«День без турникета» состоялся в аэропорту «Маган»
Понедельник. В зале ожидания аэропорта «Маган» пока пусто – сегодня нет запланированных рейсов. Но к 11 утра сюда подтягиваются школьники, которые в свой каникулярный день решили принять участие в акции «День без турникета», организованной ФКП «Аэропорты Севера».
Узнать, как устроен аэропорт, пройти через металлоискатель и почувствовать себя на месте сотрудника безопасности, посмотреть, как организована работа аэропорта изнутри – всё это смогли участники акции. Ну, и самое главное – посидеть на месте пилота вертолёта! В этот день посетителям разрешалось многое.
В зале ожидания
Экскурсию внутри аэровокзала провели сотрудники Учебного центра Мария Сухарева, Юлия Ткачева и Ольга Татаринова, которые рассказали о предприятии и структуре аэропорта. Здание аэропорта небольшое, вместе с тем здесь всё устроено так, чтобы пассажирам было удобно и безопасно ожидать свой рейс.
– Основной целью службы авиационной безопасности является обеспечение защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в соответствии с установленными нормами, правилами и процедурами.
Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, – рассказывают сотрудники.
По всем вопросам можно обратиться в справочное бюро, где дадут информацию не только о времени вылета и прилёта, но и предупредят, что начинается регистрация или, например, выдача багажа. Ребятам разрешили не только заглянуть в бюро, но и попробовать себя в роли диспетчера и объявить о начале регистрации на рейс. Правда, в этот день вылетов в аэропорту запланировано не было.
Затем всех пригласили на регистрацию, объяснили, какие документы надо предоставить, чтобы пройти дальше через зону контроля, где, к большой радости детворы, сотрудники не только рассказали, как проходит личный досмотр, но и предложили им самим поучаствовать в процессе.
В зоне контроля
Как объяснила Оксана Уколова, начальник смены Службы авиационной безопасности, гражданам, собирающимся лететь из одного города в другой, а тем более из одного государства в другое, предстоит смириться с тем, что досматриваться будет абсолютно всё. Это делается для того, чтобы исключить малейшую вероятность попадания потенциально опасных, запрещённых и незадекларированных вещей на борт, а значит, обеспечить безопасность экипажа и пассажиров.
Во-первых, в зоне контроля необходимо снять верхнюю одежду и положить её в специальные ящики вместе с ручной кладью, которые отправляются через ленту в рентген багажа – интроскоп (камеру рентгенотелевизионной установки, где производится первичный досмотр). Оператор на экране видит проекцию содержимого чемодана, а в случае возникновения подозрений не пускает потенциально опасного пассажира в здание аэровокзала.
Установки для рентгеновского досмотра багажа предполагают не только обнаружение очертаний предметов, но и классификацию их по материалу происхождения. Так, в разные цвета окрашиваются вещества органического, неорганического и смешанного происхождения.
Затем нужно пройти через рамку металлоискателя, и, если он зазвенит, оператор должен просканировать пассажира с помощью ручного металлоискателя. Этим и предложили заняться участникам акции. Ребята были в восторге, попеременно пряча свои телефоны из одного кармана в другой. Затем всех пригласили в автобус, который направился к самолетам.
«Даймонд-Тундра»
Здесь обязанности экскурсоводов взяли на себя сотрудники авиакомпании «Полярные авиалинии», чья лётная техника дислоцируется в аэропорту Магана. Именно отсюда совершаются санитарные рейсы и пассажирские перевозки по отдельным направлениям.
А привезли нас в небольшой ангар, где ждут потепления два симпатичных самолета Diamond DA40 Tundra. Как рассказал Станислав Платонов, руководитель пресс-службы «Полярных авиалиний», это одномоторный самолёт, сконструированный с учётом всех современных технологий. Эта небольшая машина собрана из композитных материалов, кроме шасси и колес, и может перевозить двух пассажиров или 400 килограммов груза.
– Особенностью этого самолёта являются низкие эксплуатационные затраты, а также техническая возможность производить посадки на площадках для приёма Ан-2 и Ан-3. Он подходит для эксплуатации в условиях Якутии: на нём усиленное шасси, широкие колеса низкого давления, компенсирующие неровности посадочных полос. Самолеты выполняют лесопатрулирование, мониторинг пожароопасных районов тайги. Можно заказать экскурсионный облёт над Якутском или слетать до природного парка «Ленские столбы». В зимний период они не эксплуатируются, поэтому ждут потепления в ангаре, но совсем скоро будут выполнять задания, – сообщил он.
Девчонки шептались: «Какие миленькие самолёты», парни же интересовались максимальной высотой полёта, скоростью и другими техническими характеристиками.
Легендарный Ан-2
Ещё одну легенду советской авиации нам удалось увидеть в огромном ангаре «Полярных авиалиний». Стоить отметить, что ворота в нём – автоматические, что для таких размеров ангара, конечно, впечатляет. Как отметили сотрудники, таких ворот на Дальнем Востоке всего три штуки. Мы же вошли туда через обычную дверь сбоку. И тут стоит он, Ан-2, который ещё называют «кукурузником». Такое название самолёт получил в наследство от По-2, поскольку заменил предшественника на сельскохозяйственных работах.
Будучи простым в эксплуатации, пригодным для взлёта с неподготовленных грунтовых площадок и обладая малым разбегом и пробегом, самолёт был и остаётся незаменимым воздушным судном для работ на малоосвоенных территориях Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии.
А ещё это единственный в мире самолёт, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса. Он такой один, который выпускается уже около 70 лет, самый массовый в мире, пользующийся популярностью не только у нас, но и в Мексике, Бразилии, Африке и других странах.
Красавца, стоящего в ангаре «Полярников», не совсем корректно было бы назвать старичком. Буквально на прошлой неделе он вернулся с завода в Маган полностью отремонтированным. Причём в Якутию он не прилетел, его привезли наземным транспортом в разобранном виде.
Теперь инженеры колдуют над тем, чтобы проверить все заводские настройки, после чего он отправится выполнять пассажирские и грузовые рейсы. Пассажировместимость его до 12 кресел, коммерческая загрузка – полторы тонны. Максимальная крейсерская скорость: 160 км/ч.
Если в небольшие «Даймонд-Тундры» нам не разрешили проникнуть, то в Ан-2 каждый смог не только зайти, но и посидеть на месте пилотов. Их кабина, на поверку, оказалась очень тесной, но, усевшись на кресло, можно представить, какие виды возникают перед глазами.
Под лопастями
Следующее место дислокации – лётное поле, где стоят не менее легендарные и очень надёжные вертолёты Ми-8. Внимательные ребята сразу заметили, что их расцветка отличается от оригинальной. Как оказалось, родная для них – оранжево-синяя. Перед нами же стоял бело-красный Ми-8. Как оказалось, ещё в 2018 году авиакомпания провела среди авиаторов республики конкурс на лучшую ливрею Ми-8. После подведения итогов победителем был признан Василий Гоголев, ветеран и историк авиации.
Самое интересное, конечно, было внутри мощной российской воздушной машины, которая может развивать максимальную крейсерскую скорость в 200 км/ч, а её коммерческая загрузка – 4 тонны.
В кабине пилотов попросторнее, чем в Ан-2. Замысловатая панель управления, конечно, так и манила что-нибудь переключить, но трогать её категорически было запрещено. Зато можно было вдоволь нафотографироваться у вертолёта и внутри.
Всегда наготове
Аббревиатура СПАСОП расшифровывается как служба противопожарного аварийно-спасательного обеспечения полётов. Именно на плечах сотрудников службы лежит противопожарное обеспечение полётов и объектов аэропорта, а также организация поисково-спасательного, аварийно-спасательного обеспечения полётов.
Одним словом, служба находится в постоянной боевой готовности, дежурство пожарно-спасательных расчётов по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полётов организовано круглосуточно. Когда самолёт прилетает, бойцы всегда наготове.
Большой интерес у юношеской половины нашей группы вызвали пожарные машины. Бойцы продемонстрировали отсеки, где хранятся рукава, подробно рассказали о том, как происходит подача воды, и даже разрешили заглянуть под капот машины.
Ещё одна интересная экскурсия прошла по автопарку аэропорта. В одном месте собрана вся спецтехника, которая обеспечивает работу воздушных судов и взлётно-посадочной полосы. Здесь и огромные грейдеры, спецавтотранспорт по подвозу багажа, обеспечению электроэнергией воздушных судов и подогреву воздушных судов УМП-350.
Ну, а закончилась познавательная экскурсия весёлой эстафетой под названием «Взлёт-посадка». Ребятам необходимо было заполнить маршрутный лист воздушного судна, а потом на скорость собрать модель планера и запустить его как можно дальше. Победила, конечно, дружба.
***
«Вместе мы сможем больше!» – именно такой девиз выбрало для себя Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера», которое и организовало небольшое познавательное путешествие и показало, как устроена работа аэропорта.
Кстати, в его состав входят, помимо Маганского, ещё 30 аэропортов, в числе которых 14 находятся в арктической зоне и два – в Магаданской области. Это самая большая сеть аэропортов в стране. Сегодня на предприятии трудится более 1 700 сотрудников.
Что касается аэропорта Маган, то он принимает вертолёты всех типов, линейку самолётов Ан, Як-40, «Даймонд Тундра» DА-40, Bombardier Dash-8 Q400 и другие.
Здесь базируются воздушные суда АК «Полярные авиалинии», АОСН Росгвардии по РС (Я), ЯТЭК. Аэровокзал способен пропускать 50 пассажиров в час.
Отрадно, что авиаторы республики, преданные своему делу, щедро делятся спецификой своей работы со школьниками, тем самым открывая для них совершенно новую профессию. Возможно, среди них есть будущие пилоты, которые продолжат доблестное дело якутских авиаторов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: