Эксклюзив: мы побывали в кладовой сокровищ кинокомпании «Сахафильм»
– Кто-нибудь из журналистов или телевизионщиков был здесь до нас? Делал репортаж со склада?
– Нет, вы первые.
Так мы попали в святая святых кинокомпании «Сахафильм» — на склад реквизитов и сейчас расскажем, что там увидели.
Национальная кинокомпания «Сахафильм» была основана в 1992 году первым президентом Якутии Михаилом Николаевым. С тех пор прошло 33 года. Сколько фильмов было снято за это время! Согласно информации с официального сайта кинокомпании, больше 170 кинокартин самых разных жанров.
Удивительно, что никому до сих пор не пришло в голову заглянуть в эту кладовую сокровищ якутского кино. Так что спешим восполнить этот досадный пробел и показать нашим читателям, что же сокрыто в этой сокровищнице.
Хранитель
Помните старый кинозал «Айхал», что на улице Петровского? Он закрылся несколько лет назад. Проезжая мимо, вы когда-нибудь задумывались, что же там находится сейчас? Оказывается, именно здесь расположился склад реквизитов «Сахафильма». Ну, по крайней мере, большая его часть. А мы и не знали. И вы, думаем, тоже. Кто-то из горожан в 2ГИС даже предложил открыть здесь какой-нибудь детский театральный кружок. Но нет, здание уже занято.
В общем, в назначенное время прибываю на место. Сегодня моим гидом стал Дмитрий Захаров, бутафор-декоратор, а еще по совместительству реквизитор и хранитель.
Дмитрий работает в сфере кино с 1976 года – с самых истоков, еще до первых фильмов, снятых якутскими режиссерами. Напомним, что таковыми считаются «Жизнь» (1983) и «Мааппа» (1986) Алексея Романова.
Тогда он, только что вернувшийся из армии молодой парень, устроился в сельской киносети водителем. В 1983 году получил образование по специальности «Киномеханик» и перебрался в город Якутск. Здесь проработал по специальности несколько лет в Культурном центре ЯГУ (ныне «Сергеляхские огни»), в сети кинотеатра «Центральный» на киноустановке. Сейчас на его попечении большой склад киноинвентаря. А в следующем году Дмитрий отметит трудовой юбилей – 50 лет.
Где-то я это видела

Мой собеседник провожает меня, как на экскурсии, по узкому коридору в одну из комнат. Здесь вдоль стен расположились полки и шкафы. На них лежит бесчисленное множество самых разных предметов: автоматы, каски, солдатские поясные сумки, ружья времен Великой Отечественной войны, рядышком – шлемы, латы, торбаза, седла, лыжи XVI–XVII веков, дальше в глубине – советские лампы, радиоприемники, чемоданы, счеты, самовары и тут же – видеокамеры из 90-х, солнцезащитные очки, бывшие когда-то в моде сумочки и кожаные ремни…
Посередине комнаты – что-то вроде вешалки. На ней висят десятки богатырских доспехов. Под ними – сложенное берестяное укрытие для хаппахчы (закуток в балагане, где спали девушки). В углу стоит большой морозильный ларь. В нем хранятся меха, это чтобы моль не съела. На шкафу – рога лося и череп снежного барана…
При виде всего этого богатства и разнообразия разбегаются глаза. И не покидает чувство, что где-то ты уже видела эти предметы. Вот только не можешь вспомнить где. Мы ведь обычно в кадре не обращаем внимания, что там стоит на столе на заднем фоне.
Пожертвованное и созданное
– Это рогатка мальчика из «Дьикти саас» (2013 год, режиссер-постановщик Никита Аржаков). Помните, он играл ею. Вот чайник и посуда из «Снайпера саха» (2010 год). Ружья советских солдат, немецких…, – перечисляет Дмитрий.
– Ой, а это настоящее ружье?
– Не-е, это бутафория, китайского производства.
– Точно бутафория? Оно же железное, тяжелое.
– Бутафорское, оно еще шариками стреляло раньше. Настоящее вот лежит – ППШ, или пистолет-пулемет Шпагина. А это ППС (пистолет-пулемет Судаева), такие использовали во времена Великой Отечественной войны. Тут каски советских солдат, а тут – немецких. Лопаты тоже бутафорские. А это сумки солдат на пояс, куда они клали сухой паек. Вот 16-миллиметровый старый киноаппарат, – продолжает с видом знатока мой собеседник. – Камеры, телефоны, маскировочная сетка…
– Откуда всё это? К примеру, вот эти чемоданы…
– Это нам приносят люди, обычные граждане, зрители. Отдают вещи, которые им уже не нужны. Чем выкинуть на свалку, лучше подарить для кино. Мы выбираем и берем то, что может пригодиться для съемок.
– То есть, если в семье есть что-то старинное, что уже не нужно, можно пожертвовать это для кино?
