«Дикая азиатчина с мистикой»: Саха театр готовит премьеру «Леса» Островского
В Саха театре 10-11 декабря состоится премьера нового спектакля Сергея Потапова «Лес» по пьесе Александра Островского. Про дикую азиатчину, если что, сказал сам режиссер на пресс-конференции.
«Знак свыше»
Посвятили премьеру 110-летию народного артиста СССР Дмитрия Ходулова, который аккурат 10 декабря, только 1949 года, вышел на сцену Якутского театра в роли Несчастливцева на премьерном показе «Леса», поставленного Василием Местниковым.
«Мистика театральная. Мы это не планировали. Так получилось, — высказался по этому поводу Сергей Станиславович. — Может, знак свыше. Связь держим с ушедшими великими».
А первая постановка Островского на сцене театра была в 1934 году, как сообщил заведующий музеем САТ, заслуженный артист РФ, народный артист РС(Я) Ефим Степанов: Спиридон Григорьев познакомил якутского зрителя с пьесой «Не было ни гроша, да вдруг алтын». С тех пор, как подсчитал Ефим Николаевич, Островского в Якутском музыкально-драматическом, а потом Саха академическом ставили раз шестнадцать.
«Это энергичный танец»
И вот, стало быть, семнадцатый спектакль, который поставлен на грант Союза театральных деятелей России и Министерства культуры РФ: 200-летие отца русской драмы в 2023 году решено отметить новыми постановками по всей стране.
Сергей Потапов к творчеству Островского, как выяснилось, раньше уже обращался — в Казахстане, в Русском театре, ставил «Бесприданницу».
— Островский — мастер русского реалистического театра, — говорил режиссер журналистам, а из зала, где его актеры репетировали «Лес», доносились энергичные ритмы неувядающего «Балыктаха» Галины Шахурдиной. — А мы хотели сделать яркий спектакль, где поют, танцуют и не забывают играть. Дикую азиатчину.
В национальных театрах всегда сложно ставить русскую классику. Я один раз обжегся, когда ставил здесь «Три сестры», потом понял свою ошибку: я слишком уважительно отнесся к Чехову. Когда в Астане ставил на казахском «Вишневый сад», «Шие», сломал себя, и с этим спектаклем театр взял гран-при Евразийского международного театрального фестиваля.
«В нашей команде»
Затем, вернувшись от «Сада» к «Лесу», Сергей Потапов пояснил:
— Пьеса большая, мы ее немножко порезали. По времени спектакль будет идти 2 часа 30 минут. Перевод сделал Кирилл Семёнов, с которым я уже давно работаю. В нашей команде есть еще композитор — Байару Такшина, с ней я познакомился в Горно-Алтайске, она сейчас в Германии.
А художника по свету, петербуржца Станислава Свистуновича он представил как «бога света»:
— В Якутии нет ни одного художника по свету. Это профессия штучная. Тонкая. Потому что материя тонкая. Свет — это мировоззрение. Бог. К нам приехал бог света.
На вопрос, что же будет, когда он нас покинет, ответ был: «Будем, как в лесу, во тьме, пенькам молиться, как Карп Савельич в пьесе».
С богом света Сергей Станиславович ставил в Пскове «Зойкину квартиру» и выразил ему свою благодарность за согласие снова поработать вместе.
«За чистую эстетику»
Свистунович (Стас, как он сам настаивает: «Меня и на «Золотой Маске» так представляют») начал со слов: «В первый раз я забрался так далеко на восток».
На просьбу рассказать о себе тихим голосом сообщил, что у него два образования — «информационная безопасность» и «режиссер театра кукол»: «Пять лет проработал в БДТ, выпустил «Губернатора», ушел, получил «Золотую Маску», всё».
Вскользь информировал, что и в этом году номинирован.
О стиле своей работы высказался так:
— Я всегда в первую очередь иду от того, что предлагает режиссер, от того, что предлагают артисты — от них тоже зависит многое, что происходит на сцене, какие возникают повороты по драматургии, по событиям. Это идет от режиссера через артистов ко мне, и я должен вернуть это обратно и помочь найти то правильное, которое бы работало на смысл спектакля.
О своих спектаклях:
— У меня пятьдесят спектаклей. Они разные. Есть чистые, без единого фильтра. Монохромные. Есть очень цветные, чрезвычайно. В целом я скорее за чистую эстетику и за концептуальный подход. Сделать красивую картинку — это несложно, единственно непонятно — зачем. Самое худшее, когда смотрят спектакль и говорят: «Ой, свет какой классный, а спектакль-то…» Думаешь: «Блин, это кто перестарался — я или режиссер?
О нынешней постановке:
— Будем придумывать мифически-эклектичное, может быть, кислотное — я имею в виду, по цветам. Увижу, что Сергей придумал, потом у нас пять суток на работу». («Четыре», — невыразительным голосом поправил режиссер).
Впрочем, им не привыкать:
— На «Зойкину квартиру» он меня не приглашал. Меня ему порекомендовали. И мы в кратчайшие сроки, буквально за неделю, поставили весьма интересный спектакль, тоже очень живой, музыкальный, довольно густонаселённый».
«Вперёд, к Островскому!»
Так что же такого придумают два обладателя «Золотой маски»?
К 200-летию Островского в разных театрах, как задумчиво заметил Потапов, будут поставлены четыре «Леса»: «Не хочется потеряться в этой куче». «В лесу заблудиться», — сыронизировал Свистунович. «В трёх соснах, — продолжил Сергей Станиславович. — Надо как-то выделиться».
А по-моему, уже. В театральных кругах только и разговору, что о масках для потаповского «Леса», заказанных аж в Иркутске.
— Много вопросов к этим маскам, — вздыхает режиссер. — Всегда на эскизе одно, в реале — другое.
— В следующем году хотим с этим спектаклем на фестиваль «Балтийского дома» «Вперед, к Островскому». Нам сказали, что в нем могут участвовать только русскоязычные театры, но, может, Сергей пробьется, — информировала собравшихся куратор проекта Надежда Осипова, и на этой жизнеутверждающей ноте пресс-конференция завершилась.
P.S. 10 декабря в 18 часов в Зале Олонхо состоится открытая лекция сотрудника литературной части САТ, театроведа Надежды Осиповой «Саха театр и Островский». Начало спектакля в 19 часов.
11 декабря в 17 часов — открытая лекция кандидата филологических наук Ольги Дедюхиной (ФЛФ СВФУ) «Театр в театре в комедии Островского «Лес». Начало спектакля в 18 часов.
Фото: пресс-служба Саха театра.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: