X

Чудо возвращения: Амга вновь обрела редкую икону Божьей Матери

Икона Божьей Матери Смоленской "Одигитрия" вновь обрела Божий дом и верующих. Фото предоставлены православными прихожанами села Амги.

В прошедшую субботу, 21 сентября, в селе Амга отметили сразу три события: Рождество Пресвятой Богородицы, 200-летие Амгинской Преображенской церкви и обретение ранее утерянной иконостасной иконы Божьей Матери Смоленской «Одигитрия», которая украшала дореволюционную Преображенскую церковь.

Утерянная святыня

Если говорить о последнем событии, то история о том, как икона вернулась к людям появилась ровно после ста лет потери, действительно похожа на чудо. Ведь последние сведения об этой иконе дошли до нас из описи церковного имущества Амгинской Преображенской церкви, составленной 23 февраля 1924 года в ходе реквизиции – насильственного изъятия церковных ценностей. Что характерно, советские власти отметили в описи на нескольких листах буквально всё, вплоть до гвоздей.

Запись на второй странице описи изъятого гласит: «Образ Смоленской иконы Божией матери в серебряной ризе, с короной, при трех вставках с мелкими срезами камней, в дорогой раме под потолком, при ней лампада».

Больше упоминаний о ней нигде нет. Скорее всего, её просто ободрали, сняли серебро, драгоценные камни, а деревянное полотно иконы могли выбросить или унести куда-то на хранение. Икона была написана примерно в 1830-1840-х годах и считалась в то время достаточно «молодой», не имеющей исторической ценности. В музеи отправляли совсем уж раритетные вещи 16-17 веков, и то не всегда. Притом по большей части они просто истлели в запасниках. Здание же Амгинской церкви сгорело в 1931 году.

Дорога в Амгу

Утром пятницы 20 сентября, в Якутскую надвратную башню пришёл известный художник-реставратор Иван Попов. Он принёс с собой икону. Было видно по нему, что он волнуется и устал: последнюю неделю он буквально сутками работал с отданным ему на реставрацию образом. Это не первая работа Ивана, Якутская епархия довольно часто с ним с сотрудничает. Но в эту икону Попов буквально вложил всего себя.

В Амгу Иван не поехал, у него был рабочий день, туда на такси отправились мы вместе с известным краеведом, секретарём общественной организации «Якутское городское отделение всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» Александром Дьяконовым.

Давно не был в Амге, многие ругают дорогу: мол, грунтовая, ездить по ней тяжело. Но справедливости ради скажу, что в последний раз я ездил туда в 2012 году искать утерянный колокол Абагинской церкви, и дорога была куда хуже.

Тогда мы поехали командой журналистов и телевизионщиков телестудии ЯТВ под предводительством того же Дьяконова. Машину ВАЗ-2109 вёл Олег Желнин.

И то ли кто-то был грешен, но на дороге, усыпанной скальником и крупным щебнем, мы меняли колеса пять раз, плюс купили два новых, вдобавок у нас полетела стойка, перестало закрываться окно, включаться вторая передача, накрылся домкрат, в конце пути машина начала заводится только с толкача…

«Столешница» из амбара

Пока ехали, аккуратно поддерживая на кочках упакованную икону, Александр рассказал, как она была найдена. Всё началось с того, что несколько лет назад местный амгинский краевед, палеонтолог, художник Герасим Новиков пошёл на охоту. Надо сказать, что это человек, который открыл в родной деревне небольшой музей. Большая часть коллекции в нём собрана именно его руками.

Далеко в тайге он между делом начал выдёргивать кованые гвозди из придорожного старого телеграфного столба, пополнять, так сказать, свой коллекционный и обменный фонд. Ребята, которые были с ним, начали интересоваться: мол, зачем тебе это барахло? Герасим объяснил. Тогда один из них сказал: «Слушай, меня недавно женщины попросили отремонтировать столешницу. Я её достал из амбара, думаю, может, обтешу рубанком, снял скатерть, а там какая-то картина, вот прямо на икону похожа. И просто рука не поднялась. Ты зайди как-нибудь ко мне, забери её, она тебе явно нужнее».

Герасим – человек неторопливый и обычно всегда при делах: то он в Арктике копает пещерного львёнка, то рисует муралы в городе Якутске. О загадочной столешнице Новиков помнил, но забирать не торопился, ждал удобной оказии. И как-то между делом месяц назад рассказал эту историю Александру Дьяконову.

Дьяконов сразу понял, что если это икона, то по своему размеру она никак не может быть домашней, только храмовой. А так как там присутствовал лик богородицы с ребёнком, он поднял архивные описи амгинских церквей, чтобы установить срочным образом принадлежность иконы. Но тут уже не оказалось на месте хозяина амбара, где хранилась «столешница» с образом.

В итоге икона совместными усилиями членов ЯРО ВООПИК Герасима Новикова, Александра Дьяконова, Алены Доброскокиной из села Амга была найдена. Семья, где её обнаружили, отдала образ безвозмездно, со словами: если икона нужна верующим, она должна быть у них.

Фото предоставлены православными прихожанами села Амги.

Шок иркутян

Несмотря на то, что условия её хранения даже с натяжкой нельзя было подходящими, храмовая икона сохранилась весьма неплохо. Но, видимо, когда-то много лет назад её пытались закрасить масляной краской и провели кистью по трём краям, а дальше рука не поднялась портить прекрасный лик.

Фото иконы отправили якутским искусствоведам. Круг людей, разбирающихся в сибирской иконописи, небольшой, и научный сотрудник Литературного музея им. П.А. Ойунского Ефросинья Ноговицина отправила фото образа в Иркутск к известному специалисту по иконописи, деревянной скульптуре, истории храмового строительства, духовной жизни Восточной Сибири Тамаре Крючковой.

В сибирской иконописи главный библиотекарь Иркутской областной государственной научной библиотеки Тамара Александровна дока. Её перу принадлежат два научных труда по истории иконописания, в том числе соавторство в биобиблиографическом словаре «Иконописцы, мастера и художники Иркутска (17 век-1917 год)». Увидев на телефоне фото из Якутии, она позвонила буквально сразу и сказала шокированным голосом три слова: «Вижу руку Мурзина».

Член Общественной палаты Иркутской области, главный библиотекарь Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И.И. Молчанова-Сибирского. Фото с сайта https://glagol38.ru

Кто такой Мурзин?

Иконописец и мастер иконописных дел, верхнеудинский (ныне город Улан-Удэ) мещанин Михаил Мурзин писал иконы для церквей и был нарасхват в богатых сибирских городах: Иркутске, Кяхте, Якутске.

Он не то, чтобы был велик в этом деле – к примеру, современные искусствоведы считают, что он допускал в иконописи определённые вольности, искажал пропорции человеческого тела, не отражал перспективу.

И эти вольности можно увидеть в иконе Божьей Матери Смоленской, которую уже называют Амгинской. К примеру, лицо у нее более восточное, она похожа на грузинскую княжну, когда как в западной манере богородице придавали более европейские черты.

Но он мог себе это позволить, Мурзин был, как сказали бы сейчас, весьма «модным» автором, эдаким Никасом тех времён. Его работы пользовались популярностью, их ценили и платили за них не скупясь.

Фото предоставлены православными прихожанами села Амги. Обретённая икона оформлена в красивый киот, жители Амги считают важным сфотографироваться рядом духовным сокровищем родного улуса.

В «Якутских епархиальных ведомостях» отмечено, что за роспись иконостасов в якутских церквях Мурзину было заплачено 10.000 рублей. Колоссальные по тем временам деньги! Он же украшал стены и иконостас Свято-Троицкого кафедрального собора, Спасского мужского монастыря в Якутске в 1830-1840-е годах.

Несмотря на то, что Мурзин писал много, до нашего времени дошли всего три его работы: две иконы – «Благовещение», «Рождество» и гравюра «Распятие», и все они находятся в Иркутской Крестовоздвиженской церкви.

Обнаружение работы Мурзина в якутском селе для искусствоведов стало глубоким потрясением. Ведь икону люди увидели только сейчас. Были только её описания. И они, изучавшие его творения, говорят: так написать мог только Мурзин, но мы не понимаем, как это может быть, срочно хотим её увидеть.

Амга субботняя

Ещё вечером мы передали икону прихожанам Амги. А ранним утром в день Рождества Богородицы пошли в часовню. Улицы села были пустынны, разве что вездесущие коровы лениво жевали траву вдоль трассы, да тихо падал первый снег. А вот у храма-часовни Святого Благоверного князя Александра Невского стояли машины и прихожане с детьми. Некоторые приехали сюда из соседних сёл.

