«Чоккай» vs «Доширак» — якутская компания бросает вызов лидеру рынка
Для многих путь к успеху компании «Чоккай АС», занимающейся консервированными продуктами, показался стремительным, как взлёт ракеты. В ноябре прошлого года они открывают производство и через три месяца, в феврале, получают золотую медаль на юбилейной Международной выставке продуктов питания, напитков и сырья «Продэкспо-2023».
О том, как якутские компании пробивают себе дорогу на самом конкурентном рынке продовольствия, газете «Якутия» рассказал руководитель компании «Чоккай АС» Степан Яковлев.
От хобби к производству
– Степан Михайлович, не верю я в такие быстрые истории успеха, наверняка за этим стоит долгая работа?
– Действительно, к такому производству я шёл долгие годы, за этим стоят сотни часов экспериментов, технических поисков, решений, своих изобретений.
Начиналось всё это как хобби, увлечение домашними заготовками. Делал свою колбасу, было даже самогоноварение, в скромных, конечно, масштабах.
Мне просто нравилось что-то готовить, то, что может храниться, не портясь, для себя, друзей, и чтобы вкус был как когда-то раньше, в Советском Союзе – настоящий, натуральный…
Свою роль тут сыграло то, что я охотник, рыбак, который объездил всю Якутию и всегда искал в дорогу продукты, не требующие приготовления, которые можно быстро разогреть и вкусно поесть.
Консервацию я готовил на маленьком бытовом автоклаве. Мне это было интересно. Тем более если что-то получается хорошо, то я, как бизнесмен с 1992 года (правда, совсем в иных отраслях), тут же думаю, а как это всё можно масштабировать?
Но чтобы производство было выгодным, многое не билось по упаковке и оборудованию.
Вариант лучшей упаковки я в первый раз увидел в американских армейских сухпайках – ИРП. Там меня заинтересовала технология четырёхслойных реторт-пакетов, которая позволяет сохранять консервированную пищу не в стекле или железных банках.
При производстве в Якутии можно получать экономию и преимущества в логистике. Две тысячи пакетов для наполнения занимают небольшую коробочку размером 50х20х40 см. Тот же объём банки займёт уже не менее двух кубов.
Но где эта Америка… После в руки попала продукция российской компании «Кронидов» в таких же реторт-пакетах. И я, конечно, начал искать российского производителя этой упаковки. Нашёл его едва ли не под боком во Владивостоке. Там они делают её из корейской плёнки.
И тут вопрос встал о куда большем автоклаве. Мы поговорили с производителями реторт-пакетов, на тот момент мне сказали, что для производства потребуется специальный корейский автоклав стоимостью порядка 200 тысяч долларов. Это непомерная сумма для начинающих предпринимателей.
Долго экспериментировал над тем, как увеличить объём своего автоклава. Могу сказать, что в итоге я даже сделал куда больший автоклав со своим программным обеспечением. Но в производстве есть много нюансов, и, увы, этот автоклав им всё-таки не отвечал.
Проблема решилась просто: один из российских заводов начал делать небольшие, доступные по цене фермерские автоклавы, которые позволяют консервировать в реторт-пакете.
Полгода ушло на отладку процессов, сертификацию, документирование будущей продукции. И в итоге в ноябре 2022 года мы открылись. Запустили опытное небольшое производство мощностью около 300 пакетов в смену. Согласитесь, путь достаточно длинный.
Завоевать рынок!
– Главное – сама продукция. Чем же вы завоевали потребителя?
– Потребителю действительно сложно угодить. Нашей первостепенной задачей стало выдать на рынок продукт с домашним вкусом и высоким качеством. Причём без всяких добавок, усилителей вкуса и прочего. Продукт здоровый и полезный.
Но задача завоевания рынка, которая стоит перед нами до сих пор, оказалась не такой уж и простой. Стратегии приходится менять буквально на ходу. К примеру, когда мы открывали производство, в первую очередь, думали о том, что будем делать премиум-продукты, которыми славится республика, а это, сами понимаете, – рыба, дичь и т.д.
Но, как оказалось, объёмов рыбы, которая сертифицирована, по-честному выловлена, не так уж и много. Плюс к тому якутская рыба дорогая, даже по оптовым ценам. В общем, в действительности спрос на нашу рыбную продукцию внутри республики, а это основной потребитель, оказался не таким большим.
Зато порадовал сегмент продаж через интернет-магазин — Chokkai.ru, её отлично берут западные регионы страны. И что обнадёживает: клиенты на этом рынке становятся постоянными.
То же самое происходит с мясом. Мы хотели сделать упор на оленину, сохатину, медвежатину, чубуку. Однако выяснилось, что не всё так просто. Оказалось, что реализуемое на рынке мясо, которое добывается охотой, должно пройти через ветеринарную систему «Меркурий», по которой оно отслеживается с момента добычи до момента производства и продажи потребителю.
И, увы, не каждый охотник ради добытой по лицензии туши сохатого готов оформлять ещё и документы в ветеринарной службе.
Сейчас мы решаем этот вопрос через договор с «Сахабултом». Там будут делать приёмные пункты, и уже с этого года мы будем полноценно закупать дичь у них.
Первые небольшие партии консервации из сохатины уже есть. Кстати, золотую медаль «Продэкспо» мы получили как раз за «Тушёное мясо лося в собственном соку».
Завлекая покупателя
– У «Чоккай АС» больше 50 наименований продукции. Кто их основной покупатель?
– На самом деле самый ёмкий рынок на сегодня – это даже не путешественники, охотники и рыбаки, а офисные работники. И их нужно кормить, во-первых, недорого, во-вторых, сытно, а в-третьих, знакомыми всем распространёнными блюдами.
Для этого мы сделали целую линейку готовой продукции первых и вторых блюд с курицей, свининой, говядиной. И ассортимент действительно широкий – тут и плов, борщ, рассольник, суп гороховый, шурпа, и многое другое.
– А как с ценами?
– Наша политика в том, чтобы цена в рознице не отличалась от цены в столовой для такого же блюда. Другой принцип компании – не делать слишком дешёвый продукт. Дёшево не будет вкусно.
Готовим всё из отборного мяса. Как правило, местного. Свинина с Хатасского свинокомплекса, курица от Нерюнгринской птицефабрики. Вот говядина от сибирских мясокомбинатов, якутская слишком дорогая, чтобы войти с ней в сегмент доступных продуктов.
А так в каждом нашем пакетике 100 граммов мяса и 200 граммов гарнира. Это второе блюдо. Супа больше, там пакетик на 400 граммов.
Есть, конечно, дорогие блюда. Дороже всего «Осётр в собственном соку» – 727 рублей в оптовой торговле и 945 рублей в розницу. Но такой продукт, скорее, исключение для гурманов.
– Самое сложное в изготовлении и самое простое блюдо?
– Самое сложное блюдо – плов. Чтобы приготовить консервированный плов, сперва делаем его по классической технологии в казане и только потом стерилизуем и консервируем.
Трудоёмкой считается работа с рыбой. А проще всего даётся курица с рисом.
Для наших парней
– А на СВО вашу продукцию пробовали?
– Недавно одно из крестьянских хозяйств отправило нам конину, которую мы законсервировали на более чем тысячу пакетов. И эта конина ушла от них в качестве помощи якутским бойцам. Более семи тысяч упаковок законсервировано по спецзаказу для наших ребят в зоне СВО от Правительства Якутии.
P.S.
В магазинчике при офисе «Чоккай-АС» встречаю бабушку с дедом, они выбирают из ассортимента. Видно, что покупают не один-два пакетика, а куда больше. Разговорился, рассказывают, что пробовали, понравилось. Нашли фирму по адресу на упаковке.
«У нас сын на СВО, отправляем ему посылки, обычно сладости. А сейчас решили порадовать такой едой. Благо, что посылки до 10 килограммов нынче бесплатно».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: