Дмитрий Колосов — о секретах иллюзии, любимых номерах и 35-летней работе в цирке
Артист цирка и эстрады Дмитрий Колосов работает по профессии с 1984 года, с тех пор, как окончил училище циркового и эстрадного искусства им. М.Румянцева-Карандаша в Москве. За эти 35 лет Дмитрий Фёдорович стал свидетелем и участником того, как формировалось цирковое искусство республики. Об этом – в нашем интервью.
По стопам отца
Дмитрий Фёдорович об артистической работе знает не понаслышке – он сын народного артиста Якутии Фёдора Колосова. Правда, в детстве Дима не собирался становиться цирковым артистом, его больше привлекал спорт: мальчик серьёзно увлекался стрельбой из лука. А пристрастил его к этому виду спорта отец, который на тот момент работал в селе Майя Мегино-Кангаласского района председателем ДОСААФ.
Фёдор Дмитриевич был знаком с Павлом Стасовым, основоположником стрельбы из лука в нашей республике. Под впечатлением от общения привёз из Чурапчи лук и стал тренировать детей, в том числе и своего сына. Кстати, Дмитрий показывал хорошие результаты по этому виду спорта, к примеру, на Играх Манчаары он занял второе место, был чемпионом Дальнего Востока, а на чемпионате России несколько раз становился призёром. Занимался стрельбой из лука Дмитрий до самой армии, да и после собирался идти по этой стезе, однако судьба распорядилась иначе.
Фокусы для одноклассников
Отец нашего героя был человеком очень неординарным. В 32 года, будучи отцом четверых детей, он круто поменял свою жизнь, уехав учиться в цирковое училище в Москву на два года вместе с Сергеем и Марфой Расторгуевыми во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства. А ведь на селе он работал и трактористом, и председателем ДОСААФ. Правда, все эти годы он участвовал в художественной самодеятельности, выступал на сцене, показывал фокусы.
Отучившись, стал работать в Якутске в концертно-эстрадном бюро при драматическом театре им. П.А.Ойунского. Федор Колосов – первый профессиональный иллюзионист Якутии.
Тут уж и Дмитрию пришлось приобщаться к цирковому искусству, правда, не по своей воле. Мальчику просто сказали: «Раз твой отец фокусник, значит, и ты будешь показывать фокусы».
Отец показал Дмитрию несколько приёмов и сказал: «А дальше отрабатывай сам». С тех пор и пошло. И если в 7 классе зрителями были, в основном, одноклассники, то к 9-му классу мальчик стал выступать с фокусами уже не только для детей, но и для взрослых на концертах в с.Майя.
После армии отец тоже направил сына, сказав: «Идёт набор в московскую цирковую студию, иди туда». Дмитрий подумал, что если ему не понравится, он вернётся обратно. Однако учёбу не бросил. За четыре года освоил профессию от и до и теперь очень благодарен отцу за то, что тот помог ему найти дело по душе.
Сегодня, вспоминая своего отца, Дмитрий говорит, что ему было предначертано быть артистом:
– Помню, как он отрабатывал свои номера, занимался йогой, силовыми видами. Однажды во время отпуска велел нам, детям, разбить побольше стеклянных бутылок. Набрав достаточно осколков, он, к нашему удивлению, лёг спиной на них. Мы, дети, были в шоке. Вначале на спине были порезы, но кровь очень быстро останавливалась. Он тренировался раз за разом, до тех пор, пока всё не получалось. Затем усложнил номер, когда, ложившись на стёкла, стал просить вставать на него или ударять по груди огромной кувалдой.
Вообще, он любил пробовать всё новое. К 50 годам стал заниматься с гирями. Был у него такой номер: он связывал четыре большие гири и поднимал их зубами. Кстати, на зубы он не жаловался до самой старости, были они у него очень крепкие.
Однажды он связал свою грудь железной проволокой и попросил меня разрубить её топором. Я стал отказываться, говорил ему: «Не буду я этого делать, что с тобой, отец, на старости-то лет?». Однако всё же пришлось подчиниться воле отца. И вот, размахнувшись, я разрубаю ему проволоку на груди, кровь, порез, а отец делает вывод: «Значит, надо по-другому». И не успокаивался, пока не доводил дело до конца. Я до сих пор не знаю, в чём секрет этого номера – то ли он напрягал мышцы так, что они становились почти железными, то ли наоборот, расслаблял…
Здоровьем старший Колосов отличался отменным. Однажды на мунхе, когда мороз стоял уже зимний, сеть запуталась прямо у лунки, и рыба стала вываливаться в воду. Тогда Фёдор Дмитриевич разделся донага, нырнул в прорубь, поправил сеть и вылез с ней обратно. И ничего с ним не случилось – не заболел, не чихнул даже.
А на первых Играх «Дети Азии» старший Колосов показал номер – в кузове грузового «УАЗа» сидели люди, а он тянул машину зубами. Выступал отец до 70 лет, а умер от рака.
– Если бы не болезнь, жил бы до сих пор, – считает его сын.
Жизнь артиста
В московской студии вместе с Дмитрием училось ещё несколько ребят из Якутска. После окончания учёбы они поступили в Якутскую филармонию, организовав труппу «Тусулгэ».
В 1987-88 годах участники труппы «Тусулгэ» прошли стажировку в Свердловской творческой мастерской под руководством Расторгуевых. Группа называлась синтез-театр «Ойуун». Выпустились с номерами «Акробаты-жонглёры с бубнами», «Иллюзия», «Манипуляция», «Жонглирование – игра в диаболо». По сути, театр стал впоследствии основой цирка.
С этими номерами артисты объездили всю Якутию, побывали в Тыве. В гримёрке, где мы беседуем, до сих пор висят плакаты с гастролей тех лет.
– У каждого артиста было по два-три номера. Если ты цирковой артист, то ты не можешь себе позволить быть исполнителем одного жанра, ты и жонглёр, и акробат, и иллюзионист, – рассказывает Колосов.
В 1994-м году, когда под цирк выделили старое здание гаража по улице Ойунского, было много радости. Тогда под руководством Расторгуевых коллектив сам вывозил старый хлам, чистили, убирали помещение, приспосабливали его под цирк. А мусора там было навалом – ведь ранее в гараже располагался токарный цех. Сделали своими руками ремонт. Работали дружно, начали ремонтировать помещение осенью, а Новый год встречали уже на новом месте.
С этого момента в республике стали готовить своих цирковых артистов – в местном колледже культуры открылось первое цирковое отделение. Практику студенты отрабатывали в молодом цирке Якутии.
Секрет фокуса
С вводом нового цирка, в котором был обустроен настоящий цирковой манеж, а не сцена, артистам пришлось серьёзно пересматривать свои подходы к работе.
– Мне сначала было трудно работать в таком формате, – рассказывает Дмитрий. – Ведь арена и сцена – это абсолютно разные вещи. То, что можно показать на сцене, на арене провалится моментально. Поэтому мне пришлось думать над новыми номерами. Искал в Интернете, читал книги. Так дошёл до таких номеров, которые показываю и сейчас: «Девушка в горизонтальном положении висит в воздухе», «Вращение головы на 360 градусов».
Подготовка номера длится не один день. Чтобы номер прошёл безупречно, приходится долго шлифовать его. Если что-то идёт не так, возвращаться вновь и вновь, менять что-то. А ещё очень важен реквизит. Всё должно совпадать – миллиметр в миллиметр.
– Все иллюзионисты один и тот же фокус делают по-разному, хотя секрет один, – рассказывает Дмитрий. – Некоторые артисты копируют номер один в один, я же люблю привносить что-то своё, пусть даже это будет не так просто, как копирование.
– А есть ли у фокусников любимые фокусы?
– В начале карьеры очень нравилось отрабатывать так называемую «Манипуляцию» – жонглирование с исчезновением шариков. Это был один из самых первых номеров, которым я обучился в Московском цирковом училище. Преподавателем там работал известный иллюзионист Леонид Ван-Тен-Тау, которого я до сих пор вспоминаю с теплотой.
В России и за рубежом
Выступления синтез-театра «Ойуун» показывали на Центральном телевидении в передачах «Шире круг», «Вечерние мелодии», «Народное творчество». Ездили они с гастролями и за рубеж:
– Запомнилось выступление на международном фестивале во Франции. С нами был ансамбль танца, мы участвовали в карнавале. В первый день нас поставили в конце колонны – мы жонглируем, показываем трюки, ансамбль танца танцует… Танец был с бубнами, которые подкидывали, перебрасывались ими – в общем, очень зрелищно. И тут публика взволновалась – стала кричать, свистеть, улюлюкать.
На следующий день мы опять идем вставать в карнавальную колонну и тут обнаруживаем, что нас поставили в самое её начало – так якутская экзотика понравилась зрителям.
После этого якутских артистов пригласили выступить в казино на конкурсе «Красавица Ниццы».
– Только три коллектива удостоились этой высокой чести – мексиканцы, бразильцы и мы. Представьте, что это было для нас, людей, никогда не видевших капиталистическую роскошь! Казино было огромное, там сидели богатеи с бокалами шампанского – мы такое только в кино до этого видели (смеётся). Там мы впервые увидели девушек в бикини. В конкурсе победила темнокожая девушка, совсем юная. И тут нам улыбнулась удача – Петя Колесов, брат Марфы, зовёт меня, мы хватаем победительницу и успеваем с ней сфотографироваться. Успеваем, потому что тут же налетают охранники, вырывают её у нас и кричат: «Ноу, ноу», нельзя фотографировать, значит. А мы успели, и фото это у нас хранится до сих пор, есть что вспомнить!
Наш номер с северным танцем, тойууком, сээдьэ и бубнами имел большой успех, северная энергетика буквально взорвала публику.
Такой же успех был на Аляске, в Фэрбенксе, где публика приняла нас за своих – за индейцев. Оказалось, что мы похожи не только внешне, но и своими национальными костюмами.
Как изменился цирк
– Всё меняется, ничего не стоит на месте – спустя 35 лет цирковое искусство совсем не такое, как тогда, когда мы начинали, – говорит Дмитрий Колосов. – Сейчас на смену нам, старшим, пришли выпускники Пекинской академии – первое, второе, третье поколения. Школа у них отличная. И цирковые представления сегодня строятся по-другому – в виде спектаклей, где есть единый сюжет, а не просто демонстрация номеров.
Примечательно то, что и в улусах сейчас стало развиваться цирковое искусство. Этому способствует конкурс «Мамонтёнок» для детей, занимающихся цирковыми видами.
– Работа у артистов нелёгкая. Дети выросли без меня – я всегда был на гастролях, на работе. И жена, Валентина Петровна, работала до вечера. Мы жили в общежитии на Петра Алексеева, вот сыновья мои и росли вместе с соседскими детьми. Помогала бабушка, приехала специально из Сунтар, чтобы приглядывать за ними.
Но по-другому и нельзя: своему делу надо отдаваться целиком. А нынешнему поколению я бы посоветовал быть трудолюбивыми, идти до упора, до конца, не останавливаться на достигнутом и постоянно придумывать что-то новое. Самое главное – любить свою профессию. И идти по выбранному пути, не останавливаясь. Помните: даже талантливый человек не добьётся ничего, если не будет упорно работать! И так всю жизнь.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: