Что стоит туризм в Якутии построить
В Креативном кластере «Квартал труда» два дня проходила стратегическая сессия Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ). Ведущие эксперты туристической отрасли страны обсудили с якутянами ключевые направления развития туризма в регионе.
Стратегия привлечения
В прошлом году в Якутии разработали Стратегию развития туризма, направленную на трансформацию этой сферы в одну из ключевых отраслей экономики республики. Продуманы шаги, которые должны привлекать в республику 2030 году не менее 750 тысяч туристов ежегодно, создать новые рабочие места и обеспечить значительные финансовые поступления в экономику нашего региона.
Планируется развивать не только въездной туризм, но и «домашний», когда якутяне будут посещать разные районы республики. Для этого необходимо улучшать инфраструктуру, создавать новые турмаршруты и уникальные события, готовить кадры, обеспечить транспортную доступность, наладить межведомственное взаимодействие
ОСИГ – крупнейшая некоммерческая организация, объединяющая профессионалов туристической сферы. С 2019 года Союз работает над развитием регионального туризма, защитой интересов турбизнеса и продвижением инвестиционных проектов. Проектный офис ОСИГ – АНО «Проектный офис по развитию внутреннего туризма «Мастерская гостеприимства» реализует туристические проекты в регионах России, направленные на подготовку кадров, создание маршрутных кластеров, развитие креативных индустрий, сельского и агротуризма, событийного планирования и реализации, а также проектирования туристической инфраструктуры.
«Наша фишка – холод»
Вот что сказал на сессии Анатолий Семёнов, зампред правительства Якутии:
— Мы в ДФО по потоку туристов находимся на 8-м месте из 9 регионов. Нас опережают даже Магаданская и Амурская области, Еврейская автономная область. Но все эксперты говорят об огромном туристическом потенциале Якутии. Наша задача – раскрыть этот потенциал. В прошлом году только пользователи Сбербанка оставили в нашей республике 4,5 миллиарда рублей. А отрасль туризма может приносить до 42 млрд. Надо развивать сеть гостиниц, такси, сувенирную отрасль, продовольственные магазины. Не надо бояться вкладываться – деньги вернутся.
Театр начинается с вешалки, а туризм с авиабилетов. Первым делом люди смотрят на стоимость авиабилетов в Дубай, ОАЭ, Таиланд, Якутию. А они у нас очень недешёвые. Причём есть регионы, которые дальше Якутии от Москвы, но билеты дешевле. Необходимо развивать также внутренние авиалинии, междугородные перевозки, речной транспорт. Большой потенциал у сельскохозяйственного туризма – муниципалитеты должны подтягиваться.
Есть внутренний, въездной, природно-экологический (охота, рыбалка, экстрим, погоня за северным сиянием и морозами), этнокультурный, событийный, деловой, научно-познавательный, круизный, сакральный, самодеятельный туризм. Вот мне 47 лет, и я до сих пор не был в трёх районах нашей Якутии. Это своего рода гештальт, который я должен закрыть. Челлендж для домашнего туризма.
Уникальная природа есть везде – Камчатка, Байкал, Сахалин. Но у нас есть уникальная фишка. Мы можем продавать холод, морозов 65-70 градусов ниже Цельсия больше нет нигде, где живёт человек. Испытать на себе это желают многие. Я помню время, когда ысыахи проводили на ипподроме в Якутске. И вот за несколько лет сделали бренд Ус Хатын, куда на Ысыах Туймаады стремятся приехать много туристов. Или мунха. У нас миллион озёр.
В Якутии есть пять зон для туризма. Арктика очень дорогая, но очень привлекательная, как и Момский улус. Запад, юг, центр, восток – у всех свои архетипы. Мы должны создавать бренды – якутский нож, бриллианты, хомус, музыка, фильмы. И регистрировать на них товарные знаки.
«Меры господдержки туризма стали беспрецедентными»
Вторил зампреду Алексей Волков, президент ОСИГ, советник председателя Комитета Госдумы РФ по туризму:
— О Якутии я знаю прежде всего о её воинах на СВО. Спасибо им за вклад в нашу Победу. Транспорт в Якутии развит слабо. Вот приезд нас троих без багажа стоил 170 тысяч рублей. Конечно, турист выберет Таиланд или Турцию. Мы добились того, что Сочи популярен круглый год, все 365 дней. Приезжают 55% летом, 45% зимой на горнолыжный курорт. Кроме этого есть Шерегеш, Алтай, северо-запад России. Мы с 2018 года курируем 18 регионов РФ. О внутреннем туризме говорят все. Ковид сыграл свою роль. Есть туры с пельменями (лепи, готовь, ешь), есть Бурановские бабушки, есть Калашников с АК-47, виноделие в Крыму. Было шесть винодельческих заводов, стало 42 – винные туры в Краснодарский край и Крым. Мы придумываем маршруты, конкурсы.
Национальный проект «Туризм и гостеприимство» включает в себя пять морей и озеро Байкал. Вы знаете сколько горнолыжных мест в России? Восемь? Нет. Двадцать? Нет. Их 360! Восемнадцать только в Красноярском крае. Развивается санаторно-курортный туризм. Десять лет назад средний возраст лечащихся был 55 лет. Сейчас 35 лет – все следят за здоровьем. Но в этой сфере почти всё осталось от советских времён – надо полностью менять инфраструктуру. А меры господдержки туризма стали беспрецедентными – 650 миллиардов рублей!
Вы знает как сейчас развит банный сервис? В банях проводят свадьбы, мальчишники, девичники, 8 Марта, 14 февраля, День матери. Женские дни побили мужские – там женщины пробуют мёд, шоколад, разные снадобья для тела и лица. Спрос на туризм в стране огромный. До 2030 года будет 140 миллионов поездок. Вклад в ВВП вырастет от туризма до 5%. Это создание 100 тысяч новых рабочих мест. В Краснодарском крае уже 28 млн туристов. На Байкале 10 новых курортов и их обслуживают 2,5 тысячи предприятий. Это транспорт, гиды, квадроциклы, снегоходы и прочее.
К 2030 году в сфере туризма будут работать 2,5 миллиона человек и их надо обучить. До сих пор 82 % работников этой сферы не имеют специального образования. Но уже сейчас мы попадаем в демографическую яму – в гостиницах не хватает 50% обслуги. Гостеприимство зависит от множества факторов, начиная с МЧС, полиции, теплосетей до отелей, питания, логистики.
«Остановки должны быть стильные»
Илья Зотов, заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе РФ:
— Транспорт – это то, что нас окружает. Из Москвы долететь до Хабаровска, Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска и прилететь обратно стоит 27-34 тысячи. До Якутска – 58 тысяч. И что выберет турист, чтобы может один-единственный раз побывать на Дальнем Востоке? А есть люди, которые на выходные летают на горнолыжные курорты Сахалина. Раньше все боялись Дагестана, сейчас там все отели загружены, хотя билет в одну сторону зашкаливает до 30 тысяч. Так же с Калиниградом, где ввели даже льготные рейсы для местных. Сумели добиться гостеприимством и рекламой. Вот у вас есть тёплые остановки. Прекрасно! Но надо сделать, чтобы они были стильные. И такси должны быть стильные, и автобусы единой стилистики.
«Люди готовы платить за уникальность»
Юлия Железняк, советник президента ОСИГ, руководитель АНО «Проектный офис по развитию внутреннего туризма»:
— Нас впечатлил аэропорт на Сахалине. Там всё интерактивное. Можно мечту реализовать уже там – снять фото, фильм на фоне. Нечто подобное можно сделать в аэропорту Якутска. Может быть что-то в виде бриллианта, чтобы все прибывающие понимали куда они прилетели. Всё начинается с аэровокзала, входных ворот в регион. Архитектура. Простые и уникальные для этого места вещи.
Что вкусно, красиво, интересно. Всё начинается с вас. Когда живёшь с рождения, глаз замыливается. А люди готовы платить за уникальность, которая видна постороннему взгляду. На Ямале нас поразил крем для дневного и ночного загара. Ведь там в это время полярный день. И ещё морошка. И кочующий фестиваль оленевода. А у вас солнце больше, звёзды крупнее, космос ближе.
Сделать регион доступнее
В работе сессии приняла участие команда АГИКИ, в учебных планах этого заведения есть подготовка специалистов по мастер-планированию территорий, управленцев по развитию креативных пространств на Дальнем Востоке. В этом году в институте введена новая магистерская программа «Арктическая урбанистика и ландшафтный дизайн». Студенты кафедры информатики представили в 2024 году VR-экскурсии на ВЭФ.
Глава Якутии Айсен Николаев встретился с представителями ОСИГ и отметил, что туризм и индустрия гостеприимства находятся на стадии становления. Участники встречи пришли к единому мнению, что развитие отрасли должно идти системно, на основе тесного взаимодействия власти, бизнеса и экспертного сообщества.
Алексей Волков положительно оценил стратегию развития туризма. В ближайшее время планируется утвердить детальную дорожную карту реализации стратегии, которая позволит эффективно развивать туротрасль. Необходимо вместе добиваться снижения стоимости авиабилетов в Якутию, чтобы сделать регион доступнее наравне с другими регионами Дальнего Востока, которые пока опережают Якутию по количеству туристов. Но это пока, ведь ОСИГ уже в деле.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: