Дождь по заказу или как работают самолеты-зондировщики

Дождь по заказу или как работают самолеты-зондировщики

Самолёт-зондировщик ЯК-40 в ожидании полётного задания. Фото пресс-служба МЧС РС(Я)
Читайте нас

«Якутия – засушливый регион, и условий для увеличения осадков тут не так много. И чтобы их спровоцировать, приходится искать и очень тщательно выбирать облака», – считает руководитель экспедиции по мероприятиям искусственного увеличения осадков в Якутии Дмитрий Кирин. Какая работа проводится для вызывания осадков, читайте в нашем материале.

Научный эксперимент

Эксперимент по искусственному вызыванию осадков начался в Якутии в 2022 году. Причиной стали бушевавшие всё лето в нашей республике самые крупные в мире лесные пожары 2021 года. Тогда же и возник вопрос, а как же бороться с ними в условиях дефицита природных осадков, да хотя бы снижать их интенсивность.

Вся проблема в нашей огромной территории и её малонаселённости, когда пожары в глухой тайге тушить, по сути, некому в силу того, что добраться до них весьма проблематично. И всё, что могут сделать бойцы-десантники Авиалесоохраны, это попытаться отвести огонь от населённых пунктов. Причём остановить верховой пожар при сильном ветре – задача в некоторых случаях даже невозможная.

Ответ лежал на поверхности – это искусственное вызывание осадков, так называемый метод модификации погоды, когда метеорологи повышают способность облаков производить осадки.

Искусственные дожди научились вызывать ещё в середине прошлого века. Как правило, наиболее эффективно это происходит при засеве облаков йодидом серебра. Это вещество считается относительно нетоксичным, разве что довольно дорогое.

Но существует много споров о том, насколько сам метод влияет на климат соседних регионов. К примеру, на сегодня наиболее масштабно засев облаков применяют в Китае, Объединенных Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии. Что и понятно, в одной стране нужно много чего выращивать, чтобы кормить людей, а у арабов есть деньги, пустыни и постоянная засуха. Разве что соседи поглядывают на них с очень большим подозрением, считая, что они воруют у них дожди.

У нас в стране это довольно серьёзно изучалось при СССР, когда по облакам в южных республиках стреляли даже из заряженных реагентами зенитных пушек. Работы проводились и в последнее время, но не так, чтобы с большим размахом. Чаще разгоняли тучи над Москвой, чтобы они не помешали параду, порой работали на лесных пожарах. Достаточно сказать, что в 2021 году в стране был только один специализированный для этих целей самолёт. Для всей страны это, считай, ничего. Кстати, сегодня их четыре, и два из них – Як-40 и Ан-26 – работают непосредственно в Якутии.

Наш самолёт!

Ан-26, заметим, принадлежит республиканской компании «Полярные авиалинии». Это первый в России самолёт гражданской авиации с отечественным оборудованием по искусственному вызыванию осадков.

На переоборудование самолета в общей сложности было направлено более 125 млн рублей, из них 69,5 млн рублей – из средств государственного бюджета республики.

Авиакомпания «Полярные  авиалинии» провела работу по подготовке экипажей. В самолёте, помимо пилотов, работают специалисты Центра мониторинга и прогнозирования Службы спасения республики.

Чтобы добиться такого положения дел, главе республики Айсену Николаеву понадобилось выходить на самого президента страны, после чего вышло прямое поручение Владимира Путина. И в стране появилось новое направление в борьбе с лесными пожарами, а Якутия стала основной площадкой для наработки научной базы.

Если раньше эта технология применялась только для тушения природных пожаров, то сейчас с ее помощью снижают класс пожарной опасности. То есть воздушные суда работают не только на ликвидации имеющихся возгораний, но и вызывают дожди для их предотвращения.

2. Зарядка пиропатронов с йодистым серебром.<br />Фото пресс-служба МЧС РС(Я)

Эффект высоты

На прошлой неделе сотрудники МЧС по РС(Я) познакомили журналистов со специалистами, которые занимаются этой темой.

