X

Директор Приморской картинной галереи Алена Даценко — о том, что поразило ее в Якутии, и планах сотрудничества

Директор Приморской государственной картинной галереи Алёна Даценко интервью газете «Якутия» дала в отреставрированной Галерее зарубежного искусства НХМ РС(Я) в день её открытия для посетителей, которых ждала не только обновленная экспозиция, но и временная выставка «Фландрия и Голландия – три века искусства» из собрания возглавляемой ею галереи.

«Драгоценная шкатулка»

– Я была в этом здании в 2017 году и могу сказать, что реставрация сделана великолепно. Прекрасные коллекции, которые хранит ваш музей, смотрятся сегодня совсем по-другому.

Здание ассоциируется с драгоценной шкатулкой: роскошный интерьер, а яркий по цвету экстерьер выделяется во внешней среде, и главное – здесь установлена современная система климат-контроля, что очень важно в наших условиях. Мы вас понимаем, как никто другой: и в Якутии, и в Приморье климат непростой – тут влажность пониженная, особенно в зимний период, а у нас – туманы, муссоны, но для сохранения произведений искусства очень важна стабильность, чтобы не было резких перепадов температуры и влажности.

Очень здорово, что правительство республики поддержало свой Национальный художественный музей, нашло средства, чтобы привести здание в соответствие со всеми современными музейными нормами, и сейчас здесь можно показывать любые произведения из других музеев: в таких условиях они хорошо себя чувствуют, это нам, может быть, будет немножко прохладно, а им в самый раз.
Замечательный подарок всем к 100-летию образования республики, и я искренне поздравляю коллег.

Символично, что мы открыли здесь выставку, теснейшим образом связанную с коллекцией Национального художественного музея, переданной Михаилом Федоровичем Габышевым, который как раз увлекался творчеством малых голландцев.

Мы работали над этим проектом больше года: подготовка произведений к экспонированию – это сложнее, чем кажется на первый взгляд. К примеру, работа Рихарда Бракенбурга «Торг» перед отправкой сюда прошла реставрацию, так как написана она на дереве – материале, который очень реагирует на различные климатические условия. А в приоритете у музейщиков всегда стоит сохранение предмета.

Когда приходишь в музей, сразу замечаешь, в каком состоянии пребывают вещи. Если видишь разрывы красочного слоя, угрозу осыпи, приподнятый кракелюр – эти произведения нельзя экспонировать, нельзя никуда вывозить, они болеют, их надо лечить. А если ничего этого нет, значит, в музее есть реставраторы, и это счастье. В нашей галерее их три – два по живописи и один по графике, и все мастера Дальневосточного федерального округа, работающие с художественными коллекциями, регулярно приезжают к нам на семинары, мастер-классы под руководством специалистов из Государственного Эрмитажа. Много лет подряд приезжают и ваши реставраторы. Мастерство передается из рук в руки, и им очень важно собираться всем вместе, обмениваться опытом.

«Открытием стал Черкехский музей»

– Но это не только к реставраторам относится.
Считаю, что мне очень повезло с профессией: она позволяет многое узнавать – и не только в плане искусства, но и в плане знакомства с разными людьми, музейщиками со всей нашей страны. Я понимаю, насколько уникален этот мир, и какое счастье открывать для себя таких замечательных людей в разных музеях, дружить с ними.

На этот раз открытием для меня стал Черкехский музей. Само путешествие туда уже незабываемо. Конечно, видя карту Якутии, ты умом понимаешь, что это огромная территория, но пока не проедешь четыре часа туда и четыре часа обратно, в полной мере не осознаешь масштаб этого пространства. Восемнадцать километров ехать через Лену! Честно скажу – я была поражена, хотя слышала раньше про ваши проблемы, связанные с зимней дорогой, летней паромной переправой…
Но хочу сказать спасибо, что пригласили, что показали.

И конечно, меня поразил энтузиазм людей, которые работают в этом удивительном музее под открытым небом, сохраняя и развивая свою культуру. И восхищает стойкость тех, о которых рассказывает этот музей: в таких суровых условиях, когда твоя жизнь связана с выживанием в этой среде, думать о прекрасном, вечном, творить, писать, бороться… Очень здорово, что сохраняется память о них – сохраняется и передаётся новым поколениям. Мы видели там ребят, которые туда приходят, видели, как они вдохновляются рассказами сотрудников старшего поколения.

«Вся линия развития русского искусства»

– Меня саму в музей привела любовь к искусству. Я с детства любила рисовать. Потом были художественная школа и художественное училище, после которого я устроилась на работу в Приморскую государственную картинную галерею. Начинала младшим научным сотрудником, проводила экскурсии, читала лекции. Потом попросилась в отдел хранения. Параллельно училась в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Через десять лет работы была назначена главным хранителем. С 2013 года – директор галереи. Выросла в музее и жизни без него не представляю. Это для меня не просто работа. Я очень люблю свою профессию, люблю нашу галерею.

Как и многие музеи, мы выросли из художественного отдела Приморского областного музея – сейчас это Музей истории Дальнего Востока имени В.К.Арсеньева.
В 1930-е годы, когда вышло постановление Наркомпроса о распределении художественных ценностей, региональным музеям были переданы различные предметы из Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея, Музея Академии художеств, Музея имени Пушкина. К нам попали произведения западноевропейского искусства – Фландрия, Голландия, Франция, Италия, частично – Германия, Испания. Представлена у нас и вся линия развития русского искусства начиная с XVIII столетия и заканчивая началом ХХ века: Айвазовский, Шишкин, Крамской, Лентулов, Репин, Серов, Шагал, Кандинский…

А малые голландцы, которых мы привезли показать вам, поступили к нам из Эрмитажа, куда они, в свою очередь, попали из коллекции знаменитого этнографа и путешественника Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского, который тоже был увлечен ими, как и Михаил Федорович Габышев.
Наш Кандинский сейчас участвует в большой выставке авангарда в Сеуле в Южной Корее, другие вещи задействованы в большом проекте в Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» в Подмосковье.

Открывая Дальний Восток

– А сотрудничество с вашей республикой началось не вчера. В 2017 году мы подписали соглашение с Представительством РС(Я) во Владивостоке, и 27 апреля 2018 года, в День Республики Саха, при его поддержке провели у себя персональную выставку заслуженного художника РФ и заслуженного деятеля искусств РС(Я) Михаила Старостина в рамках проекта «Открывая Дальний Восток».

В 2019 году на Восточном экономическом форуме подписали соглашение о сотрудничестве с Национальным художественным музеем РС(Я), и проговаривали с Асей Львовной Габышевой, которая его возглавляла, как нам сделать межмузейный проект. Но всё, что касается музейных коллекций, быстро не происходит, и этот проект воплотила уже Влада Владиславовна Тимофеева.

Сейчас мы подписали соглашение о сотрудничестве с Министерством культуры и духовного развития республики. Только благодаря общей поддержке и сплоченности можно реализовать большие проекты. При поддержке правительства мы привезли к вам выставку «Фландрия и Голландия – три века искусства», а у нас запланирована большая выставка современного искусства Якутии. С коллегами из НХМ мы обсудили её концепцию, какие работы будут представлены, какие имена, какие виды искусства. Они хотят показать своё богатство во всем его многообразии, а мы с нетерпением ждём этой встречи.

Но обмениваемся мы не только выставочными проектами. Есть масса других форматов, где мы можем взаимодействовать и учиться друг у друга – например, обмен опытом по работе с маломобильными людьми. Музей сегодня становится открытой площадкой для всех и должен находить подход к разным посетителям, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.

Мы начали эту работу с 2018 года. Подтолкнула нас к этому выставка Пушкинского музея «Видеть невидимое». Когда к нам на неё стали приходить целевые группы, я поняла, что мы должны меняться, должны выстроить работу с теми, кто нуждается в нашей поддержке, нашем пространстве. На уровне правительства сейчас принята программа «Доступная среда», и многие современные музеи технически ей соответствуют, но не менее важно выстроить работу с людьми, а это уже задача научных сотрудников. Мы изучали, как это делают наши коллеги в Эрмитаже, Третьяковской галерее, Русском и Пушкинском музеях, и постепенно, шаг за шагом, сами начали формировать программу для людей с ограниченными возможностями по слуху, зрению, людей с ментальными нарушениями.

В эту тему надо погружаться, изучать, найти подходы до каждой из аудиторий. Рада, что наш опыт пригодился здесь, у вас, когда в обновленной экспозиции Галереи зарубежного искусства появились тактильные модели японских скульптур нэцке. Отрадно видеть, как результаты твоего труда выходят за рамки твоего музея и приносят свои плоды на других музейных площадках.

«Мы многое можем осилить»

– Также мы договорились, чтобы НХМ стал региональным оператором первого конкурса по мэйл-арту «Русский самовар: Тихоокеанская Россия», учредителем которого выступает Международный клуб культурных инициатив «Русский самовар», и проекта «Самоварная и Чайная почта», который мы активно поддерживаем и также выступаем операторами конкурса. Важно, чтобы эта информация дошла до Союза художников, до молодых художников.

Наша территория огромна, и коммуникация выстраивается не всегда просто, но благодаря объединению, дружбе мы многое можем осилить.
У вас уникальная самобытная культура, и во время Восточного экономического форума павильон Якутии всегда вызывает интерес, поэтому нам надо дальше открывать, познавать друг друга. Мы приложим к этому все усилия – и мы, и Влада Владиславовна со своей командой, потому что работаем не только для себя, а для нашего зрителя.

Мы пережили сложный период пандемии: музей работает для посетителей, и когда нас всех закрыли, это было страшно. Но зато научились работать онлайн, освоили новые формы, о которых раньше не задумывались, и продолжаем их использовать.

А в завершение хочу сказать, что такие выставки, как «Фландрия и Голландия – три века искусства» очень нужны, ведь зритель постоянно хочет видеть что-то новое, хочет быть сопричастным к тем сокровищам, которые хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Камчатки. Эти проекты усиливают интерес к музеям, не всегда доступным. Для обычного человека легче не самому куда-то ехать, а когда выставка «приезжает» к нему. Да, сейчас всем непросто, сложно, но мы со всем справимся. Все вместе – справимся.
Фото предоставлено пресс-службой НХМ РС(Я) и автора.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 03.04.2022 12:07

Related Post