Целительница и мастерица Татьяна Софронова-Айима о даре предков и своих коллекциях
«Гвоздем программы» ХII республиканской выставки «Якутия мастеровая» был двухдневный конкурс по пошиву традиционной северной сумки «Авса» для хранения швейных принадлежностей, и второе место на нем заняла Татьяна Софронова-Айима, которая унаследовала от своей матери не только способности к шитью.
«Шей сама»
– Имя моей мамы Христины Николаевны Николаевой носит Аллагинский центр культуры Сунтарского улуса, где она заведовала клубом. Кружки, хор, стенгазета, художественная самодеятельность, гастроли – все у нее спорилось. Когда надо было выступать, голоса прорезались и у безголосых, а танцевать начинали и самые неуклюжие.
Нас, детей, было пятеро, но мама все успевала. И не было такого, чего бы она не умела. Шила не только из ткани, но и из меха, кожи. А я всерьез занялась этим класса с шестого-седьмого. Попросила маму сшить к ысыаху брючный костюм – в начале 1970-х такая мода была – но результат мне не особо понравился. «Тогда шей сама», – сказала мама. И я сшила, сделав выкройку по тем вещам, которые носила раньше. С тех пор и пошло.
Когда поступила в Якутское медучилище, нас в комнате было 14 девочек, и мы обшивали и обвязывали себя сами. Машинок не было, все вручную – и в единственном экземпляре.
Позже, когда в магазинах ничего нельзя было купить, умение шить меня выручало: я и костюм из маек могла сшить, и чулки в нарядные майки превращала. Школьную форму своим детям сама шила, а когда им захотелось обзавестись кожаными рюкзаками, входившими тогда в моду – пожертвовала старым пальто.
Работала я фельдшером, и свободного времени у меня было мало, но, если очень хотелось что-то сшить, все сразу получалось.
Бывало, одноклассницы заказывали что-то, я всегда отнекивалась – по заказу вообще шить не могу, а потом вдруг «созревала», и нужная им вещь делалась очень быстро – без выкроек, примерок, но все всегда приходилось впору. Денег я за это никогда не брала. Только дарила.
От туматов и джирикинеев
– Сейчас стала северную одежду шить – по-старинному, жильными нитками.
Началось с того, что я решила узнать о своих предках. Предков с отцовской стороны знала, а с материнской – нет, пришлось даже заказать составление родословной в архиве, где и выяснилось, что среди маминых предков были туматы, джирикинеи, которых якуты называли «шитолицыми».
После этого я решила съездить в «Бакалдын» и для этого специально сшила северный наряд из выделанной кожи, на который ушло всего три дня. Будто помогал кто-то. Хотя почему «будто» – предки нам могут помочь, и каждый человек должен знать, что он не один, за его спиной – целые поколения.
От своей мамы я унаследовала не только дар шить, но и целительский дар.
В молодости она долго хворала неизвестно чем, и только старец Никон смог распознать шаманскую болезнь и помог ей. Позже она прошла обучение у Владимира Алексеевича Кондакова.
А я его впервые увидела во сне – большой бородатый мужчина, проведя рукой вдоль моего тела, спросил: «Что чувствуешь?» Я ответила: «Дрожь», – и услышала: «Тогда я тебя жду». Проснувшись, рассказала об этом маме, и она по моему описанию сразу поняла, кто это. Сказала, что мне надо съездить к нему.
Но поехала я только через три года. Нашла адрес, захожу – высокий человек стоит ко мне спиной. И вдруг слышу: «Пришла, наконец». Он узнал меня, не оборачиваясь.
Они, целители, тогда как раз собирались в Среднеколымск, Владимир Алексеевич и меня звал, но я ведь была в командировке, поэтому вернулась в Сунтар, а когда пришла на работу, у главврача на столе лежало письмо от Кондакова, так что на Колыму я всё-таки поехала и целительством стала заниматься. А во снах ко мне стали приходить старик и женщина помоложе – показывали, что и как делать. Это были мои предки…
«Орудия труда»
– Несмотря на занятость, время на свои увлечения я нахожу. Главное мое увлечение – коллекционирование. Во-первых, как дипломированный фельдшер я собираю «орудия труда» медиков предшествовавших времён – скальпели, тонометры, шприцы.
Во-вторых – то, что связано с шитьем: старинные ножницы, напёрстки, утюги, а главная моя гордость – швейные машинки, которых у меня сейчас сорок.
Самая «старшая» – 1865 года «рождения». Все они из разных времён, разных стран. Германия, Польша, Финляндия, Чехословакия, Китай, Швеция, а рядом – первые российские «Чайки», «Ржев» и «Тула» 1962 года… Все в рабочем состоянии – я за эти годы стала заправским мастером, и мои домашние, хоть и смирились, порой всё-таки ворчат, когда я покупаю очередную машинку или необходимую запчасть.
Делая приобретение, я всегда стараюсь досконально узнать его историю – из какого оно улуса, из какой семьи, тепло рук какой мастерицы хранит.
Например, одна машинка принадлежала потомкам бая Чоочо – того самого, который приходился дядей Василию Манчаары.
Конечно, раньше такую могли купить только состоятельные люди, которые, кстати, заказывали футляры к ним мастерам по дереву, и там такие ручки, такие замочки и ключики – просто загляденье.
У каждой машинки – свой «голос»: когда крутишь ручку или нажимаешь на педаль ножного привода, они «говорят» с тобой – кто-то «стрекочет» бойко, кто-то – с достоинством, но время от времени им всем обязательно нужно «поговорить».
«Творить красоту»
– Во время пандемии я снимала свои машинки на видео и рассылала по группам, а потом многие женщины писали мне, что в них пробудилось желание шить, творить красоту своими руками. Естественное желание для той, что дарует жизнь, хранит очаг. Естественное и понятное, ведь человек в ответе не только за себя, но и за то, что его окружает, что останется после него детям и внукам.
Время от времени я провожу мастер-классы по шитью.
К 65-летию мои клиенты в знак благодарности построили мне балаган и урасу. В этом балагане и проходят занятия по пошиву якутского халадая – не просто платья, а оберега, если шить его из натуральных тканей – льна, шелка, шерсти, хлопка, хемпа (ткань из конопли), рами (ткань из крапивы), и швы направлять так, чтобы не перекрывать меридианы человеческого тела.
«Здесь, в тепле камелька настоящего якутского балагана, обитает Иис Айыысыт – покровительница шитья! Мы отогрелись здесь душой, ощутили прилив сил», – написали в отзыве женщины, которые, возвращаясь домой, подарят это тепло своим семьям, своим родным и близким. Да будет так!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: