Дирижёр Николай Петров: 55 лет – полёт нормальный!
Когда 9 Мая на площади Победы тысячи зрителей собираются послушать «Певца Победы» Александра Самсонова, трудно угадать в скромном пареньке, баянисте ансамбля «Эксклюзив», в пилотке и плащ–палатке, прославленного дирижёра Николая Павловича Петрова.
Да, это он, руководитель одного из самых крупных и известных оркестровых коллективов республики, «играющий тренер» Николай Петров, представитель художественной элиты региона, цвет и краса якутской музыкальной интеллигенции.
«Играющий» он не только в плане исполнения, но и в плане аранжировки и оркестровки, создании оригинальных музыкальных произведений, рождении новых замыслов спектаклей.
Профессия дирижёра складывается из множества составляющих. Чтобы справиться с этим сложным комплексом задач, руководителю важно обладать уникальными личностными данными, среди которых на первом месте стоят профессионализм и крепкое музыкальное образование.
Формирование профессионального музыканта – один из самых длительных процессов, который охватывает от 14 до 16 лет. Так случилось и с Колей Петровым. Ньукуу родился 15 декабря 1967 г. в с. Борогонцы, но с 3 лет жил в Анабарском районе. Еще в Саскылахе Николай пошёл учиться в музыкальную школу. Он поступил в класс игры на баяне к преподавателю Николаю Дмитриевичу Дьячковскому, который сразу заметил незаурядные способности мальчика.
Становление личности
В 1980-м году по рекомендации комиссии Минкультуры Николая направили в Якутское музыкальное училище. С 1980 по 1985 годы Николай учился в училище по классу баяна у известного баяниста, выпускника Новосибирской государственной консерватории им. Глинки Валериана Георгиевича Емельянова. На последних курсах по классу дирижирования учился у Николая Ивановича Кисленко. По словам талантливого якутского мелодиста Виталия Андросова, за годы учебы в училище Николай окреп, возмужал как музыкант. На выпускном вечере он сыграл «Вечное движение» Николая Паганини на знаменитом в то время баяне «Ясная поляна».
Важно отметить, что как дирижёр оркестра он исполнил весьма сложное сочинение – увертюру к опере «Травиата» Д.Верди. Много позже его преподаватель Николай Иванович Кисленко – заслуженный деятель искусств РС(Я), дирижер, педагог, доцент Казанской государственной консерватории им. Н.Г.Жиганова, напишет: «Очень горд, что 30 лет в Якутии я не зря прожил. Вот такими учениками, как вы, я горжусь!»
После окончания училища в 1985 году Николай был направлен преподавателем в Майинскую детскую музыкальную школу, где, помимо преподавательской работы, играл в оркестре ансамбля танца «Кыталык».
По мере того как формировалась якутская композиторская школа и появлялось большое количество сочинений якутских авторов, росла потребность в музыкантах. Так был собран состав выпускников-музыкантов Якутского музыкального училища, которых направили в Восточно-Сибирский государственный институт культуры и искусств (г. Улан-Удэ). Сразу же была поставлена цель – создать оркестр национальных инструментов. Среди студентов были Афанасий Томский, Егор Федотов, Марина Фомина, Валерий Ноенохов, Анисия Габышева, Василий Эверстов, Александра Никонова, Николай Орлов, Павел Павлов и будущий дирижер оркестра Николай Петров. Они составили костяк будущего состава. Обучаясь игре на баяне, Николай Петров также учился в классе дирижирования и вскоре стал успешно руководить оркестром.
Так была осуществлена важнейшая идея – создание оркестра якутских национальных инструментов, официальной датой рождения которого считается 27 апреля 1993 года.
Грани таланта
Оркестр стал неотъемлемой частью Национального театра танца. Незадолго до этого в хаосе перестройки прекратили своё существование Симфонический оркестр и хор Якутского радио и телевидения.
Национальный театр танца принял на себя заботу о рождающихся хореографических спектаклях местных авторов. Первоначальный замысел ансамбля, а потом Театра танца – пропаганда танцев северных народов – стал расширяться и отражать творчество местных авторов – композиторов и мелодистов. Характерной особенностью хореографических спектаклей стало обращение к фольклорным источникам.
С участием Николая Петрова специально для оркестра созданы сюиты и балеты, танцевально-хореографические спектакли, отдельные танцы и народные действа. Значительный пласт работы оркестра составляет переложение партитур, написанных для симфонического оркестра.
Николай Петров сам сочиняет музыку. Он создал музыку к спектаклям театра Олонхо: «Сур Соноҕос аттаах Сургуулай бөрө», «Дьыырай Бэргэн», «Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур» и так далее. Большой работой Николая Петрова являются часть первая «Срединный мир» спектакля-олонхо «Бэрт Хара», «Ороһуоспа киэһэтэ», «Туналҕаннаах ньуурдаах Туйаарыма Куо», «Ойуун түүлэ».
И всё же самой главной заслугой творчества дирижера является исполнительская деятельность, а именно – управление оркестром.
В репертуар оркестра входят также инструментальные произведения русских и зарубежных композиторов. Ещё одну группу исполняемых произведений составляют инструментальные произведения якутских композиторов. Отдельные танцевальные номера – яркая страница репертуарного списка оркестра. Назовём «Айан», «Кумысный», «Халлаан кыыһа» (музыка Сергея Зверева), «Гауча» (танец аргентинских пастухов). Все инструментовки сделаны Николаем Петровым.
Наконец огромный блок исполняемой оркестром Николая Петрова музыки – это вокальные произведения. Из сочинений якутских композиторов и самодеятельных авторов можно составить не одну концертную программу. Оркестр Николая Петрова сотрудничает практически со всеми солистами республики. Это продемонстрировал Праздничный концерт Оркестра национальных инструментов «Сахам сирэ барахсан» к Дню Республики Саха (Якутия) и 55-летию Николая Петрова, который состоялся 27 апреля 2021 года.
Оркестр Петрова был участником более 50 международных и всемирных фестивалей: в Польше, Франции, Канаде, Америке, Испании, Швейцарии, Италии, Голландии, Великобритании, Корее, Турции, Греции, Бельгии и Болгарии.
Заслуженные награды
Ещё одна миссия главного дирижёра Оркестра национальных инструментов – воспитательная. В своём коллективе он вырастил не один десяток солистов и даже дирижёров, среди них Афанасий и Анна Томские, Владимир Боярский, Виктор Винокуров, Марианна Попова, Лена Михайлова, Лена Ноева, Егор Федотов, Альберт Попов, Анюта Иванова и др. В недрах оркестра родились и инструментальные ансамбли: «Эксклюзив» (рук. Н.Петров), «Кыл Саха» (рук. А.Томская), молодёжный ансамбль «J’OL», ансамбль «Кырыымпа».
Таким образом, деятельность Николая Павловича Петрова не сводится только к управлению оркестром. Главному дирижёру приходится решать огромный конгломерат задач. Николай Павлович с ним успешно справляется. Его труд по достоинству оценён множеством наград. Петров Николай Павлович – заслуженный деятель искусств РС(Я), член Союза театральных деятелей РФ и Союза музыкальных деятелей РС (Я), кавалер Знака отличия «Гражданская доблесть» РС (Я), обладатель раритетного приза «Золотой галстук Григоряна» и нагрудного знака Министерства культуры РФ «За вклад в культуру», диплома Российского культурного благотворительного Фонда «Дом Дягилева», Гранта Президента РС(Я) в области искусства за музыку танцевального спектакля «Айыы аймаҕа» («Срединный мир») и др.
Экс-министр культуры Андрей Борисов сравнил деятельность Николая Петрова с достижениями Марка Жиркова. Да, по масштабу музыкального и творческого мышления, по полётности идей Николай Петров приближается к основоположнику якутской профессиональной музыки. А на афишах появляются всё новые названия: «Чёрная лиса», «Дочь Солнца». Мир сказок, фантазий, народной мудрости… 55 лет – полёт нормальный!
Зоя Кириллина,
музыковед, отличник культуры СССР
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: