Дороги Ивана Варшавского
Из плеяды Героев Социалистического Труда, удостоенных этого высокого звания за строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, такой насыщенной биографии, как у Ивана Николаевича Варшавского, нет ни у кого. Вот уж действительно трудяга!
Начало пути
Начал работать подростком после семилетки, которую окончил в 1953 году. Укладывал брусчатку на строительстве автомобильной дороги в Кодымском районе Одесской области, недалеко от деревни Загнитково, где и родился.
Три года прослужил на Балтике в погранфлоте. После демобилизации заехал в Молдавию поинтересоваться трудоустройством, да так там и остался. Бравого моряка-пограничника зачислили в коллектив эксплуатационников Одесско-Кишиневской железной дороги. Двенадцать лет работы в этом коллективе не прошли даром: досконально освоил профессию путейца. Здесь же встретил и свою вторую половинку. В 1961 году Варшавский женился, родилась дочь Альбина, потом поступил на курсы бригадиров в дорожную техническую школу, после чего учился в школе рабочей молодежи, Николаевском железнодорожном техникуме. К этому времени семья пополнилась сыном Маратом.
В Сибирь!
Жизнь вроде бы удавалась: обжились с Лидией Ивановной, заимели друзей, получили в Одессе хорошую квартиру с видом на море. Уважали и ценили на работе и его, и супругу, с которой вместе продолжали трудиться на «железке».
И все же время от времени он испытывал какое-то душевное неудовлетворение. Чаще стал заглядывать в газеты, на страницах которых мелькали репортажи с ударных комсомольских строек. Гремели Братск, Усть- Илимск, транспортные строители из Управления «Ангарстрой» сдавали в эксплуатацию железнодорожную линию Абакан–Тайшет, интересные дела совершались и на других стройках Советского Союза.
Поделился с женой мыслями о переезде в Восточную Сибирь. Мол, на новой дороге, которая протянулась от Абакана до Тайшета, нужны специалисты, там обязательно пригодимся. Думал, Лидию Ивановну уговаривать придется, а она согласилась сразу: если муж решил, значит, так тому и быть. Саяны так Саяны! Сибирь так Сибирь!
Двум специалистам обрадовались эксплуатационники новой дороги. Варшавского зачислили в ПЧ-31 инспектором по качеству. Отвечал за содержание и капитальный ремонт земполотна, которое, как выяснилось, требовало постоянного внимания. Поработал и инженером по охране труда, совмещая основную деятельность с обязанностями секретаря партийной организации ПЧ. Получал ли удовлетворение от того, чем занимался? Вряд ли. Хотелось более серьезного дела. В 1974-м фанфары затрубили на всю страну о начале строительства Байкало-Амурской магистрали. Долго не раздумывая, Иван Николаевич забирает трудовую книжку и мчится в Тындинский.
Зигзаги судьбы
В конторе Управления строительства «Бамстройпуть» приняли Варшавского без особых вопросов, откомандировав в СМП-567. Там специалисту обрадовались, но путейские дела решено было отложить. Начальник ЖКО нужен, заявил кадровик. Чего-чего, а такого поворота в своей судьбе Иван Николаевич не ожидал.
Условия ему поставили тогда жесткие. И хотя не лежала душа к жилищно-коммунальному хозяйству, надо было приниматься за дело. Взялся, как ему тогда казалось, за гиблое дело, и не заметил, как втянулся в круговорот бамовской жизни. Старался изо всех сил. И добился своего. Выполнив условия договора и сколотив из болтающихся по поселку в поисках работы мужиков «дикую» бригаду, рванул вместе с ней на линию Бам – Тында, конкретно на станцию Беленькая.
В то время на БАМ многие приезжали сами по себе: без вызова, без приглашения, без специальности, без медицинского освидетельствования. Вот таких и взял под свой контроль Варшавский. Понимал: будут неприятности, но отступать было некуда и некогда. Верил, работа в путейском коллективе на великой стройке заставит людей о многом задуматься.
– Конфликты случались, – делится воспоминаниями Иван Николаевич. – Но я быстро гасил их. Два раза предупредил, третьего не будет – свободен. Работать приходилось далеко не по восемь часов. Некоторые не выдерживали такого ритма и уходили сами. Но большинство осталось, люди не хотели сидеть без дела, жилья, денег.
Прежде чем освоить путейское мастерство, он проверил публику на строительстве времянки, малых временных мостов, продольной ЛЭП 35/10, перегрузке рельсошпальной решетки с простых платформ на роликовые порталы. И только потом приступила бригада к укладке пути, развитию станций и разъездов на линии Бам – Тында. В 1979 году их бросили на строительство подъездных путей к Нерюнгринской ГРЭС, затем на сдачу участка Нагорный – Золотинка, станции Нерюнгри-Пассажирская.
Малый БАМ
Заслуга бригады в развитии станции Тында, как и в целом Малого БАМа, огромная. Хотелось что-то подобное совершить бригадиру и на Байкало-Амурской магистрали. И такая возможность вскоре представилась. Коммуниста Ивана Варшавского решением Тындинского горкома КПСС и руководства Главбамстроя направляют в ГОРЕМ-28 (головной ремонтно-восстановительный поезд) треста «Тындатрансстрой» на укладку верхнего строения пути Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Предложение заменить Управление строительства «Бамстройпуть» на трест «Тындатрансстрой» стало для Варшавского полной неожиданностью. Тем более, что укладку пути на БАМе вела бригада Валентина Шпенькова и довольно успешно. Но, как выяснилось, не все было в порядке у шпеньковцев. Возникшие в бригаде конфликты сводили на нет все достижения путейцев.
Вот тут и всплыла фамилия Варшавского, сумевшего из «дикой» бригады создать первоклассный путейский коллектив. За несколько лет в бригаде ни одного конфликта, ни одной ссоры. Монтеры всем телом ощущали старание и переживание бригадира за их судьбу, судьбу бригады, судьбу стройки. Они отвечали ему тем же.
Принял Иван Николаевич бригаду Шпенькова в 1980 году. Она была организована в 1976-м из посланцев комсомола города Николаева и носила имя 68 героев-десантников Константина Ольшанского, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Уладив дела, погасив конфликты, укомплектовав бригаду, Варшавский устремился вперед, ведя коллектив путейцев к заветной цели – стыковке магистрали.
И она наступила. 29 сентября 1984 года на разъезде Балбухта встретились путеукладчики двух известных на стройке бригад Ивана Варшавского и Александра Бондаря. А потом была станция Куанда, на которой путейцы прославленных бригад уложили символическое «золотое» звено Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Казалось бы, вершина достигнута, можно передохнуть, осмыслить пройденный путь, поразмышлять о прожитом и пережитом. Но не тут-то было. В 1985 году в должности заместителя начальника СМП-596 Варшавский переходит на электрификацию Транссиба и работает там до 1995 года. Десять лет на труднейшем участке Забайкальской железной дороги. Это был большой отрезок его жизни, потребовавший немалых сил и напряжения. Потом снова возвращается на стройку, на сей раз предстояло возвести подъездной железнодорожный путь от бамовской станции Улак до станции Эльга (Южная Якутия), где были разведаны огромные запасы коксующихся углей. Строительство линии было поручено Балтийской строительной компании «Восток». Оставил свой след Иван Николаевич в одном из ее подразделений (БСК-19) будучи заместителем генерального директора. В этой должности он курировал строительство храма Святой Троицы в Тынде.
Иван Николаевич знаменит не только своим трудом. Он активно принимает участие в общественной жизни города Тынды. Будучи его Почетным гражданином, часто встречается со школьниками и студентами железнодорожного колледжа и института, рассказывает о людях, построивших знаменитую магистраль. Он известный рыбак, грибник, огородник.
Вот такие пути-дороги у этого замечательного человека, влюбленного в труд, в Тынду, в дальневосточную природу, знающего цену куску хлеба, преданности друзей, воспитавшего целую плеяду транспортных строителей, опыт которых еще пригодится новой России.
10 апреля 2023 года Герою Социалистического Труда, заслуженному строителю Российской Федерации, Почетному транспортному строителю, обладателю многих орденов и медалей Ивану Николаевичу Варшавскому исполнилось 85 лет. С юбилеем, Иван Николаевич!
P.S. За значительный вклад в социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия), активную общественную деятельность Глава республики Айсен Николаев наградил Ивана Варшавского юбилейным знаком РС(Я) «100 лет Якутской АССР».
Иван Шестак.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: