Во время перемены с привычным школьным гамом в кабинет заглядывают младшеклассники… попить водички. Могут забежать старшеклассники с очередной идеей или заглянуть родители с вопросами. Ничего необычного, директор средней школы №29 Якутска Марфа Яковлева всегда готова к диалогу.
Здание 29-й школы построено в 1967 году. Это было одно из немногих каменных четырехэтажных учебных заведений столицы. Долгое время оно считалось аварийным, и дети не учились в нем с 2013 года. Какая-то часть школьников училась в других школах города. В эксплуатации оставался только пристрой, построенный в 1998 году.
Новоселье через два года
– Марфа Анатольевна, прошел ровно год, как вы стали директором 29-й. Знаю, вам досталось непростое хозяйство.
– В 2020 году наконец-то снесли главный корпус, который находился в аварийном состоянии. Помню, за время моей работы, а я в этой школе с 2002 года, здесь дважды проводился капитальный ремонт.
С радостью могу объявить, что в этом учебном году начнется строительство нового корпуса. Надеемся справить новоселье в 2024 году. А пока учимся в пристрое. Он в свое время был построен как учебно-лабораторный корпус для физико-математических классов.
– Чем отличается 29-я школа?
– На сегодняшний день в школе учатся 920 детей. Нынче мы приняли 90 первоклассников. С каждым годом детей становится все больше. 29 школа – школа с углубленным изучением отдельных предметов, это физика, математика, информатика, английский язык, история, обществознание.
С пятого класса ученики углубленно изучают математику и английский язык, а в 10-11 классах школьники вплотную приступают к изучению технических предметов, а также иностранного языка, истории, экономики, обществознания. Старшеклассники учатся по индивидуальному учебному плану, образовательному маршруту.
В этом году нашу школу окончили 57 выпускников. Среди них четыре золотых медалиста, все они поступили на бюджетные места в вузы России. Что касается общего результата, 87% выпускников поступили в вузы, это неплохой результат. Наши дети выбрали учебные заведения Санкт-Петербурга, Владивостока, Новосибирска, многие поступили в СВФУ. Мы радуемся за них.
Планируем в ближайшие несколько лет модернизировать школу, создать современное многофункциональное образовательное пространство. Школа должна соответствовать новым требованиям.
Одна запись в трудовой
– Вы сказали, что пришли в школу в 2002 году учительницей английского языка. Через двадцать лет стали директором. Что изменилось в отношениях с коллегами, работе?
– Действительно, 29-я школа – практически мой второй дом, в моей трудовой книжке всего одна запись о месте работы. Пришла сюда после окончания факультета иностранных языков ЯГУ.
Тогда директором была Любовь Степановна Головина, мой старший коллега, наставник, я благодарна ей за помощь, веру в меня. Проработала учителем до 2005 года, и потом меня назначили заместителем директора. 16 лет была завучем по учебной работе, поэтому переход на должность директора прошел плавно. Коллеги очень обрадовались и поддержали.
Что изменилось? Скорее, изменилась я. Как руководитель научилась где-то быстро принимать серьезные решения, а где-то наоборот взвешенно обдумать все, прежде чем начать действовать. Год, конечно, был сложным именно для меня. Я стала более уверенной, хотя переживаний прибавилось. Если раньше не задумывалась о хозяйстве, системе отопления, то сейчас за все в ответе.
Учительская, воркаут и кафетерий
– С чего вы начали?
– По моему мнению, современная школа должна оставаться территорией детства. Ребенок в школе проживает большую и очень значимую часть своей жизни. Он должен чувствовать себя комфортно, безопасно, здесь должны быть созданы условия для его самореализации и развития. Кроме того, в школе должно быть уютно и красиво.
В первую очередь запустили проект «Учительская». На первом этаже был захламленный кабинет с досками, старым оборудованием, который мы решили переоборудовать под учительскую. Одна из родительниц помогла с дизайном, остальное мы сделали своими силами из сподручных средств. И ко Дню Учителя администрация и профсоюзный комитет школы преподнесли сюрприз для учителей – презентовали красивый кабинет для них.
Все были в шоке: мы тщательно скрывали задумку, оставались после работы, чтобы красить, строгать, пилить, комнату закрывали на ключ, чтобы никто заранее не мог увидеть все метаморфозы. Мебель сами подбирали, доски находили на старых разборах зданий. Сейчас у нас уютная, красивая учительская, где коллеги могут отдохнуть, подготовиться к урокам, поговорить. Главное, мы поняли, что можно создавать уют своими силами и потихоньку обустраивать школу.
Далее запустили другой проект. В прошлом году приняли участие в двух грантовых проектах на обустройство спортивной площадки, которой у нас также не было. Зато есть рядом пустующая, заброшенная.
Грант мы не получили, но в Центральном округе обратили внимание на площадку. В результате общими усилиями мы демонтировали старые постройки, засыпали площадку и установили там workout-зону c тренажерами. Дети, взрослые с удовольствием уже занимаются.
Глядя на все это, мы радуемся, что облагораживаем вид школы не только изнутри, но и снаружи. Теперь администрация округа нашла спонсора и планирует заложить футбольное поле на радость детворе.
Дальше – больше. У нас ведь нет столовой, только буфет. Еду привозят из столовой «Сергеляхская», нам нравится, но детям кушать негде. Присмотревшись к помещениям, выделили площадь в коридоре на первом этаже и опять своими силами обустроили ее: перекрасили стены, поставили столы и стулья, установили дополнительные столешницы, повесили постеры, сделали креативные надписи на стене. Дети называют ее кафетерием. Нам очень приятно.
Спортивный зал у нас небольшой, поэтому мы заключили договор со спортивным комплексом «Дохсун», и теперь наши ученики дважды в неделю занимаются там.
Кстати, при разработке проекта школы мы учли этот момент. Наша спортплощадка будет находиться на крыше. Школа с такой изюминкой будет единственной в Якутске.
Открыто для всех
– Какой будет школа по новому проекту?
– Мы изучили проекты школ других регионов, и идея со спортивной площадкой на крыше очень приглянулась. Почему бы и нет? Световой день у нас долгий, летом там расположится пришкольный лагерь. Будем проводить наши праздники, спортивные соревнования.
На 1-м этаже расположатся начальные классы, столовая, на втором – актовый и спортивный залы, кабинеты, на третьем этаже будут кабинеты для естественных и технических предметов с лабораториями. Дизайн школы составила молодая команда из ООО «Стандарт-проект».
– Заметила, двери вашего кабинета открыты для всех.
– Да, у меня нет специальных приемных часов или дней. У родителей есть номер моего телефона. Кстати, если есть проблема, прошу включить меня в ватсап-группу родителей класса, где быстро и сообща решаем все возникающие вопросы.
– Вы преподаете?
– В двух классах. У меня шесть часов в неделю. Я ведь учитель английского языка и не хочу терять свою квалификацию. Мне нравится учить детей, общаться с ними. Ну и элементарно, надо постоянно тренировать свой язык.
– Есть проблема с кадрами?
– Школа полностью укомплектована. Коллектив стабильный, опытный, творческий и инициативный. Всего у нас 56 учителей, 69% имеют первую и высшую квалификационные категории. Есть и молодые педагоги.
Нашей школе 1 сентября исполнилось 55 лет. Торжественные мероприятия в честь юбилея планируем провести 13 октября. Пригласим ветеранов, гостей, будем чествовать и поздравлять учителей. Создали школьный учительский хор и танцевальный ансамбль, будем выступать.
Кстати, в этом году мы решили сшить для учителей единую форму. Идея очень понравилась и нам, и родителям, и детям. 1 сентября, когда все учителя пришли в праздничных единых костюмах, выглядело очень красиво.
— Расскажите, пожалуйста, о Клубе молодых директоров.
— Клуб неофициальный. Когда в 2021 году сразу в нескольких школах сменилось руководство, нас, молодых директоров, отправили на курсы повышения квалификации. По приезде мы провели семинар, приняли участие в форуме руководителей. И тут кто-то заметил: «О, как вас много! Вы можете даже создать свой клуб». Идея понравилась. Мы поддерживаем друг друга, обмениваемся опытом, помогаем, делимся информацией. Старшие коллеги, опытные директора всегда готовы поделиться опытом, разъяснить любые вопросы. Мы чувствуем эту мощную поддержку.
К слову, у каждого молодого директора есть свой наставник, опытный директор. Мой наставник — директор средней школы №16 Наталья Алексеевна Ким. У нас составлен план работы, могу обратиться к ней за советом в любой момент.
— Самое сложное в вашей работе?
— Разница в уровне ответственности и многозадачности. Если я раньше контролировала учебный процесс, то теперь должна знать и контролировать все. Это сложно. Начинаешь заниматься одним делом и параллельно у тебя еще много других задач. Руководитель должен быть готов взять на себя ответственность.
— Как успеваете?
— Прихожу очень рано в школу, в семь утра. Мне надо побыть немного одной, просмотреть список задач, выделить срочные дела, определить второстепенные и выполнять их по мере поступления.
Благодарна команде, которая поддерживает меня во всем. Мечтаю о том, чтобы все учителя и дети нашей школы были счастливы, успешны, конкурентоспособны! Главное, не бояться выходить из зоны комфорта.
— Ваши планы?
— Своевременно начать строительство нового корпуса школы. Кроме того, в 2023 году мы вошли в число школ, вошедших в федеральную программу капитального ремонта школ «Модернизация школьных систем образования» в рамках государственной программы «Развитие образования». Вот этот наш пристрой, где мы сейчас учимся, будет полностью отремонтирован, начиная от фундамента, заканчивая кровлей, будет полная реконструкция здания. Сейчас совместно с командой «Стандарт-проекта» продумываем внутренний дизайн школы.
В новом здании планируем расширяться, откроем новые классы, к примеру, естественно-научные, медицинские классы. Это очень востребованные направления. Также поставлена задача повысить качество сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Задумок много, команда нацелена на результат. Если учителя любят свою профессию, неравнодушны и умеют работать в команде, значит, у нас все получится!
This post was published on 26.09.2022 14:07