– Да, можно. Вот, к примеру, традиционные якутские деревянные игрушки приносили. А эти деревянные ложки хамыйах сделали мы сами.
– А кто мастерил все эти доспехи богатырей?
– Мы сами для фильма «Тыгын Дархан» (2020 год). Это не железо, это пластик, перекрашенный под железо. Есть такой лист. Мы его разрезали на пластины, немного расплавили, размягчили и придали такую округлую форму. Очень капризный материал и кропотливая работа.
– Ничего себе, выглядит как настоящее железо. Сколько времени уходит на один такой костюм?
– Мы же не по одному доспеху создаем, а делаем заготовки сразу для всех. Сперва – пластины, потом прокалываем на них дырочки, затем – ремешки и после этого уже соединяем. В общем, работа идет, как на конвейере. Здесь еще не все костюмы висят. Часть отдали театрам.
И не только доспехи, еще и луки, пики, чороны, мебель, вот эти табуретки, например, и много что другого делали. Всего у нас ушло два месяца. Работало много человек, из улусов помогали.
Как всё это должно выглядеть, определяет специальный человек – художник-постановщик. Он изучает материалы в интернете, книгах, находит старые фотографии, работает с музеями и историками. А потом передает нам эскизы.
– В каких-нибудь других фильмах что-нибудь из этого использовали?
– Конечно, и не только в фильмах! Еще и для театральных постановок, и даже для рекламы – у нас много кто что одалживает. Всех и не припомнишь. Вот эти охотничьи лыжи, например, в каких только фильмах их не использовали! – улыбается мой собеседник.
– Насколько большой склад у «Сахафильма»?
– У нас еще снаружи много чего лежит, меха, например – медведя, волка, лисы и др. Мы храним их там, чтобы они не испортились и моль не съела. Контейнеры во дворе, кирпичное здание – это тоже всё часть склада. Но сейчас темно, и вы ничего там не увидите.
Привет из прошлого
За разговорами мы заглянули мельком в другую комнату. Она буквально завалена баулами и мешками с одеждой – женской, мужской, детской. В глаза бросается большой черный чемодан с подписью «Роман Дмитриев».
Мое внимание также привлекла рубашка в клетку с короткими рукавами. Сразу вспомнился культовый герой Михаила Борисова, он ходил в такой в фильме «Кэскил 2: матч-реванш». Но нет, оказалось, просто похожа.
Между тем мы пришли в третью комнату. Она намного меньше первых двух. Здесь хранятся чороны, кытыйа, луки и стрелы, копья, батыйа, верши туу, большой бутафорский камень, как тот, который таскают атлеты на Играх Дыгына.
– Часто на съемках люди пробуют поднять этот камень. А он же пустой внутри и легкий. И все удивляются, – смеется Дмитрий.
– А что из всех этих предметов появилось на складе одним из первых?
– Сложно сказать, – задумался хранитель и вдруг достал из шкафа обычный с виду берестяной туесок. – Это из фильма «Журавли над Ильменем»…
Напомним, что картина Никиты Аржакова вышла в 2005 году, то есть прошло уже 20 лет.
_____________________________________
Курьёзы: из жизни киномехаников
Часто те, кто работает в сфере кино, в той или иной степени бывают задействованы в съемках и время от времени играют эпизодические роли. Я спросила у Дмитрия, могли ли наши читатели видеть его в каких-нибудь картинах. Он признался, что не любит сниматься и фотографироваться.
Однако поделился некоторыми другими интересными моментами из жизни киношников.
– Съёмки – очень долгий и сложный процесс. Часто бывает, что снимают целый день, а потом берут из этого всего 2-3 минуты. На следующий день или намного позже проводят досъемки, и тогда надо все предметы расставить так, как было в первых кадрах, чтобы не было расхождений.
– А бывает так, что вы потом смотрите уже вышедший фильм и думаете: надо было так сделать, вот так поставить и т.д.?
– Конечно! Это обычное дело. Поэтому даже стараюсь не смотреть. Вот раньше, когда работали с кинопленками, у киномехаников бывали разные курьезы. Путали части, и умерший персонаж мог неожиданно «воскреснуть».
Помню, был случай, когда я работал киномехаником в кинотеатре «Центральном». У меня был выходной, вдруг неожиданно меня позвали: «Дима, срочно приходи, помоги!». Оказывается, выронили кинопленки, а там же тысячи метров! Я прибежал и помог.
Спешили как могли, чтобы успеть к началу показа. Пустили картину, всё вроде хорошо идет, вдруг смотрю, а там герой, который уже умер, расхаживает вновь жив-живёхонек. Ты-ый! Как так? Говорю коллеге, она схватилась за голову: ой, перепутали! Остановили показ, включили свет. Зрители в зале тогда обернулись и удивленно посмотрели на нашу рубку. Всякое было…
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: