X

Екатерина Семенова-Хотун Ылдьаана рассказала о себе и ролях на сцене и экране

Фото предоставлено героиней материала.

Вот и завершился показ фильма «Уот Дьулустаан», после которого актрису Театра юного зрителя Екатерину Семенову иначе, чем «Хотун (госпожа) Ылдьаана», не называют. И наверняка в обозримом будущем не перестанут.

Екатерина Вторая

Фото предоставлено героиней материала.

– Да что там «Хотун», мое семейное прозвище – «Екатерина Вторая», – говорит актриса. – Екатериной Первой была моя бабушка. Папа – Владимир Ильич, брат – Владимир Владимирович. К театру никто из них отношения не имеет. Разве что папин брат – артист Саха театра Кирилл Семенов. И старший брат моей бабушки – Афанасий Софронов-Хоохура Охоноосой – был известным на Вилюе сказителем олонхо.

Но для меня первый выход на сцену стал большим стрессом. Меня туда вывела мама. У нас конкурс проводили «Мать и дочь», и она решила поучаствовать, выбрав для этого меня, первоклассницу, а не мою старшую сестру. Я отказалась наотрез. Тогда она чем-то мне пригрозила. Не помню чем, однако этот шантаж был для меня тогдашней достаточно серьезным, потому что на сцену я вышла, хотя все внутри меня вопило: нет, нет, нет! Конкурс проходил в нашей школе, и я до сих пор помню, как меня трясло. Но я вышла и свою скороговорку-чабыргах, которой меня научила мама, выдала без заминки. Хорошо, что она была короткая.

Ну а потом все было, как у всех. Школьный ансамбль (у нас – хомусный), участие в одном-единственном спектакле «Старушка Таал-Таал» для улусного конкурса, в котором я сыграла одну из второстепенных ролей, тоже какую-то бабушку.

А так я больше увлекалась спортом: кик-боксинг, баскетбол, волейбол. Борогонская волейбольная команда в то время была в лидерах в Вилюйском районе. Да, спортзал был для меня вторым домом. Но при этом я почему-то приходила смотреть, как девочки со всей школы занимаются в танцевальном кружке. Стояла и глядела на них в окно. Присоединиться и в голову не приходило. Наверное, комплексы мешали.

Трудовое воспитание

С Алгысом Макаровым и Сандаарой Федотовой. Фото предоставлено героиней материала.

– Много времени я проводила на огородах нашей Борогонской агрошколы. Уже в четвертом классе каждому выделяли по сотке, которую нужно было разрыхлить, удобрить, засадить капустой, пропалывать, поливать, бороться с вредителями. Осенью я получила полтора куля среднего размера кочанов, заняв последнее место. Но работать нам нравилось. Мы же жили на берегу реки в палаточном лагере – там к самостоятельности приучаешься на раз-два. Ну и к труду, хотя у сельских детей с этим и так все в порядке. Но в лагере ответственности больше: там ты лично за свой участок отвечаешь.

А с 5-го класса по 11-й была настоящая работа. В девятом нас разделили: мальчики – на сенокос (школа и лошадей держала), девочки – на пришкольный участок. Помню, как вчетвером выращивали картошку, свеклу, морковь, укроп, петрушку, лук, огурцы, помидоры, ту же капусту – зимние запасы для школьной столовой и еще цветы на 1 сентября. Зимой – перерыв, а с весны – рассада.

Поэтому сейчас, приезжая со своими детьми к маме летом в отпуск,  на огород даже не выхожу. Там ей внуки помогают. Мои сыновья-близнецы – настоящие борогонские парни. Я ведь вышла на работу, когда им было полтора года, и они до трех лет жили у бабушки. И сейчас каждое лето – туда, в родные края.

От обезьянки в «Маугли» – до главных ролей

Студенческие годы. Фото предоставлено героиней материала.

– О кино и сцене я, конечно, в школе не думала. До нас из театров и артистов мало кто доезжал, если только по зимнику, но я точно помню, что зимой на вечерние спектакли детей в клуб не брали. Так что первый спектакль я увидела уже в старших классах. Это была «Тина жизни» с Ириной Никифоровой и Айалом Аммосовым.

Зато по рукам ходили видеокассеты с записями юмористических монологов Алексея Прокопьевича Павлова и книга о его театре, которую я зачитала до дыр. А с одним из его монологов – монологом женщины в очереди – выступила на конкурсе в родном Борогоне. Даже нашла красный костюм, похожий на тот, который был на нем во время исполнения этой миниатюры. В итоге заняла второе место.

Но самой большой моей удачей стало то, что в год, когда я окончила школу, Театр юмора и сатиры (так тогда назывался наш ТЮЗ) объявил набор на актерское отделение Республиканского колледжа культуры и искусств. А самым ярким впечатлением студенческих лет была поездка в Москву: Алексей Прокопьевич Павлов и Валентина Афанасьевна Якимец свозили нас – целый курс, 11 человек! – на спектакли Большого и Малого театров, театра «Сатирикон», мы видели Андрея Мягкова на сцене МХАТ в спектакле «Мещане». Я до сих пор благодарна за это родному театру.

На его сцену я вышла еще студенткой – обезьянкой на детском утреннике «Маугли». А как я была счастлива, выйдя в своей первой роли – Кюндю Кюлююк в спектакле «Наара суох» по Ивану Гоголеву-Кындылу, да еще со своим кумиром Алексеем Прокопьевичем! Хотя перед выходом на сцену меня трясло, как в детстве. Но от этого волнения не уйти никуда. Оно и сейчас есть.

«Мечтаю о характерных ролях»

Фото предоставлено героиней материала.

– На съемочной площадке волнуешься, конечно, меньше, не будешь же дрожать мелкой дрожью с утра до вечера, но все равно бывает.

Первый мой фильм – «Наахара-2» Евгения Павлова. Первая большая роль в сериале – Ылдьаана в «Уот Дьулустаане». Его начали показывать, когда мы были на гастролях в Сунтарском улусе. Там я и услышала, как люди называют меня «Хотун Ылдьаана». Даже не просто «Хотун», а «Хотуммут» – «наша госпожа». И целуют, обнимают. Дети шоколадки приносят. Такое у меня впервые.

А вот моя мама, наверное, начала смотреть этот сериал одной из последних. Во время первых серий телевизор не включала – боялась. Набралась смелости, только когда его стали хвалить. Потом втянулась: «Интересно! А ты молодец, хорошо сыграла». Сыновья же спрашивали: «Мама, почему ты там такая злая?» Но я бы назвала свою героиню скорее несчастной. Разве может быть иной женщина без любви? Что хорошего в ее жизни было после замужества? Измены мужа, его внебрачный ребенок…

Надо сказать, таттинцы, на чьей земле мы снимали этот сериал, относились к режиссеру и группе настолько хорошо, что одна семья доверила нам даже свою месячную дочь. Сцена с выхватыванием грудничка была для меня самой трудной: вдруг ненароком ему навредишь… Поэтому и дублей было множество, и отходила я от этой сцены несколько дней.

А мечтаю я о характерных ролях. В свое время меня поразила своим преображением Шарлиз Терон в фильме «Монстр». Мощное перевоплощение. Тем более что как зритель я люблю триллеры, криминальные детективы. Сама бы в таком снялась, если бы предложили стоящий сценарий, где прописаны сложные характеры, трудные ситуации. И жанр тут, наверное, не главное, лишь бы роль была интересной.

+1
19
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
1

This post was published on 02.03.2025 11:00

Related Post