X

Чему учат в школе: как нам улучшить общее образование?

Фото Марии Васильевой.

Сегодня во всех школах поздравят учителей, которые отметят свой профессиональный праздник. Учитель – проводник в мир знаний. В современном мире эта профессия включает в себя широкий спектр междисциплинарных навыков. Мастерство учителя можно определить как способность эффективно передавать знания и навыки. Но времена меняются, поэтому весьма актуальным становится сегодня вопрос – чему и как учить в школе?

Учить получать знания

На прошедшей «Прямой линии с Айсеном Николаевым» глава республики отметил, что недоволен качеством общего образования в республике. По его мнению, существующая общеобразовательная система должна кардинально поменяться, а главной её целью должно стать привитие любви к получению знаний и навыков их обретения.

– Вкладывая огромные средства в систему образования, в особенности в её материально-техническую базу, мы, конечно, вправе ожидать, что качество образования наших детей тоже будет на высоком уровне. И на Августовском совещании я критиковал нашу систему за то, что таких результатов, к сожалению, пока ещё не ощущаем. По ряду базовых направлений, как математика, в целом мы видим повышение оценки ЕГЭ. Но только по географии в республике средний балл ЕГЭ выше, чем в среднем по России. По всем остальным предметам ниже, по некоторым – гораздо ниже. У нас 14 процентов девятиклассников не сдали ОГЭ, это огромная цифра!

Мы понимаем, что система должна в целом меняться. Она должна быть нацелена на то, чтобы не просто дать детям знания, она должна воспитывать и образовывать детей, учить их получать знания, – поделился своим мнением глава.

Он также отметил, что у учителей существует огромное количество различной отчетности, которая, по большому счету, никому не нужна.

Самообучение и самоуправление

По мнению российских экспертов, традиционная система образования, ориентированная на знания, устарела. Сегодня акцент необходимо делать на навыках XXI века, таких как способность к самообучению и управление своей жизнью. Считается, что главной целью образования должно стать развитие субъектности у детей – осознанного управления своей жизнью. Важно не только передавать академические знания, но и формировать такие навыки,  как инициативность, сотрудничество и разрешение конфликтов.

Тем не менее многие школы продолжают сосредотачиваться на подготовке к экзаменам, таким как ЕГЭ, что связано с более простой оценкой знаний, чем гибких навыков. Родители часто требуют от детей успешной сдачи экзаменов, что приводит к недооценке других важных аспектов образования.

Среди минусов эксперты также указывают на проблему недостатка партнерских отношений между учителями и учениками. Учителя часто не воспринимают детей как равноправных участников образовательного процесса, что формирует у школьников пассивную позицию. Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо внедрять методы взаимного обучения и тьюторства (исследование интересов и создание среды развития ребёнка – ред.).

Кроме того, важно пересмотреть отношение к ошибкам. В традиционной системе образования ошибки воспринимаются как нечто негативное, что мешает развитию. В современном мире, где эксперименты и ошибки необходимы для роста, такой подход неэффективен.

В итоге для улучшения образовательной системы нужно реформировать методы оценки, изменить восприятие целей образования у родителей и создать более партнерскую атмосферу в школе.

Как считает Алексей Пудов, член АН СО РАН, надо восстановить доверие к учителю:

– Необходимо восстановить доверие к учителю и преподавателю, упростив критерии оценки его работы, не по многочисленным бумажным отчетам, избавив от ненужной никому бумажной работы по их заполнению, а по авторитету на конкурсах, победах на олимпиадах учеников, как было в советском прошлом. Государство, единственно, должно позаботиться параллельно о высоком общественном статусе Учителя. Все, в конечном итоге, должно сказаться на качестве образования, которое значительно упало в нынешнее время.

«Важно учить детей думать»

Вице-президент Академии наук РС(Я) Сергей Попов считает, что школа должна учить нынешних детей, прежде всего, думать.

Фото Алексея Пудова.

– По образованию я – математик, доктор физико-математических наук, профессор. Долгое время работаю в университете, в Академии наук РС(Я) с 2018 года, образовательная тема очень для меня актуальна, и она занимала фактически всю мою сознательную жизнь, начиная со школьной скамьи, это студенчество, аспирантура, докторантура и работа в Северо-Восточном федеральном университете.

С конца 90-х годов был председателем предметной комиссии по математике в муниципальных, региональных этапах Всероссийской олимпиады школьников по республике начиная с 5 по 11 классы. Поэтому могу сказать, что действительно было все за это время: повышение качества образования и проблемы в образовании, особенно в последнее время.

С начала 90-х годов наш первый президент Михаил Николаев уделял очень большое внимание системе образования. При его непосредственном участии у нас в республике начались позитивные изменения, образовательная сфера имела хорошую поддержку. На глазах росло качество обучения, как показатель – с 1996 года мы начали каждый год принимать участие в заключительных этапах Всероссийской олимпиады школьников по математике. Также по другим предметам: по физике, информатике и т.п. Все это благодаря системе, которая тогда у нас выстроилась.

С 1994 года в республике проводится Международная олимпиада «Туймаада», которая остается очень престижной до сих пор, с 1999 года начались мероприятия физико-математического форума «Ленский край». Без преувеличения, можно сказать, что участники, призеры и победители этих мероприятий – это будущее нашей региональной науки, это одаренные дети, элита. Это дети, которые умеют думать, – считает Сергей Вячеславович.

По мнению эксперта, переход к самоуправлению в республике привел к тому, что качество образования стало существенно зависеть от руководителей местных органов власти, особенно в 28 муниципальных образованиях с малым числом населения, где живут около 400 тыс. человек, в среднем, по 14 тыс. человек. Многие из них не имеют достаточного опыта или интереса к образовательным вопросам, что негативно сказывается на школах.

Причина в ЕГЭ?

Еще одна причина, считает эксперт, очень сильно повлиявшая на качество образования – ЕГЭ.

– Не секрет, что школы теперь сосредоточены на успешной сдаче ЕГЭ. Это приводит к тому, что ученики и учителя уделяют внимание только подготовке к единому экзамену, а не полноценному обучению. В результате уровень критического мышления и общего образования снижается.

Например, ЕГЭ по профильной математике включает в себя 18 заданий, 11 из которых с кратким ответом, фактически тестовые, и только семь задач с развёрнутым ответом, по которым и можно судить об уровне подготовки выпускника, определить качество его образования. То есть школы натаскивают школьников только на решение этих 7 заданий.

Считаю, что необходимо вернуть внимание к олимпиадам, кружковой работе и тематическим научным мероприятиям, которые развивают мышление и интерес к учебе. Также важно внедрять индивидуальный подход к каждому ученику, особенно к одаренным детям. Вместе с тем хочу отметить, что подготовка хорошего олимпиадника занимает куда больше времени и сил, чем подготовка школьника к участию в научных конференциях, скажем, в школьной науке. Во втором случае всегда есть наставники, которые и проблемы помогут обозначить, и работу структурировать.

Поэтому одним из выходов из сложившейся ситуации в сфере образования вижу  создание нескольких региональных центров подготовки одаренных детей, проводить больше качественных предметных олимпиад, научно-образовательных конкурсов и региональных мероприятий, создать свой региональный  перечень. Важно, чтобы учителя работали не только на результат ЕГЭ, но и на развитие учащихся как личностей.

Понимаю, что поддерживать только одаренных детей неправильно, но умение учиться, конкурировать можно и нужно развивать в школах. Начиная с пятого класса, когда у ребятишек самый подходящий возраст для поглощения информации, надо начинать учить их думать. Предлагать решить задачи, отвечать на вопросы по проблеме, которую он решил, обязательно научить мыслить логически, чтобы он мог принимать нестандартные решения. Если наладить такие процессы, то и проблема качества образования в скором времени сойдет на нет. Ну, а главное в этой работе – должны гореть глаза у учителей.

Для справки

Мало кто знает, что история Дня учителя началась в 1966 году, когда ЮНЕСКО приняла рекомендации о статусе учителей. В 1994 году, в годовщину этих рекомендаций, был учрежден Международный день учителей. В СССР День учителя впервые отметили в 1965 году, а с 1994 года в России праздник перенесли на 5 октября.

В системе общего образования Якутии работают 30 013 педагогических работников, количество учителей в общеобразовательных организациях республики составляет 13 812 человек.

+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 05.10.2024 10:00

Related Post