Вы видели документальные фильмы «Век якутского кино» и «Семён Борисов. Выдающийся сын народа»? Советую всем посмотреть, так как благодаря им вы поймёте, в чём кроются истоки нашего кинобума. Их автором является режиссёр и сценарист Иван Кривогорницын, получивший в этом году Государственную премию имени В.В.Никифорова-Кулумнуур в области журналистики. На днях, после того как Иван вернулся из Халарчинской тундры, где снимал фильм о юкагирском поэте Макаре Курилове-Явункоде, мы с ним и поговорили.
Иван Кривогорницын из той редкой породы режиссёров, которые могут писать собственные сценарии, сами снимать и монтировать фильмы на якутском и русском языках. Кроме этого, он, как режиссёр массовых сцен, первым провёл прямой эфир двух дней Ысыаха Туймаады, ставил сольные концерты Яны Угаровой, Вари Максимы, группы «Дапсы», Хатылаевых, Сергея Прачёва, Буекки Бетурепа.
22 юкагира знают язык
– Как там отцветает тундра?
– Очень красиво. Три дня, пока мы ехали на «буранах» до стада, над нами летели сплошным потоком гуси, утки, журавли. Возможности достать видеокамеру или ружьё при тряске не было. Думал – успеем. А приехали – и лёт прекратился.
– Почему именно тундра, где Макар телят-тугутов гонял? И что значит Явункоде?
– Макар Семёнович тридцать лет был оленеводом в Халарчинской тундре. Писал стихи на своём родном юкагирском языке по вдохновению. Ты знаешь, что юкагиров осталось всего около двух тысяч в России, из них 1200 живёт в Якутии? И только 22 владеют в совершенстве языком, читают и пишут на родном наречии. И Явункоде, что значит путник, странник, один из них. Меня заинтересовало то, что после трёх десятилетий работы оленеводом он в 50 лет круто поменял свою жизнь. Начал заниматься с детьми в селе Колымское, ставить юкагирские танцы, петь песни на свои стихи. Работал видеооператором в Черском для телеканала «Якутия24», выучился в Якутском колледже культуры и искусств на звукооператора. У него есть своя аудиостудия, где он записывает песни юкагиров, чукчей, эвенков, эвенов. Меня всегда интересует человек в конкретной исторической ситуации.
Он кричал на Берию
– Меня поразили твои фильмы о Семёне Борисове и якутском кино, которые ты сделал в прошлом году. Например, эпизод, когда Штыров рассказывает о том, как Берия кричал на Борисова, что надо растить рабочий класс в Якутии. На что тот тоже на повышенных тонах отвечал: «Растить из лагерников Дальстроя?!». Тогда он мог потерять не только голову, но и Якутия свою автономность. После он отстоял и Нижнеколымский улус, который хотели передать Магаданскому краю.
– Я давно хотел снять масштабные документальные фильмы. Идея этих картин – показать, что и в нашем крае есть явления, есть личности поистине российского масштаба. И фильмы должны быть высокого качества – с историческими реконструкциями, с компьютерной обработкой фото- и кинохроники, компьютерной графикой для оживления. Для этого тесно работали с Национальным центром аудиовизуального наследия РС(Я) и Национальной библиотекой республики. Сценарии я писал по замечательным книгам Афанасия Кириллина и Ивана Жараева.
– Семён Борисов в своё время пробил освоение и промышленную разработку алмазных, газовых и угольных месторождений Якутии. В твоём фильме рассказывается, как он пошёл в лобовую атаку – привёз на заседание ЦК КПСС 32 крупных якутских алмаза.
– Семён Захарович был словно герой из якутской поговорки – выгонишь его в дверь, а он уже в окно пролез. Очень пробивной, харизматичный, умеющий настоять на своём, доказать необходимое.
Против разработки кимберлитовых трубок были Госплан и отраслевые министерства, которые боялись якутской глуши, отсутствия инфраструктуры, но Борисов сумел доказать свою правоту перед Хрущёвым и Пленумом ЦК, что стране нужны алмазы для промышленности и валюты.
Борисов пригласил академика Николая Черского в Якутию, в его время правления сложилась в республике фундаментальная наука. Семён Захарович совершил революцию в промышленности – Якутия за короткий период начала давать в бюджет страны огромные средства. Он поставил во главе спорта Николая Тарского, благодаря которому развились олимпийские виды. В 50-е годы бурное развитие получила культура – построили Русский драмтеатр, с огромным успехом прошли Дни культуры и искусства ЯАССР в Москве в 1957 году, за которыми в Большом театре следила вся верхушка СССР во главе с Никитой Хрущёвым.
Семён Захарович Борисов – гениальный руководитель, который сумел вывести родную Якутию на совершенно другой путь развития, заложил основы той экономики, плодами которой мы до сих пор пользуемся.
Уникальная семья журналистов
– Расскажи, откуда твои корни?
– Кривогорницыны родом из 1-го Мельджехсинского наслега Мегино-Кангаласского улуса. Такая кривая казачья фамилия встречается у тобольских казаков с 17-го века. Один мой предок – богатырь Чугун Бодоев – ездил с Софроном Сырановым на приём к царю Алексею Михайловичу, отцу Петра Великого.
Мой дед Иван Николаевич Кривогорницын родился в 1910 году, закончил Иркутский пединститут в 1934 году, работал преподавателем в Якутском педтехникуме, учителем и заведующим РОНО в Намском улусе. Он дружил с поэтом Пантелеймоном Туласыновым и писателем Кюннюк Урастыровым – есть его фото, где он пишет: «Дорогому Ване. Храни вечно». В 1939 году назначен первым секретарём Горного райкома партии. В 42-м, гоняясь за дезертирами в тайге, сильно простудился и умер. Отец Юрий Иванович Кривогорницын закончил географическое отделение БГФ ЯГУ. Мама Мария Николаевна Реброва, родом из Абыйского улуса, училась в медучилище, когда они создали семью. Первопроходец Иван Ребров один из наших предков.
– У вас уникальная семья – все журналисты. Сестра Екатерина Григорьева – телеведущая новостей и авторских программ на НВК «Саха». Средний брат Руслан был фотокорреспондентом и оставил нам фотолетопись рок-фестиваля «Табык», где выступали его друг Гаврил Колесов (Ганнибал) и группа «Хардыы». Младший брат Родион был главным редактором газет «Спортивная Якутия» и «Саха сирэ», издал немало популярных книг и фотоальбомов. Откуда это в вас?
– Я горжусь, что являюсь интеллигентом в третьем поколении. Наш отец – очень любознательный учитель географии – вкладывал в нас инвестиции в будущее. Он покупал книги, выписывал множество газет и журналов, собирал аудиопластинки. Был меломаном и киноманом. Записывал в общей тетради все фильмы, которые просмотрел – более 3000 наименований с годом выпуска, киностудии, режиссёра. Первая запись в 1947 году, последняя – в 1995… Он покупал нам всё для хоккея, футбола, лыжных гонок, танцев, фотографирования.
Отец остался круглым сиротой в 7 лет, и его воспитала великая женщина Анастасия Петровна Кривогорницына. Пятнадцать родных-двоюродных-троюродных братьев жили коммуной, где она была хозяйкой. Зимой жили в Майе, а на лето переезжали в сайылык Быhыттаах в Мельджехси. И самое счастливое отцовское воспоминание детства: запах оладий эбэ Татыйас, разносящийся по аласу, когда они, преодолев 25 километров на быке и пешком, наигравшись, бегут на аромат…
Моя Госпремия – это награда для всей нашей семьи и моих дрим-тимов, как я называю.
Dream-teams
– Dream-team – команда мечты. И кто же они?
– Первая моя дрим-тим – это сборная Майинской школы по туризму. Она выигрывала все чемпионаты республики, начиная с 1976 года. Это было уникальное многоборье, куда входили спортивное ориентирование, преодоление полосы препятствий, санитария, сигнализация, география с геологией и много всего прочего. Мы были призёрами всесоюзной зоны Сибири, Дальнего Востока, Урала и Казахстана.
Вторая команда-мечта – сборная Мегино-Кангаласского улуса по футболу. Я был твёрдым игроком основы в 1990-1992 годах. Играл правого вингера, пахал от бровки до бровки. В игре был злой – не подходи. Когда я в 6 лет, приехав из Абыя, в Майе увидел футбольный мяч, то сразу в него влюбился. Сразу почувствовал его кожей и всем нутром. У меня были природные задатки к коллективной игре, чувство ритма игры. Когда твоя индивидуальность побеждает вместе с командой, то, на мой взгляд, это счастье десятикратно выше, чем личная победа в борьбе или боксе. Тогда чувствуешь гармонию с человечеством, с самой жизнью. В составе сборной родного улуса я становился трёхкратным чемпионом Якутии среди сельских районов. В 1993 году выиграл чемпионат АФЛ (Ассоциация футбольных лиг) в составе команды «Ал5ас».
Третья. Это колледж культуры и искусства. Режиссёрское отделение. Мы были очень дружны. Абсолютному мастерству ремесла нас научили Галина Карасёва и Антон Тё. Тогда я стал профи, преодолел страх перед сценой, научился самовыражению, убрал внутренние и внешние зажимы.
Четвёртая. «Хоту-СТС» (2000-2002). Суперкоманда, которая могла создать телепрограмму любого жанра любого уровня. Это Валерий Дегтярёв, Слава Жевалун, Леонид Мордосов, Михаил Толстоухов, Наталья Лопатина, Роберт Набиев, Ирина Гоголева. Я там выпустил документальную трилогию «Ленск. Возрождение». Мы делали популярную вечернюю информационно-развлекательную передачу «5+». В «Орто дойду», на СТС и СТВ я работал с выдающимся оператором Валерием Дегтярёвым. Он научил меня многому.
Пятая. Медиахолдинг «Столица». В 2004-2005 годах я уже сам создал команду из своих учеников Радомира Томского, Михаила Эверстова, Ивана Семёнова, Михаила Кардашевского. Мощно мы тогда поработали! И я рад, что они нашли себя в профессии. Я вёл курсы сценарного мастерства и режиссуры ТВ в родном колледже культуры и искусства. Кроме вышеперечисленных ребят, у меня учились Ньургун Торговкин, Ньургун Бэчигэн, Алекдина Соловьёва, Оксана Устинова и многие другие.
Шестая. Это нынешняя медиастудия Национальной библиотеки Якутии. Галя Кутугутова, Аина Прибылых всегда полны идей, способны претворить их своей энергией и креативом. Нас всегда поддерживают директор библиотеки Саргылана Максимова и её заместитель Светлана Попова. Мы сделали вместе «100 интервью о будущем» к 100-летию Якутской АССР. И впереди много работы.
Седьмая. Моя семья. Ради неё в 1997 году я выиграл глобальный городской конкурс, где на кону стояла квартира. Конкурс проводили мэрия и городская газета «Эхо недели» в четыре этапа – интеллектуальный, творческий, практический, на знание истории Якутска, фотоконкурс. Он шёл в течение года, была сильнейшая конкуренция, и я с моей семьёй стал победителем. Уже прошло четверть века, но я горжусь той победой.
Моя жена Катя Тимофеева работала тележурналистом в «Мастер ТВ» и печатала прекрасные интервью-репортажи под рубрикой «Наше время пришло» на весь разворот в газете «Наше время». У меня трое детей, и все они учатся в школе №2 г.Якутска – Анне-Марии 16 лет, Юре – 13, Женечке – 8.
– У тебя словно открылось второе новое дыхание с выпуском пронзительного фильма «Ганнибал» про деревенского рокера…
– Перед этим было несколько знаков. Я очень люблю охотиться, обожаю чувство единения с природой. И вот однажды во время весенней утиной охоты на старом нашем испытанном месте я наткнулся с глазу на глаз на медведя. В упор! Очень испугался. Патроны-то кончились. Он развернулся и ушёл. И я ушёл, и вскоре прямо передо мной на мегинскую дорогу вышла северная олениха с тугутом-телёнком. Посмотрели на меня и ушли. И я подумал – что за знаки подаёт мне Природа?
