Депутаты проверили развитие транспортной отрасли республики
Неразвитость транспортного комплекса, то есть путей сообщения — наземных, воздушных и речных — один из двух главных факторов (второй — энергетика) сдерживания широкомасштабного освоения ресурсов республики и всего северо-востока страны, а ещё — ограниченной транспортной подвижности жителей, которая в 2,4 раза ниже, чем в среднем по России. Как с этим бороться и что делается в этом направлении – обсуждали депутаты и правительство республики.
21 миллиард за год
На прошлой неделе якутские парламентарии рассмотрели ход реализации госпрограммы «Развитие транспортного комплекса РС (Я)» на расширенном заседании постоянного комитета Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике. О текущем положении дел отчиталась замминистра транспорта и дорожного хозяйства Якутии Ольга Рафаилова.
По её информации, в 2023 году на транспортный комплекс республика потратила 21 миллиард рублей. Основные траты пришлись на реализацию регионального проекта «Дорожная сеть РС(Я), а также городской агломерации г. Якутска» в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», где освоили чуть менее 9 миллиардов рублей.
На эти средства обеспечили укладку 299,65 км дорожного полотна. Из них 270 километров пришлось на региональные дороги и 29 километров на город Якутск. Это – достаточно высокие темпы строительства для отдельного субъекта РФ. По строительству дорог Якутия сегодня занимает первое место на Дальнем Востоке и 18-е среди всех регионов страны.
На поддержание в нормативном состоянии и обустройство имеющихся дорог бюджет республики потратил около четырёх с половиной миллиардов рублей. Стоит ли говорить, что при наших климатических условиях затраты на километр дороги в Якутии – одни из самых высоких по стране.
Вообще это большая проблема. Например, в центральной России можно построить дорогу, и она будет стоять, как новенькая, не требуя больших ремонтов, ещё лет десять. У нас же процессы разрушения дорожного полотна протекают раз в 10 быстрее, чем даже в Западной Сибири.
Аудиторы предупреждают
На совещании аудитор Счетной палаты Якутии Александр Седалищев представил данные по итогам проверочных мероприятий исполнения государственной программы. Анализ показал, что объем средств, предусмотренных на дороги регионального значения, является недостаточным и создает риски невыполнения мероприятий регионального проекта.
По факту средств, которые выделяются на дороги местного значения, катастрофически не хватает. По информации аудитора, ежегодно на капитальный ремонт автомобильных дорог регионального значения, в среднем, направили 15% от нормативной потребности, что, в свою очередь, не позволяет поддерживать их надлежащее техническое состояние.
Вместе с тем республиканские нормативы денежных затрат на ремонт региональных дорог больше нормативов, установленных в регионах ДФО от 2 до 2,9 раза, но меньше федеральных нормативов на 18,6% — 60,6% по разным категориям автотрасс.
Александр Седалищев уверенно отметил, что на сегодняшний день можно прогнозировать, что финансирование расходов на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог в соответствии с утвержденными нормативами затрат в ближайшие годы обеспечено не будет.
Собственно, проблема эта старая, самый простой способ — перевести по максимуму дороги в федеральное подчинение, чтобы ответственность за них несла федеральная казна, что в республике и делает. Но это не так просто, хотя работа в этом отношении идёт.
По рельсам и воздуху
Транспортная отрасль республики это с не столь давних пор ещё и железная дорога. И её тоже приходится содержать и ремонтировать. При том что дорога однопутная, а объёмы перевозимых по ней грузов растут на тысячи и даже миллионы тонн ежегодно. И дорога должна быть в идеальном состоянии круглые сутки. На поддержание и увеличение провозной железной дороги Беркакит –Томмот – Нижний Бестях Якутия в прошлом году заплатила 555 миллионов рублей. Это намного меньше, чем тратится из бюджета, например, на воздушный транспорт.
Ведь только на обеспечение ценовой доступности перевозки пассажиров воздушным транспортом по социально значимым маршрутам выделили 1 млрд 134 млн рублей. Средства направили на внутрирайонные и межрайонные авиаперевозки, где по линии программы обеспечения транспортной доступности выполнили 827 рейсов и перевезли 20 324 пассажира и 34 878 пассажиров соответственно.
Также 2 млрд 327 млн рублей из госбюджета заплатили в рамках господдержки организаций воздушного транспорта. Где львиная доля пришлась на финансовое обеспечение и возмещение расходов по договорам лизинга (аренды) воздушных судов, работающих по внутренним региональным и местным перевозкам. В общем, недешёво обходится нам воздушный флот.
Ленский мост
Отдельной темой обсуждения стало строительство Ленского моста. Её поднял народный депутат Владимир Фёдоров. Он поинтересовался у заместителя министра Ольги Рафаиловой, какова финансовая схема реализации поручения Президента РФ по завершению строительства Ленского мостового перехода до 2028 года?
Стоимость его строительства составляет около 120 млрд рублей, из них федеральные средства предусмотрены в объёме 42 млрд рублей. «Мы заявлены на средства федерального бюджета в рамках его корректировки в текущем году», — ответила Ольга Николаевна. А депутаты Госсобрания договорились провести отдельное заседание постоянного комитета по этому вопросу.
Достижения и перспективы
Если говорить объективно, транспортная отрасль, в первую очередь, логистика наземного транспорта — это то, что хорошо развивается в Якутии за последнее десять-пятнадцать лет. Можно вспомнить, что ещё в 2006 году федеральная трасса «Лена» стояла на первом месте среди самых опасных дорог мира, по версии сайта Autospies.com, обогнав боливийскую «Дорогу смерти», «Тибетский путь» и Военно-Грузинскую дорогу.
Ничуть не лучше были «федералки» «Вилюй» и «Колыма». А сегодня по сравнению с теми временами это просто небо и земля! Хотя на двух последних дорогах ещё строить и строить.
А есть ещё и железная дорога, которая не просто дошла до Нижнего Бестяха, но и уже готова к броску до Магадана. Построены десятки крупных мостовых переходов.
Транспортная отрасль республики развивается буквально на глазах. И всё это напрямую отражается на подъёме экономики и жизни простых людей. А самое главное — есть многообещающая и реализуемая перспектива с чётким прицелом на будущее. Где локомотивами водного транспорта стоят вводимые мощности Жатайского судоремонтного завода, планы строительство глубоководного порта Найба в Арктической зоне. Есть проект продолжения железной дороги до Магадана. Идёт реконструкция аэропортов республики, всё готово для перевооружения малой авиации под новые самолёты. А строящаяся федеральная автодорога «Вилюй» в будущем обеспечит еще один круглогодичный выход в автомобильную сеть страны.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: