yakutia-daily.ru

Дороги для Арктики

Автодорогу «Яна», связующую четыре северных района Якутии с федеральной трассой «Колыма», ждёт капитальный ремонт, в ходе которого будут обустроены четыре мостовых перехода и порядка 350 километров автозимника. Таким образом Стратегия развития Арктической зоны республики, подписанная Главой региона Айсеном Николаевым в августе этого года, начинает воплощаться в жизнь. А свою роль в этом сыграют не только исполнительные власти республики, но и крупные предприятия страны, работающие на территории Якутии.

Какими только эпитетами не награждают нашу Арктику – и бескрайняя, и труднодоступная, и неосвоенная, в общем-то, подчеркивая две извечные проблемы – отсутствие дорог не то что между районами, а даже между отдельными населёнными пунктами внутри улуса, и недоступность современной связи с быстрым и дешёвым интернетом.

Сотрудничество с «Полиметаллом»

Как и 50 лет назад, основой транспортного каркаса Арктической зоны республики выступают реки, большую часть года скованные льдом, и северные аэропорты, работа которых также очень сильно зависит от капризов погоды.

Соглашения, подписанные республикой с отдельными промышленными предприятиями в рамках развития Арктической зоны Якутии, призваны расширить эти узкие места.

Так, 20 ноября Айсен Николаев, Глава республики, и Виталий Несис, генеральный директор компании «Полиметалл» (в ее состав входит ООО «Прогноз-Серебро») подписали документ, в рамках которого Якутия уже в следующем году приступит к капитальному ремонту автодороги «Яна», а добывающая компания за счёт собственных средств будет строить автозимник с продлённым сроком эксплуатации по маршруту село Тополиное Томпонского улуса – месторождение «Прогноз» – село Барылас Верхоянского района.

К слову, этот автозимник общей протяжённостью 350 километров после проведения всех необходимых работ будет передан в собственность республики. Также компания за счёт собственных средств проведёт необходимые изыскания и проектирование подъездной дороги и мостового перехода через реку Томпо с примыканием к региональной дороге «Яна» и сухопутному автозимнику.

– Реализация работ в рамках подписанного соглашения станет ещё одним шагом на пути создания транспортного каркаса Арктической зоны Якутии, – отметил после церемонии подписания документа Айсен Николаев. – Согласно договоренностям республика осуществит реконструкцию 67 км региональной дороги «Яна» и четырёх мостов на ней. В дальнейшем мы будем менять прохождение «Яны» как раз через населённые пункты Верхоянского района. В свою очередь, наш партнёр за свой счёт построит автозимник с продлённым сроком эксплуатации протяжённостью 350 км. В общей сложности предполагается, что республика вложит в этот проект около 2,3 млрд рублей, а «Прогноз-Серебро» – 2,06 млрд рублей. Колоссальные средства будут инвестированы частной компанией в строительство дороги, которую потом передадут уже в собственность республики.

– Якутия – стратегически важный для компании регион. И развитие инфраструктуры территории остаётся неотъемлемой частью нашего сотрудничества с республикой, – прокомментировал Виталий Несис. – Начало реализации проекта предполагается с 2021 года. «Полиметалл» обязуется приступить к проектированию моста через реку Томпо в посёлке Тополиное, а также к трассировке нового маршрута автозимника с продлённым сроком эксплуатации от села Тополиное до села Барылас. Работы предстоит достаточно много, мы предполагаем, что они будут выполняться в течение трёх лет.

Связь: решение проблемы

Что касается решения вопроса с дороговизной, ограниченностью скорости и трафика связи в Арктике, то здесь не обойтись как без помощи федерального центра, так и содействия частных инвесторов и корпораций.

Сегодня правительством республики рассматриваются два варианта преодоления цифрового неравенства на севере региона: субсидирование тарифов на спутниковую связь со стороны федеральной власти, как это делается в Чукотском автономном округе, или строительство оптики, обеспечивающей быстрый и качественный интернет, а спутниковый интернет при таком раскладе останется дублирующим каналом связи.
Однако средства на эти цели нужны – колоссальные.

– По количеству проживающих людей арктические улусы сильно уступают центральным, – отметил министр инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий республики Анатолий Семёнов, – но я убеждён, что оптика должна там быть обязательно, и первые шаги по освоению Арктики уже сделаны – это запуск ВОЛС в Оленьке, далее мы пойдем в Анабарский улус, есть планы по Тикси Булунского улуса, Черскому Нижнеколымского улуса и ряду других улусов.

К слову, к решению вопроса доступности связи на территории республики приступают и добывающие компании. Правда, пока их проекты арктических районов не затрагивают, однако и обеспечение качественной связью месторождений – уже дело немалое.
Так, компании МТС и Ericsson построят на Нежданинском месторождении в Томпонском районе выделенную коммерческую 5G сеть. Отметим, что это первый подобный проект в нашей стране.

МТС развернёт беспроводную сеть передачи и обработки данных, в которую будут интегрированы внутренняя сеть IP-телефонии, мобильные устройства отдельных специалистов, системы горнорудной диспетчеризации, удалённого и автоматизированного управления различными объектами: экскаваторами, буровыми станками, измерительными устройствами, автоматизированными системами пожаротушения и видеомониторинга.

– С учётом тяжёлых климатических условий и меняющегося горного рельефа развертывание выделенной сети как единой высокоскоростной площадки для различных технологических нужд позволит значительно повысить скорость передачи больших объёмов информации и сократит затраты на обслуживание технологической сети, – отметил начальник отдела информационных технологий и связи якутского филиала «Полиметалл УК» Александр Лагута. – На Нежданинском уже идут работы по возведению антенно-мачтовых сооружений и монтажу оборудования. Планируем, что запуск сети состоится до конца 2020 года.

Like
Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Поделись новостью:

ТОП 5 НОВОСТЕЙ

Top Яндекс.Метрика