Храм-часовня Святого Благоверного князя Александра Невского в Амге и сэргэ древняя коновязь саха как символ единения религии и народных традиций!Фото предоставлены православными прихожанами села Амги.

Божественную литургию вёл протоиерей Слепцов. Отец Павел очень уважаемое духовное лицо не только в Амге, но и во всей республике. Он же первый священник из числа саха, возведённый в сан протоиерея за последнее столетие. И вообще, он чем-то похож на святителя земли Дальневосточной Иннокентия.А ещё он, несмотря на всю интеллигентность, скорее всего, единственный протоирей, который был дважды чемпионом по боксу в своём регионе.

Служба шла на русском и на якутском языках, признаюсь, она вызвала во мне такую бурю чувств и душевное смятение, что в конце я задумался о том, чтобы  принять таинство крещения и святое причастие…

В храме действительно было негде яблоку упасть. Стоит сказать, что Амге, где живут уже больше тысячи крещёных, нужна большая церковь, или хотя бы нужно решить вопрос отопления часовни.

Вехи истории

Здесь же отец Павел заново освятил обретённую после всех её перипетий икону. Мужчин было куда меньше, чем женщин. Причём все они были саха, широко крестились и клали, когда требовалось, поклоны. Позже батюшка назовёт прихожанок своим главным казачьим отрядом, ну а пришедших мужчин похвалит за их путь к Богу.

Якутия в религиозном плане на сегодня регион довольно необычный и многоконфессиональный. Кого у нас только нет – православные, католики, мусульмане, буддисты, язычники. Но если взять историю, когда-то регион был чисто православным. Несмотря на то, что вера сюда пришла сравнительно поздно, но была принята практически всеми.

В 1870 году в Якутской области проживали 232 000 человек, действовали 37 храмов и 120 часовен. К 1914 году в епархии было образовано ещё 94 новых прихода. К революции 1917 года в население области в своем большинстве было крещённым в православие, что можно прочитать в современных архивах, где сохранились все церковные метрики.

Впрочем, религия не успела укорениться достаточно глубоко и народ сохранял данные предками традиции и обряды. Якутский ученый-лингвист С.А. Новгородов в 1916 году писал, что «в результате пастырских попечений якутская масса фанатично верит в существование Бога, хотя и называя его по-старому – Айыы танара, Айыы тойон…»

Не будь революции, якуты, вероятно, были бы самым молодым православным народом, а в процентном соотношении самым многочисленным христианским братством. Но у истории не может быть сослагательного наклонения, никто не может изменить прошлого.

Фото предоставлены православными прихожанами села Амги.

Мы пашенные, с нами Бог!

А прихожане тем временем после освящения шли целовать икону, а после выходили с верою в глазах и со светлыми, одухотворёнными лицами, рассказывая друг другу о чуде обретения духовной реликвии, которое снизошло на Амгу.

Как сказал в своей проповеди отец Павел, такие случаи, когда находится ранее утерянная икона, в истории России происходили не раз.

Именно таким чудесным образом явила себя в 1579 году одна из самых чтимых икон Русской православной церкви – Казанская икона Божией Матери. Тогда после пожара в Казани, уничтожившего часть города, десятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище.

С Великой Отечественной войны сохранилось много историй о том, что по приказу Сталина над городом поднялся самолет, на борту которого находилась Казанская икона Богородицы.

С ней же проходил крёстный ход в осаждённом Лениграде, Казанскую икону привозили в Сталинград. Примечательно, что среди руин Сталинграда уцелело здание церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.

Судя по всему, Амгинская икона дошла до нас благодаря тому, что кто-то решил её спрятать от безбожной власти, замаскировав её под столешницу. Возможно, человек боялся говорить о ней в семье, может быть, ушёл слишком рано из жизни. Но факт, что она появилась вовремя, в предопределённое время, тогда, когда она стала нужна народу, тем, кто действительно верит всей душой в Бога. Как сказал один из амгинских прихожан: мы пашенные, Бог всегда в наших сердцах!

Фото автора
+1
3
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 27.09.2024 13:46

Related Post