В АГИКИ рождаются таланты и проекты

В АГИКИ рождаются таланты и проекты

Арктический государственный институт культуры и искусств отмечает 25-летие своего основания
Фото Вадим Скрябин, ЯСИА.
Читайте нас

В этом году АГИКИ отмечает юбилейную дату – 25-летие со дня основания. Мы побывали в институте и  своими глазами увидели, как занимаются студенты, кто их учит, чтобы они стали высококлассными специалистами и были востребованы в своей сфере.

Благодаря программе «Приоритет-2030»

Институт встретил нас звуками самых разных музыкальных инструментов, где-то было слышно, как занимаются танцоры, а где-то красиво пели, и нам даже показалось, будто это горловое пение. Все эти звуки поднимались, гармонично переплетаясь, высоко вверх, прямо под купол, отражаясь, возвращались, и от всех этих звуков, от этой невероятной творческой атмосферы, которая царит здесь везде, в каждом уголке института, в тебе  просыпается дух творчества, и тоже, как и эти талантливые ребята, хочется что-то созидать и творить.

Говорят, что в стенах АГИКИ куются будущие кадры, которым дальше развивать культуру и искусство древней Земли Олонхо. И это действительно так! Но сегодня в институте учатся не только ребята из Якутии, но и из других регионов России, и даже из-за рубежа.

Мы заглянули в одну из аудиторий, где шло занятие по аккордеону, которое вел доцент кафедры музыкального искусства, дирижер, руководитель Дальневосточного молодежного оркестра русских народных инструментов АГИКИ Николай Пикутский. Сейчас по направлению «Баян, аккордеон и струнно-щипковые музыкальные инструменты» – балалайка, домра, гитара – обучаются около 30 студентов. В классе мы увидели четырехструнную домру, баян, аккордеон и другие современные музыкальные инструменты. На стенах размещены дипломы, которые завоевали студенты на разных конкурсах, концертные афиши студентов и выпускников кафедры музыкального искусства, которые еще раз доказывают высокий уровень их подготовки в стенах АГИКИ.

– Реализация программы «Приоритет-2030» позволила нам приобрести брендовые концертные инструменты, такие как баян «Юпитер», готово-выборный аккордеон и другие, – объясняет Николай Владимирович. – Готово-выборная система имеет очень много регистров. Это практически инструменты симфонического оркестра — тут и фагот, и орган, и флейта, и гобой. К примеру, на «Юпитере» можно сыграть сонаты Гайдна, Моцарта, органные прелюдии, музыку Баха, Скарлатти – в общем, от классики до современных композиторов.

Занятие по аккордеону ведет доцент кафедры музыкального искусства АГИКИ, известный дирижер Николай Пикутский. Фото Вадим Скрябин, ЯСИА.

Отметим, что сегодня не все музыкальные вузы могут предоставить своим студентам музыкальные инструменты. Потому что это очень дорогие, мастеровые инструменты, некоторые даже стоят как хороший автомобиль. А у студентов АГИКИ есть возможность учиться, развиваться в музыкальном плане, не думая о том, где достать инструмент.

Николай Владимирович отмечает, что значительное развитие кафедры началось с 2022 года, когда АГИКИ стал участником программы «Приоритет-2030. Дальний Восток».

– Я также возглавляю трек «Музыка» и являюсь руководителем значимых международных проектов. К примеру, в 2023 году мы создали Дальневосточный молодежный оркестр русских народных инструментов, который на 70% состоит из преподавателей, студентов и выпускников кафедры музыкального искусства АГИКИ. Презентовали оркестр сначала в Приморском крае, Сибири, потом уже в Якутии.

Далее мы осуществили крупный международный проект – создали российско-китайский оркестр,  наш Дальневосточный молодежный оркестр русских народных инструментов объединился с Оркестром национальных инструментов Харбинской консерватории. В результате сейчас Российско-китайский оркестр объединяет 100 человек.

В ноябре мы выезжали в Харбин и дали очень серьезную, сложную программу – два гала-концерта. В этом году мы планируем продолжить этот проект, который работает на укрепление дружбы между Россией и Китаем. Ну и, конечно, это установление культурных связей, обмен опытом.

