспедиции привели в порядок покосившуюся стелу, установленную на кладбище приаэродромного посёлка, где захоронен экипаж транспортного самолёта, погибшего в начале 1950-х.
Участники экспедиции по обследованию аэродромов прибыли в село Тарат, вблизи которого находился один из ледовых аэродромов воздушной трассы Алсиб. Они приняли участие в торжественном митинге и установке памятника труженикам, обеспечившим работу трассы.
В военное время неподалеку от Якутска был сооружён запасной ледовый аэродром для перегонки самолётов союзников на запад: из-за частых и густых туманов в зимнее время аэродром Якутска не мог регулярно принимать самолёты. Было выбрано наиболее подходящее место в 58 километрах от Якутска – озеро Сэгэлэй в селе Тюнгюлю Мегино-Кангаласского района.
В ноябре 1942 года по приказу начальника Управления Воздушной трассы ВВС, Героя Советского Союза полковника Ильи Мазурука началось строительство запасного аэродрома. А так как мужчины ушли на фронт, то трудились в основном женщины.
В память о строителях аэродрома и в честь Матрёны Киренской, ветерана тыла и участницы воздушной трассы мужества Аляска – Сибирь, в селе Тарат возвели монумент в виде стелы с самолётом А-20 «Бостон».
Сергей Чечулин поблагодарил Якутское отделение РГО, администрацию и энтузиастов за сохранение исторического наследия, создание музеев трассы, сбор артефактов.
– Исторические здания должны быть отреставрированы, для этого также сохранились вся проектная документация и исполнительные документы. Вклад в победу местных жителей был весомый, потому что каждый самолёт, который прошёл через якутскую землю и попавший на Западный фронт – это чьи-то спасённые жизни, – подчеркнул он.
Также Чечулин вручил награду от РГО за большой личный вклад в изучение и популяризацию героической истории создания и функционирования трассы Алсиб главному ее историку Ивану Негенбле.
Руководитель исторической группы экспедиции Павел Филин подчеркнул, что создание трассы объединило наше государство по центру в широтном отношении и в этом состоит глубина стратегического мышления руководства СССР в годы войны.
– Капитальные вложения, самоотверженный труд, смелые проектировочные решения создали инфраструктуру Красноярской воздушной трассы. Необходимо создать структуру для координации деятельности по сохранению исторического наследия, кооперации регионов, восстановить аэродромы, их статус в некоторых посёлках. Это будет иметь важное экономическое значение для развития территорий Дальнего Востока и Севера, – заключил он.
Начальник отделения по военно-патриотической работе и работе с ветеранами Военного комиссариата РС(Я) Николай Гребенников передал останки самолета «Бостон» в качестве музейных экспонатов Якутскому отделению РГО.
Экспедиция РГО и Минобороны РФ по аэродромам Алсиба будет продолжена. Впереди – исследования на аэродромах, располагавшихся западнее Якутска, в Иркутской области и Красноярском крае.
This post was published on 11.09.2021 10:16
В субботу, 17 мая, в Якутске состоялась научно-практическая конференция «Современные вызовы в преподавании физики». Мероприятие…
В субботу в Якутске прошла торжественная церемония чествования народного учителя России Виктора Потапова. Мероприятие приурочили…
В крестьянском хозяйстве Виталия Васильева (Борогонский наслег) – двойная радость: одна из коров отелилась близнецами.…
Экс-солистка группы «Ленинград» Алиса Вокс и лидер группы «СерьГа» Сергей Галанин на днях выпустили клип…
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования одобрил инициативу своих якутских коллег по созданию трехуровневой системы выездной…
Перспективы развития дальневосточной электроэнергетики рассматривались на совещании, которое провел в пятницу, 16 мая, российский вице-премьер…