Три месяца спустя в августе поехал на рыбалку на север к однокласснику. Все говорили, что рыбы нынче нет. Но мы наловили прорву рыбы. Одна лодка была полна ею, и я лежал на ней. Лена, ночная тьма, мириады звёзд над головой. И тут как началось крутейшее природное действо – северное сияние! Полыхало так, что я такого никогда не видел.
Это был словно сигнал. И я закончил фильм про Ганнибала, который снимал-тянул лет пять. На всероссийском фестивале документальных фильмов «Россия» ко мне подошёл председатель жюри Снежкин (помните его «Белую гвардию» с Хабенским, Пореченковым, Раппопорт, Стычкиным? – прим.корр.) и сказал мне: «Я очень рад, что есть ещё такие фильмы. Честные».
– Сейчас наступили грозные времена. Каково твоё отношение к специальной военной операции?
– Ситуация сегодня в мире и стране для меня абсолютно однозначна. Не нужно, конечно, всё упрощать в жизни, но и усложнять её тоже не следует. Защита Родины – для меня святое.
Родина для меня – это первое воспоминание детства: я лежу на кровати у железной печки в Абые, рассматриваю узоры на потолке и слушаю песни бабушки. Или папа нас везёт с Катей на санках в садик в Сыаганнахе, а мы любуемся северным сиянием. Родина – это могила деда в Бердигестяхе, первый крик моего сына, когда я присутствовал при родах …
И Родина – это не государство, не его правители. Мы же верили в дедушку Ленина, и кем он оказался? Родина – это многомерное и даже необъяснимое понятие…
Я готов воевать, если призовут. Бойцы, воюющие на передовой, очень зависимы от уровня офицеров. И твоя жизнь напрямую зависит от того, каким будет твой ротный или комбат.
Для каждого человека нужна Вера. Он должен верить в Бога или в Родину. Я так думаю. А эти понятия очень глубинные…
Сам всем режиссёр
– Иван, ты работал главным редактором и режиссёром в телестудии «Орто дойду» Минкульта Якутии, медиахолдинга «Столица», НВК «Саха», «Хоту-СТС», ТРК «Алмаз». Где сейчас трудишься?
– Сейчас являюсь главным режиссёром медиастудии Национальной библиотеки РС(Я). Работа в библиотеке, в этом храме знаний – это честь для меня. Мы создали медиастудию в 2020 году, делаем контент для сайта, ютуб-канала, соцсетей. Выпускаем документальные фильмы на национальном ТВ – об учёных, библиографах, библиотекарях.
Визитка
Иван Юрьевич Кривогорницын
С отличием закончил Якутский колледж культуры и искусств (1995) и Восточно-Сибирскую академию культуры и искусств в Улан-Удэ (1998), Высшие курсы сценаристов и режиссёров Союза кинематографистов РФ, мастерская А.В.Герасимова.
Фильмы – «Уhуктуу», «Берега Андрея Борисова», «Суорун Омоллон. Над временем», «Ленск. Возрождение», «Дорога к отцу», «На улице Пушкина», «Якутия. Прощание с веком», «На стыке тысячелетий», «Табык. Монотипия», «Ысыах Победы», «Век якутского кино», «Семён Борисов. Выдающийся сын народа», «Иван Павлов. Воин. Учитель. Летописец», «100 интервью о будущем», «Энгеси из Северной Пальмиры».
Фильм «Олонхосут» – приз фестиваля «Дух огня»-2017 (ХМАО).
Фильм «Ганнибал» получил приз международного фестиваля «Докер», спецприз ХХIХ открытого фестиваля документальных фильмов «Россия», вошёл в лонг-лист фестиваля «Золотой орёл» в 2018 году как лучший неигровой фильм.
Фильм «Якутия. Прощание с веком» вошёл в шорт-лист ТЭФИ-2018.
Номинант всероссийских ТВ-конкурсов «Евразийский телеформат-2001» и «ТЭФИ-регион-2002».
Лауреат республиканского фестиваля «Молодая пресса-1999»
Получил «Золотой микрофон» как лучший тележурналист Якутии (2016).
This post was published on 08.10.2022 11:58