До выборов президента РФ
00 дней
:
00 часов
:
00 минут
:
00 секунд
Дандар-лама: «У всех нас одни стремления, и мы здесь, чтобы отработать карму»

Дандар-лама: «У всех нас одни стремления, и мы здесь, чтобы отработать карму»

12:12
13 февраля 2024
Дандар-лама. Фото Марии Васильевой.
Читайте нас

Много раз проезжая мимо дацана в Якутске, всегда хотелось туда заглянуть, посмотреть, как он устроен. Но полагала, что иноверцам вход туда запрещен. Позже узнала, что, оказывается, наоборот — здесь рады любому, кто обратится и не важно, кто он по вероисповеданию. Стало интересно, но все равно страх сделать что-то не по-буддийски и тем самым вызвать гнев ламы, оставался. Тем не менее, в один прекрасный день все сошлось, и я отправилась в самый северный дацан в мире. Тем более, что совсем недавно в нем отмечали Восточный новый год.

Морозное ясное утро. Территория дацана огорожена синим забором. Заметила ворота и небольшую калитку рядом: «Вход. Якутский дацан». Удивилась: «Какой скромный». Хотелось увидеть живописные большие ворота, как в Непале или Китае. Я там, правда, не была, но по телевизору видела.

Вдоль дацана стоят два больших молитвенных барабана. Оказалось, что зашли мы на территорию с «черного входа». Нужно было пройти чуть дальше, тогда взору предстают большие резные ворота.

В дацане тихо, витает запах благовоний. Сразу и не скажешь, что ты в храме, больше напоминает какой-нибудь офис: небольшой холл и много дверей в кабинеты. Спросить, где сидит главный хранитель, не у кого, поэтому направляемся в единственную открытую дверь.

Самый северный дацан находится в Якутске на 12 километре Сергеляхского шоссе. Фото Марии Васильевой.

Тяпы-ляпы и непросвещенность автора

Просторный кабинет. Напротив двери стоит стол, перед ним скамейка. По краям – стенды с различной буддийской атрибутикой. За столом сидит колоритный, налысо бритый мужчина в кашае (одежда монахов – прим. автора).

Знакомьтесь: Дандар-лама, главный в самом северном дацане. «Дандар» означает «море мудрости», а «лама» с тибетского переводится как «учитель». Очень серьёзный, в самом начале я даже немного его побаивалась, но в ходе разговора лама оказался добрым и улыбчивым человеком.

Начнем с того, что я как-то не перепроверила свои знания про дацаны в целом и, в частности, про самый северный. Всегда считала, что это чисто бурятский храм, где главный лама — бурят по национальности. Вот эту информацию я и выдала ему на первых минутах знакомства. На неверное мое представление Дандар-лама, конечно же, мне указал. Выглядела я полным дилетантом. Тем не менее, подумала, что если бы была весьма осведомленной особой, может и не состоялась бы наша встреча. Так что в любом случае появился повод для разговора.

— Вы пришли не в бурятский дацан, а в буддийский. В современной России последователями буддизма являются тувинцы, калмыки, буряты. Не так давно, месяц назад, я провел лекцию в Краеведческом музее имени Ярославского. Модератор задавала вопросы в ключе: чем шаманизм отличается от буддизма? Но, я считаю, что, если идти таким путем, мы будем всегда делиться между собой. Надо ставить вопрос: в чем наша схожесть?

Например, вы так же, как и я, хотите быть счастливой. В этом мы схожи. У нас одни и те же потребности. И мы можем дальше продолжать, найдем много общего, мы сблизимся. А если будем искать различия, например, вы – якутка, я – бурят. У вас свой язык, у нас разная вера, то мы будем разобщены, — сказал Дандар-лама.

А вы знали, что в колесе Сансары есть целых три ада? В одном адский огонь, во втором – другое несчастье. А есть такой ад, который современным языком назвали бы «Ол Инклюзив» — сразу все 33 несчастья. Фото Марии Васильевой.

Зачем делиться?

— Буддизм зародился в Индии, на современной территории Непала. Когда принц Сиддхартха стал Буддой, у него была своя община, причем разношёрстная: монахи, миряне, женщины, мужчины, различные сословия. То есть в буддизме нет кастовости, а в Индии, вы знаете, она до сих пор сохраняется, имеет огромное влияние.

Но и там уже потихоньку отходят от кастовой системы. Например, нынешний премьер-министр Индии Нарендра Моди из неприкасаемых, самой низшей касты. Президент Индии — Драупади Мурму, женщина, тоже из низов. То есть они идут по направлению к равноправию. Уже есть понимание, что при существующем делении на касты страна никогда не будет сильной.

То же самое и у нас. Если в России мы будем делиться по национальности и вероисповеданию, мы также будем разрознены. Конечно, надо гордиться своими корнями, традициями, культурой, но надо объединяться. У нас одни и те же страдания, потребности и цели, которые мы ставим перед собой.

В Бурятии восстановлены все разрушенные в советское время дацаны. Их около 50. Четыре из них – эвенкийские. Раньше единого бурятского народа не было, было очень много племен, родов. И у каждого рода был свой дацан.

Мой родовой дацан был разрушен, сейчас восстановлен. Два мои родные дяди были ламами. В советское время были репрессированы, сосланы в ссылку, и что  с ними случилось, мы до сих пор не знаем. Мне бы очень хотелось узнать об их судьбе. Это я все к тому, что все мы очень близки, судьбы переплетаются, делиться между собой – смысла нет.

Зал для хурала называется дуган. Фото Марии Васильевой.

От октябренка до ламы

А как вы решили стать ламой?

— Раньше в семьях была традиция — отдавать хотя бы одного ребенка в дацан для обучения. Тогда школ не было. Считалось престижным, если кто-то из детей будет во благо семьи, родных обучаться в дацане и впоследствии станет монахом и молиться о благополучии.

В моем роду прадед остался продолжателем рода, а два брата были отданы в монастырь. Оба прошли сталинские лагеря. Я их, конечно, не застал, но отец мой их помнит.

Отдавали на обучение с детства. Наряду с духовным, они получали и светское образование. Обязательным было изучение одного европейского языка. Например, в нашем дацане изучали французский язык. И когда Иркутскую губернию с визитом посетил французский посол, он был крайне изумлен, когда к нему из дацана вышел лама и начал разговаривать с ним на чистейшем французском.

Я учился в обычной школе, был октябренком, пионером, комсомольцем. Родители были чабанами, смотрели за колхозной маточной отарой овец. Каждое лето я тоже их пас. Мама с детства готовила меня на врача. Я никогда не отказывался. Всегда со мной были учебники по естественным школьным предметам, необходимые для поступления в медицинский вуз.

После окончания школы меня повезли в Иволгинский дацан, который находится в 30 километрах от нашего села. Это было первое осознанное его посещение, в детстве пару раз только был, наверное. Сейчас я анализирую и понимаю, что, кроме веры в Будду, есть обязательно вера в причинно-следственную связь, то есть в закон кармы. Никакое явление просто так не происходит. Всему есть причина.

Помню день посещения дацана. Было солнечно, ясно. На крыльце стоял парень со свертками в руках, читал их и что-то бубнил про себя.  Родители прошли внутрь, а я задержался возле парня и спросил, что он делает? Он ответил, что готовится к экзамену. Я заглянул в свитки и ничего не понял из того, что там написано. Это были тексты зеленой тары на тибетском языке.

Когда я зашел в дацан, ламы помолились за меня, чтобы я успешно сдал выпускные экзамены и поступил в медицинский институт. А на обратном пути у меня появилось четкое чувство, что я очень хочу остаться в дацане. Возле машины я сказал об этом родителям, — вспоминает лама.

Но сразу получил «нагоняй» от мамы. В тот год Дмитрий (в миру Дандар-лама — Дмитрий Жалсараев), успешно сдав все вступительные экзамены, стал студентом Читинского медицинского института. Отучился год, продолжать желания не было, все мысли были в дацане. После первого курса юноша забрал документы и пошел туда. Мама была против, отец многозначительно промолчал.

Дом для общины и не только

Так Дмитрий стал слушателем буддийских курсов при Иволгинском дацане. Если раньше обучение длилось 30 лет, то в год поступления Дандар-ламы курсы стали пятилетними, преподавали приглашенные ламы из Тибета и Монголии. Но из почти ста сокурсников к последнему году обучения осталось лишь 15.

После окончания учебы он остался служить при Иволгинском дацане. В далеком 1998 году впервые приехал в Якутию. В 2009 году по инициативе буддийской общины «Лотос» началось строительство уникального, самого северного в мире буддийского храма-Дацана. А ведь сам Будда Шакьямуни предсказывал, что его учение, зародившись в Индии, будет постепенно распространяться на Север земного континента.

Не случайно и место, где находится сейчас дацан – 12 км Сергеляхского шоссе. По всем буддийским правилам, он должен находиться на северо-востоке, вдали от городской суеты и кладбищ, возле водоема, поближе к лесу.

Когда входишь в дуган, взгляд сразу приковывает золотая статуя Будды. Фото Марии Васильевой.

Астрология и карма

К вам приходят не только чтобы помолиться, но и ищут у вас ответы на многие вопросы, советуются. Насколько знаю, вы составляете астрологические карты. Меня всегда интересовал вопрос. В мире каждую секунду рождаются миллионы детей. Казалось бы, у них одна астрологическая карта, но судьбы-то складываются совсем по-разному. Что же влияет на судьбу?

Астрология –  хорошая наука, но все равно она относительная, поэтому на судьбу влияет еще и карма. Рождение человека напрямую зависит не от родителей, основное закладывает  карма. Будда сказал: «Все, что с нами происходит – это справедливое возмездие». Если ребенок, например, родился больным, значит, в прошлой жизни он что-то не так делал.

Бывает так, что человек здоровый, успешный, а в какой-то момент все идет наперекосяк, одни проблемы за другими. Это о чем говорит, что карма хороша наполовину?

Мы здесь для того, чтобы что-то немного подправить, помочь.

Будущие ламы

После продолжительной беседы с Дандар-ламой мы решаемся подняться наверх, где и расположен основной зал для молебен. Молебен у буддистов называется хурал. Они читаются каждый день. Хуралы бывают малые и большие. Мы не успели на утренний хурал, который проходит в 10 часов, но слышали в кабинете Дандар-ламы, как шумели колокольчики и гонг. В среднем, небольшой хурал длится час-два.

Основной зал называется дуган. Здесь мы встретили курсантов-практикантов из Иволгинского дацана. Дандар-лама представляет мне одного из них:

— Познакомьтесь, Тимофей. Это к тому, что дацан наш не только бурятский, — смеется он.

Тимофей родом из Приморского края, но семья переехала, так что вырос он и окончил школу в Волгограде.

— Я учусь в Буддийском университете на втором курсе. Приехал в Якутск в начале февраля, на практику.

А как ты пришел в буддизм?

— Эта тема мне была интересна с детства. Учась в школе, очень много читал специальной литературы, интересовался, понял, что учение мне очень близко. После школы поступил в университет Иволгинского дацана. Там есть несколько факультетов: философский, тантрический, медицинский и иконографический. Я студент философского факультета. Обучение длится восемь лет. Можно учиться в Индии, но лучше ехать туда после университета.

А вы уже ламы?

— Нет, мы хувараки, так называют студентов.

Молодой Содном-лама приезжает в якутский дацан с 2013 года. Он уже окончил Иволгинский университет и продолжает обучение по медицинскому профилю в Монголии.

После окончания вы станете врачом?

— Не совсем так. Вы, наверное, слышали про традиционную тибетскую медицину, которая основывается на многовековой системе, использует комплексный подход к диагностике. Также в ней применяются лекарства, состоящие из природных материалов, например, трав. Обучение длится шесть лет, — рассказал Содном-лама. После окончания обучения он планирует приехать и служить в Якутии.

Сандак Доржи – студент седьмого курса, в Якутию приезжает третий год. Стать ламой он решил еще в детстве. Оказалось, что у него папа лама.

Студент второго курса Тимофей увлекся буддизмом еще в школе. Фото Марии Васильевой.
Молодой Содном-лама (слева) познает секреты тибетской медицины. Сандак Доржи – студент седьмого курса, с детства знал, что станет ламой, как и его отец. Фото Марии Васильевой.

***

Немного пообщались с молодыми людьми, они пригласили меня посетить ближайший хурал. Я пообещала непременно воспользоваться приглашением. Ну, а пока у меня накопилось столько информации, которую нужно переварить, обдумать. Но главное, что я поняла — действительно, все мы едины, неважно, кто ты по национальности и вере. В Якутии живут представители 135 национальностей, созданы 82 национально-культурных объединений. Наша республика – по-настоящему многонациональна. Все мы стремимся к счастью, а если не знаем, как поступить, ищем ответы в астрологии, в вере.

Жизнь наша не бесконечна, когда нас не станет, будет уже абсолютно не важно, сколько денег ты заработал, чего хотел и к чему стремился. Поэтому надо жить в мире с самим собой и окружающими, не навязывать свои принципы, а понимать друг друга и беречь. Именно так и живут в самом северном дацане в мире.

+1
10
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
2 марта
  • -19°
  • Ощущается: -26°Влажность: 53% Скорость ветра: 3 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: