Технологический проезд вдоль нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) сегодня, после закрытия навигации, остался единственным наземным путем, позволяющим жителям Пеледуя попасть в Ленск. Зимник в этом году так и не начинали намораживать. По официальным данным, работы на участке от райцентра до поселка, входящего в перечень труднодоступных населенных пунктов республики, начнутся только в январе 2023-го.
Поехали за одиннадцатым
Вдольтрассовый проезд (ВТП) пеледуйцы называют просто – «дорога по трубе». А еще – дорогой жизни или вообще одним из чудес света. «Мы так это воспринимаем, — говорит сварщик и электромонтер Пеледуйской базы флота Станислав Туркевич. — Потому пока этой дороги, по трубе, не было, добирались до Ленска только по реке. И по воздуху. И поездки по зимнику, много раз приходилось.
Туркевичи многодетные. Татьяне, жене Станислава, в 2019 году вручили нагрудный знак «Материнская слава» I степени — первой из жительниц Ленского района. Она —- геодезист по образованию, приехала в поселок из центра страны за мужем. В семье десять детей, старшему – 20, младшей в феврале будет два годика. Живут дружно, ребятишек за успехи хвалят учителя и общеобразовательной школы, и музыкальной.
— И вот за каждым ребеночком, — рассказывает Станислав, — приходилось жену беременную везти по зимнику. В минус 40, в минус 50 градусов – очень рискованно. И обратно таким же образом забирать. Несомненно, даже и слов подбирать не надо, проезд по трубе для нас – решающий момент, можно сказать, в жизни. потому что альтернативы, к сожалению, практически нет.
Сейчас Станислав отвез жену в Ленский роддом, уже за одиннадцатым малышом. Дорога (с соблюдением скоростного режима) заняла около пяти часов. Если ехать по зимнику — путь короче, но намного рискованнее. А на прошлой неделе еще четыре семьи – Бессоновы, Станилевичи, Харитоновы и Германовы — по проезду вдоль нефтетранспортной магистрали вернулись из Ленска в поселок с пополнением.
Дорога жизни
В Пеледуе такой бэби-бум считается нормой. В поселке с населением 4 534 человека — 910 детей младше 17 лет. Средняя рождаемость на протяжении долгого времени составляла 50-55 человек в год, и лишь в последние два года снизилась до 40. В общеобразовательную школу–одиннадцатилетку ходит 541 ученик. Есть детский сад (целых два здания), школа искусств, больница, Центр культуры, работают почта и отделение Сбербанка. Без транспортного сообщения с райцентром не обойтись никак.
— Для нас в данный момент проезд вдоль ВСТО – дорога жизни, — признается глава муниципального образования «Поселок Пеледуй» Александр Кирсанов. – Больница по ней вывозит больных в Ленскую ЦРБ, осуществляет доставку медикаментов, силовые структуры перемещаются. Вот буквально сегодня подписал разрешение на доставку лекарств в муниципальную аптеку.
Продукты летом в поселок завозят рекой. Зимой нефтепроводчики вынуждены принимать на себя социальную нагрузку, пропуская по вдольтрассовому проезду грузовики с товарами первой необходимости. По нему же доставляют и топливо для котельной, которая обогревает все многоэтажки поселка. Фактически компания решает проблему транспортной доступности поселка.
При этом дважды в год, в осеннюю и весеннюю распутицу, примерно на месяц, движение по технологической дороге закрыто. И без того технологический проезд небезопасен, все же это не дорога общего пользования, а в период распутицы – передвижение по нему – зона максимального риска. Запуская на проезд в такой период, компании приходится брать на себя ответственность, в первую очередь, за жизнь и здоровье людей.
Расстояние от Пеледуя до Ленска «по трубе» — 350 километров, по зимнику — всего 185. Но он здесь идет вдоль сопок, не по Лене (по ней есть только некоторые переезды), а по краю берега реки. Зимний путь постоянно переметают метели. И короткая вроде бы дорога сразу же становится длинной. В зависимости от состояния зимника путь по нему занимает от трех до шести часов, но можно и застрять на всю ночь. А с конца марта на дорогу с сопок начинают сходить снежные лавины – это вдвойне опасно.
Новый поворот
Социальная нагрузка на технологический проезд сегодня велика. Везут почту, продукты и лекарства, горючее. Местные жители едут на медобследование и учебу, на операции, роды и помощь пожилым родителям… Последствия такой нагрузки — увеличение расходов на уход за технологическим полотном. По проекту по технологическому полотну должны проходить всего несколько машин в день, в действительности же число автомобилей в десятки раз больше. Но главное — дополнительные риски в области защищенности ВСТО.
— Наверняка, сегодня все понимают, и руководители администраций, и простые жители, как велика наша ответственность, — отмечает заместитель генерального директора по безопасности ООО «Транснефть – Восток» (организации, которая эксплуатирует ВСТО и ВТП) Григорий Бальчугов. — Сейчас, как никогда, важно осознать простой факт — безопасность нефтепровода – наш приоритет.
И на этом фоне, — существующего у компании права безусловного ужесточения допуска на проезд, — тем резче звучит проблема транспортной недоступности Пеледуя. Когда-то он образовался как поселок речников. Традиционно всегда жил флотом. База флота была градообразующим предприятием, где работало большинство жителей поселка. Сейчас флот меняет маршруты завоза, база сильно сокращается, и специалисты вынуждены устраиваться на работу в другие отрасли – вахтой. На всю страну славилось Пеледуйское речное арктическое училище (теперь филиал «Пеледуйский» Ленского ТТ), готовило штурманов и помощников механиков. Теперь, в разы меньше, – шкиперов, матросов, мотористов.
— За счет речников было большое движение. Много молодежи приезжало на практику — из Астрахани, из Ростова, здесь оставались, — вспоминает Ольга Попова. — Сейчас этого уже нет. Нет дорог – нет развития. Народ потихоньку старается уезжать. Потому что тем, кто работает вахтовым методом, совершенно без разницы, ехать на вахту из поселка или откуда-то из центра, скажем, из Новосибирска.
Самые большие надежды жители поселка, а вместе с ними и владельцы технологического проезда, исправно перечисляющие налоги, которые могли бы использоваться, в том числе, для расширения сети республиканских дорог, возлагают на строительство федеральной автотрассы. Решение о том, что автодорога «Вилюй» пойдет по южному маршруту через Ленск, Пеледуй и Витим, было принято в 2019 году. Ее прокладка, как, впрочем, и строительство других нужных и важных для региона дорог, позволит снять с нефтетранспортников дополнительную нагрузку и даст Пеледую и другим поселкам, ставшим невольными заложниками северной транспортной проблемы, новые перспективы.
— Стремительно развивающемуся региону необходима современная доступная и надёжная инфраструктура. Наиболее важной задачей является повышение транспортной связанности Якутии, только 20,9% населения проживают в зоне круглогодичного транспортного сообщения… Необходимо заниматься комплексно вопросами расширения транспортной сети: от реконструкции аэропорта до строительства автодорог и мостовых переходов…, — сказала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на «Часе субъекта» в Совете Федерации, в рамках обсуждения ключевого для Республики вопроса строительства Ленского моста.
Автор: Михамл Чернов
This post was published on 21.12.2022 13:06