О работе самолёта Як-40 рассказал руководитель экспедиции по мероприятиям искусственного увеличения осадков в  Якутии Дмитрий Кирин.

– Моя работа как руководителя полётов заключается в выборе облачности, на которую мы должны воздействовать, их оценке, я делаю наводку на данные облака и даю команду на отстрел пиропатронов. Оценке помогает прибор, который сигнализирует, сколько влаги содержится в облаках.

Специфика работы Як-40 в том, что потолок его полётов составляет 8 километров, и пригодная облачность для искусственного засева как раз составляет 6-8 километров, – отмечает Дмитрий Кирин.

Он говорит, что Якутия – засушливый регион, и условий для увеличения осадков тут не так много. И чтобы их спровоцировать, приходится искать и очень тщательно выбирать облака.

– Многое зависит от высоты облака, если она около восьми километров, то залетать в него довольно опасно, можно встретиться с явлениями, сопряженными с серьёзными рисками, такими как восходящие движения, обледенения, грозовые очаги, поэтому мы стараемся пройти либо сбоку, либо над облаком. А порой, если, конечно, они отвечают безопасности, приходится входить и в сами облака.

На самолёте стоит оборудование с ёмкостью заряда 384 пиропатрона. Они содержат активный реагент – йодистое серебро. При распылении реагент способствует увеличению осадков.

По техническим характеристикам дальность дистанции, которую преодолевают пиропатроны, составляет 800 м. Интервал между выстрелами составляет около секунды, что позволяет отстреливать по одному заряду на каждые 100 м траектории.

10–20 пиропатронов массой 32 гр. хватает для того, чтобы провести эффективное воздействие на облако объемом 25 кубокилометров.

Эффект проявляется примерно от получаса и до 4-5 часов с начала воздействия. Расход реагента зависит от условий формирования облаков, их влагонасыщенности, но, в среднем, за один рабочий вылет расходуется около 120 пиропатронов с реагентом. Одно облако может пролить столько воды, сколько не привезут и сто пожарных самолётов, – рассказал Дмитрий Кирин.

О сухих грозах

Рассказывает сотрудник Аэрометеорологической лаборатории, руководитель полетов на Ан-26 Иван Ломакин:

– Наш самолёт Ан-26 турбовинтовой, а Як-40 – реактивный. Свои преимущества есть у каждой из машин. К примеру, Як-40 летит быстрей и выше, но зато наш раза в два его тяжелее и его не так сильно трясет в облаках.

Работы хватает обоим экипажам. Объективности ради отмечу, что для такой большой площади республики в более чем три миллиона квадратных километров даже двух самолётов-зондировщиков бывает недостаточно. В идеале хорошо было бы использовать несколько бортов, базирующихся в разных точках республики.

На сегодня работы уже проводились в центральных, заречных   районах, на западе республики – в Мирнинском, Нюрбинском, Сунтарском, Ленском районах, Алданском, Олекминском.

В Якутии работаю третий год, здесь есть свои природные особенности формирования облачности, выпадения осадков и влияния их на пожароопасную ситуацию. В первую очередь, это высокая нижняя граница облаков в летний период и частые грозовые очаги. Их в Якутии принято называть сухими грозами.

В действительности осадки там есть, просто они настолько мизерные, что не успевают долететь до земли, испаряясь полностью в воздухе. А так как почва остаётся сухой, отсюда высокая вероятность лесных пожаров от грозовой активности и сопутствующих им разрядов молний.

Как отмечают специалисты, работа зондировщиков в 2022–2023 годах, в отличие от прошлых годов, когда их не было, показывает свою эффективность: пожаров, если сравнивать с прошедшими годами, становится куда меньше.

+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
20 июля
  • 17°
  • Ощущается: 17°Влажность: 72% Скорость ветра: 3 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: