Что будет после пандемии коронавируса в образовании Якутии? Мнение эксперта

Что будет после пандемии коронавируса в образовании Якутии? Мнение эксперта

Безусловно, период борьбы с коронавирусной инфекцией внесет свои коррективы в образ жизни общества
09:30
16 апреля 2020

Безусловно, период борьбы с коронавирусной инфекцией внесет свои коррективы в образ жизни общества. Для системы образования, в частности, точкой отсчета больших перемен станет массовый переход на дистанционное обучение. Каких изменений ожидать? В чем синергия этого периода?  Со своим видением мы попросили поделиться доктора биологических наук, председателя Общественного Совета при Министерстве образования и науки РС (Я) Михаила Михайловича Черосова. 

-В одном из своих первых выступлений перед учительской общественностью в качестве Главы республики Айсен Сергеевич Николаев высказал мысль, что географическое неравенство ряда регионов Якутии обуславливает различный уровень образования в республике, он констатировал определенное отставание наших показателей образования. И призвал подумать над путями исправления ситуации. Дистанционное образование как раз и может частично решить эту проблему.

Особенности дистанционного образования в республике, которые четко выявились в настоящее время, следующие:
-восточное положение республики оказалось положительным фактором. Пока школьники из европейских территорий страны, Урала и Сибири не приступили к занятиям, нашим детям удается достаточно неплохо использовать федеральные платформы в утреннее время. После обеда скорость работы серверов федеральных платформ уже существенно снижается, вызывая проблемы и раздражение участников образовательного процесса.
-достаточно большой процент учителей в республике стал активно создавать свой собственный контент —видео, аудио. Причем как достаточно простыми методами и программами, так и сложными программами видео и аудиомонтажа. Стали активно использоваться сайты школ и учреждений дополнительного образования детей, размещаться там материалы, тем самым разгружая федеральные порталы, равномерно распределяя нагрузку на сеть. Особенно активны в таком формате школы Таттинского улуса.

-активно моделируется перевод традиционных уроков в цифровой формат, что в перспективе может решить часть вопросов полноценного дистанционного обучения в республике, возможно, и проблему географического неравенства.

-учителя и педагоги дополнительного образования сделали большой рывок в освоении новых технологий и методик дистанционного образования, создается большой контент. В перспективе полученные навыки и знания будут основой для создания школьных образовательных видеостудий. Анализ даже первого опыта некоторых педагогов свидетельствует о высокой квалификации учителей республики. Особенно выделяются педагоги дополнительного образования Центра творческого развития и гуманитарного развития школьников Олекминского района и РРЦ «Юные якутяне»

-появилась даже возможность перехода с 2 смен в 1 смену дистанционного формата. Есть уже опыт некоторых школ г.Якутска.

-активно используются возможности мобильной связи и услуги федеральных операторов (связь до 6 человек одновременно, что в некоторых поселениях тоже достаточно, так как в малокомплектных школах часто небольшое количество учеников). Активны в этом направлении особенно в Жиганском районе.

-перегрузка первых дней дистанционного образования сменилась разумными заданиями в последующем, что говорит о гибкости учителей, учитывающих реалии момента. 
-учителя активно взаимодействуют с родителями, которые в большинстве своем решают вопросы ребенка в части его образования.

-учительская общественность стала активнее помогать друг другу, даже создан общественный ресурс для желающих делиться опытом. https://drive.google.com/open?id=1VJyHOHih_lMtVsLTjXiBmsx1C4JMIQRn. А также создана WhatsApp–группа под названием «Дистанционное образование для всех» https://chat.whatsapp.com/KR1vpRWIBZg0Q7n11Bkr8O
Некоторые поселения стали создавать локальную сеть, предоставляющую комплексные услуги населению уже по всему спектру IT-услуг. Особенно надо отметить Жиганский район.

Есть и ряд сложностей:

-проблемы технического характера (слабый интернет в некоторых поселениях), слабая ИТ и методическая подготовка некоторой части учителей и педагогов допобразования. Не все знают и умеют пользоваться уже апробированными программами, в том числе таких гигантов ИТ индустрии, как Google, хотя инструменты достаточно просты и доступны для всех.

-есть большие психологические проблемы при видеосъемках уроков, технические вопросы при работе с учениками в режиме диалога. Но они активно преодолеваются.

Финалом периода пандемии по его завершении должен стать новый уровень осознания важности дистанционного образования в целом. И процесс этот не остановится, а постепенно приведет к созданию авторских серий образовательных курсов в дистанционном формате, которые при умелом оформлении поднимут уровень образования в республике, создадут новую реальность для всего социума .

В условиях коронавируса в республике большую популярность получили дистанционные конкурсы по ИТ: “Моя профессия ИТ” начался как очный, но завершается как дистанционный, и уже сейчас в конкурсе приняли участие более 500 человек, ожидается более 1000 с учетом финалов, а также конкурс «АгроНТИ» собрал более 500 участников. Стали появляться дистанционные курсы повышения квалификации. Дом научной коллаборации СВФУ, например, стал проводить такие курсы для учителей по геоинформатике (одно из ИТ направлений).

Я верю в такое светлое будущее, когда наступит период разумного сочетания очных и дистанционных способов получения информации в образовательных учреждениях!

Доктор биологических наук, председатель Общественного Совета

при Министерстве образования и науки РС (Я) Михаил  Михайлович Черосов

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
21 мая
  • Ощущается: -2°Влажность: 86% Скорость ветра: 2 м/с