А в апреле мы ожидаем прибытие Оркестра национальных инструментов Харбинской консерватории. Мы должны с ними сыграть гала-концерты. Следующим шагом будет исполнение концертной программы Российско-китайским оркестром уже в Пекине. Конечно, все эти проекты мотивируют наших студентов, – отмечает Николай Пикутский.

АГИКИ налаживает творческие, образовательные связи и с другими странами, например, с Кыргызстаном. Педагоги выезжают в эту страну с мастер-классами, а Кыргызстан направляет для обучения в Якутию своих ребят. Сейчас на первом курсе АГИКИ учится Акмаржан Сатыбалдиева, а на третьем – Адилет Каримов. Молодой человек уже является лауреатом международных и всероссийских конкурсов.

Фото Вадим Скрябин, ЯСИА.

– Я учусь по классу «Аккордеон». Когда начинал учиться, конечно, было трудно, а сейчас нормально. Здесь опытные, сильные педагоги, которые прилагают много усилий, чтобы подготовить хороших специалистов. Рад, что поступил в АГИКИ. По окончании планирую дальше учиться в магистратуре, – делится планами Адилет.

Ведущий экспертный вуз

Как отмечает ректор АГИКИ Саргылана Игнатьева, за 25 лет своей деятельности институт стал ведущим экспертным вузом в сфере подготовки кадров культуры, искусств и креативных индустрий на территории Дальнего Востока и Арктической зоны РФ.

Фото АГИКИ.

— Фундаментальной основой научно-творческой, образовательной и кадровой базы создания АГИКИ послужили филиалы ведущих вузов России — Школы-студии им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П. Чехова, Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, Красноярского государственного художественного института и Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. Автором идеи создания творческого вуза, ректором-организатором института стал Андрей Саввич Борисов, который продолжает делиться своей творческой энергией со студентами и преподавателями АГИКИ.

За эти годы наш институт выпустил около 3500 специалистов, которые работают в учреждениях культуры, искусства, образования и науки Якутии и в других регионах России, являются авторами созидательных культурных инициатив Арктического мира, разработчиками IT-проектов, дизайн-кодов территорий, лауреатами масштабных конкурсов и премий.

Сегодня в АГИКИ обучаются 1145 студентов и аспирантов по 7 укрупнённым группам специальностей, 23 направлениям подготовки по 45 основным образовательным программам. Институт стал сплавом уникальных традиций отечественного художественного образования и корневой культуры народов Арктики и Севера.

Фото Вадим Скрябин, ЯСИА.

Содержательным ядром образовательного процесса стала арктическая доминанта, сформулированная факультетом фольклора и этнокультуры народов Арктики во главе с Агафьей Еремеевной Захаровой. Научно-исследовательскому центру циркумполярной цивилизации под руководством профессора Ульяны Алексеевны Винокуровой совместно с Институтом Питирима Сорокина и Николая Кондратьева принадлежит научное открытие явления существования арктической циркумполярной цивилизации, подтвержденное свидетельством об авторстве и получившее международное признание. Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики — результат коллаборации вуза с Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН – выиграла крупный грант Российского научного фонда и возглавила междисциплинарные исследования, связанные с геокультурным брендингом северных территорий, — отмечает ректор.

С 2022 года АГИКИ является участником масштабной программы «Приоритет-2030. Дальний Восток». На новом этапе миссия вуза заключается в формировании привлекательной культурной среды на Севере Дальнего Востока на основе культурных кодов территорий и конструировании созидательной северной идентичности.

— Нашей стратегической целью до 2030 года является взращивание креативного класса, участвующего в выстраивании креативной экономики региона и влияющего на устойчивое социально-экономическое и культурное развитие Севера Дальнего Востока. Этот путь от традиционного отраслевого института культуры и искусств до университета культуры, искусств и креативных индустрий мирового уровня мы пройдем вместе с нашими партнерами — теми, кто заинтересован в поступательном развитии региона для улучшения жизни людей в целом. Для этого открываем уникальные образовательные программы, реализуем межрегиональные и международные проекты, и наше влияние продолжает расти в регионах Дальнего Востока и Арктики, — отмечает ректор.

«Воспитываем на классике»

С самого основания в АГИКИ работает доцент кафедры музыкального искусства Лариса Пикутская. Но вначале ей приходилось совмещать работу в институте с преподаванием в Якутском музыкальном колледже.

– За эти 25 лет наша кафедра музыкального искусства (ранее она называлась кафедра народных инструментов) выпустила очень много студентов. Сейчас они все работают в отрасли, трудятся в родной республике. На данный момент в моем классе учатся 4 студентки. Помимо индивидуальных занятий, мы занимаемся со студентами по учебному плану, плюс идут методическая работа и проектная деятельность.

Занятия ведет доцент кафедры музыкального искусства АГИКИ Лариса Пикутская. Фото Вадим Скрябин, ЯСИА.

Среди моих студентов – первокурсница Акмаржан Сатыбалдиева из Кыргызстана. До поступления в АГИКИ она закончила Ошский музыкальный колледж по классу комуза, это киргизский народный струнный инструмент. А в АГИКИ Акмаржан учится на трехструнной домре, но в наших планах и произведения на четырехструнной домре.

Мы очень много скрипичного репертуара играем на наших инструментах, потому что это развивает стиль, музыкальный вкус, обогащает звуковой багаж студентов.  Играем не только народную музыку, в основном, мы воспитываем студентов на классике – это Скарлатти, Бах, Моцарт, Вивальди, Паганини, Лист. Сейчас русские народные инструменты настолько усовершенствовались, что на них это возможно сыграть, – отмечает Лариса Юрьевна.

Акмаржан признается, что ей нравится учиться в АГИКИ. «Институт современный, общежитие хорошее – в общем, здесь созданы все условия для плодотворной учебы. В Якутии у меня появилось много друзей – среди них есть и русские, и саха. Мне предстоит еще учиться три года. По окончании АГИКИ хочу поступить в магистратуру и учиться дальше», — говорит девушка.

В АГИКИ Акмаржан Сатыбалдиева осваивает игру на трехструнной домре. Фото Вадим Скрябин, ЯСИА.

Танцоры из Монголии

Заглянули мы и в хореографический класс. Здесь полным ходом шла генеральная репетиция – участники студенческого народного ансамбля «Аар Аартык», который с 2003 года действует в АГИКИ, готовились к очередному выступлению.

Фото Вадим Скрябин, ЯСИА.

Молодые люди уже исполнили свои партии и подошли к нам. Все трое учатся на кафедре народной художественной культуры и социально-культурной деятельности, по окончании будут хореографами-педагогами. Один из них наш земляк – студент 4 курса Савелий Данилов, а двое других студентов оказались из Монголии – получают в АГИКИ хореографическое образование. Это студенты выпускного курса Нямжав Оргилбаяр и Уянга Бато. Они говорят, что у них был большой выбор, к примеру, остаться в Монголии или поехать учиться на хореографа в Китай, Корею или Японию, но они выбрали для учебы Россию и именно АГИКИ.

– В этом вузе мы могли одновременно изучать очень много танцев, в то время как в вузах других стран основной упор делается на современные, классические или народные танцы, – говорит на хорошем русском языке Нямжав. – А здесь мы одновременно изучаем народный сценический танец, танцевальное искусство народов мира, современные, бальные, классические танцы. Но самое главное, что АГИКИ – это единственный вуз в мире, где можно изучать танцы народов Арктики. Поэтому мы и выбрали этот институт.

Нямжав Оргилбаяр исполняет монгольский танец. Фото Вадим Скрябин, ЯСИА.

Больше всего мне нравятся предметы «Композиция и постановка танца» и «Танцы народов мира». Хочу стать человеком, который будет налаживать культурные связи между Россией и Монголией и организовывать большие культурные мероприятия.

Его земляк Уянга рассказывает, что впервые побывал в Якутии в 2018 году в составе монгольской делегации.

– Я почувствовал себя в Якутии, как дома. Наши народы похожи – и внешне, и по менталитету. Такое ощущение, что мы находимся на родине. После окончания института поеду работать домой, в Монголию, – улыбается юноша.

В танцевальном полете Уянга Бато. Фото Вадим Скрябин, ЯСИА.

От идеи до танца 

Их партнерши по танцу, студентки 4-го курса Матрена Иванова и Дана Аманатова учатся по направлению «Руководство любительским хореографическим коллективом». Матрена с детства любила танцевать, поэтому вопрос, куда поступать после школы, собственно, и не стоял.

– Танцы – моя стихия, поэтому и пришла сюда. Помимо занятий в зале, мы изучаем теорию танца, учимся сами ставить танцы, а это самое интересное, – говорит девушка.

По мнению Даны, АГИКИ предоставляет студентам много возможностей. Особенно девушка ценит то, что в институте много практики, что для танцоров архиважно.

– Почти каждые выходные мы задействованы в различных выступлениях, принимали участие в крупных мероприятиях – в Играх «Дети Азии», на Ысыахе Туймаады, в  мероприятиях к 100-летию ЯАССР, – подчеркивает она.

Репертуар студенческого народного ансамбля «Аар Аартык» АГИКИ основан на традиционных якутских танцах. Фото Вадим Скрябин, ЯСИА.

После окончания репетиции мы поговорили с преподавателем кафедры народной художественной культуры и социально-культурной деятельности Анастасией Сидоровой, которая работает в АГИКИ уже 16 лет, является выпускницей вуза.

– Репертуар нашего ансамбля «Аар Аартык» основан на традиционных якутских танцах. Вначале мы изучаем историю танца, потом это воплощается в идею, а затем она трансформируется в танец. Сегодня мы репетировали с ребятами танцы «Алгыс» и «Джесегей». В этом году по нашему направлению институт заканчивают 13 студентов, в том числе и ребята из Монголии. Отмечу, что наши выпускники работают в самых разных творческих коллективах, основали свои ансамбли, даже трудятся в других регионах России. Рады, что к нам приходят учиться молодые ребята, которые преданы искусству танца. Мы не каждый год набираем на хореографию. Но в этом 2025 году у нас будет набор, так что ждем талантливых ребят, – сказала Анастасия Марковна.

Фото Вадим Скрябин, ЯСИА.

Горловое пение из Алтая

Когда мы только зашли в АГИКИ, нам показалось, что слышим горловое пение. Не почудилось. Это действительно было горловое пение. А пели второкурсники Александр Карчагин и Илья Дугашев, которые приехали из Алтайского края. Сейчас они учатся в АГИКИ на кафедре народной художественной культуры, в будущем – руководители центров культуры.

Ребята исполняли алтайскую обрядовую песню «Алкыш». Магическое горловое пение, мастерство исполнения которого передается алтайским народом из поколения в поколение, в сопровождении старинного музыкального инструмента топшуур, пришедшего из глубины веков, просто завораживало и уносило в космические дали…

Говорят, горловое пение передается по наследству. Александр начал учиться этому искусству с 5 лет. Он говорит, что потребность петь таким образом пришла к нему неожиданно во время сенокоса, когда он смотрел на родные алтайские просторы. Природа сама вдохновила, и он запел…

В АГИКИ можно услышать горловое пение в исполнении второкурсников Александра Карчагина и Ильи Дугашева. Фото Ирина Романова.

Александр находит много общего между алтайцами и народом саха.

– У нас слова некоторые похожи и даже музыкальные инструменты! Скажем, у алтайцев есть топшуур, у саха – тансыр, оба являются двухструнными инструментами. А алтайский икили очень похож на якутскую кырыымпу. Отличие только в том, что кырыымпа по размеру маленькая, а икили большой, – отмечает он.

Илья рассказал, что его топшуур сделан из можжевельника и кедра, изготовлен алтайским мастером вручную. Обучаясь в АГИКИ, ребята совершенствуют свое мастерство в игре на национальном инструменте, обмениваются опытом с якутскими студентами, принимают участие в различных концертах, представляя древнее музыкальное искусство Алтая.

Сейчас АГИКИ развивается буквально космическими темпами. В следующем году институт планирует открыть очень востребованное в Дальневосточном регионе музыкально-звукорежиссерское направление, планирует приобрести новое видеозвуковое оборудование, а еще открыть собственный концертный зал, где будут выступать студенты и выпускники АГИКИ – будущие музыкальные и танцевальные звезды Якутии.

+1
6
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
31 января
  • -38°
  • Ощущается: -38°Влажность: 67% Скорость ветра: 0 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: