В АГИКИ рождаются таланты и проекты
В этом году АГИКИ отмечает юбилейную дату – 25-летие со дня основания. Мы побывали в институте и своими глазами увидели, как занимаются студенты, кто их учит, чтобы они стали высококлассными специалистами и были востребованы в своей сфере.
Благодаря программе «Приоритет-2030»
Институт встретил нас звуками самых разных музыкальных инструментов, где-то было слышно, как занимаются танцоры, а где-то красиво пели, и нам даже показалось, будто это горловое пение. Все эти звуки поднимались, гармонично переплетаясь, высоко вверх, прямо под купол, отражаясь, возвращались, и от всех этих звуков, от этой невероятной творческой атмосферы, которая царит здесь везде, в каждом уголке института, в тебе просыпается дух творчества, и тоже, как и эти талантливые ребята, хочется что-то созидать и творить.
Говорят, что в стенах АГИКИ куются будущие кадры, которым дальше развивать культуру и искусство древней Земли Олонхо. И это действительно так! Но сегодня в институте учатся не только ребята из Якутии, но и из других регионов России, и даже из-за рубежа.
Мы заглянули в одну из аудиторий, где шло занятие по аккордеону, которое вел доцент кафедры музыкального искусства, дирижер, руководитель Дальневосточного молодежного оркестра русских народных инструментов АГИКИ Николай Пикутский. Сейчас по направлению «Баян, аккордеон и струнно-щипковые музыкальные инструменты» – балалайка, домра, гитара – обучаются около 30 студентов. В классе мы увидели четырехструнную домру, баян, аккордеон и другие современные музыкальные инструменты. На стенах размещены дипломы, которые завоевали студенты на разных конкурсах, концертные афиши студентов и выпускников кафедры музыкального искусства, которые еще раз доказывают высокий уровень их подготовки в стенах АГИКИ.
– Реализация программы «Приоритет-2030» позволила нам приобрести брендовые концертные инструменты, такие как баян «Юпитер», готово-выборный аккордеон и другие, – объясняет Николай Владимирович. – Готово-выборная система имеет очень много регистров. Это практически инструменты симфонического оркестра — тут и фагот, и орган, и флейта, и гобой. К примеру, на «Юпитере» можно сыграть сонаты Гайдна, Моцарта, органные прелюдии, музыку Баха, Скарлатти – в общем, от классики до современных композиторов.
Отметим, что сегодня не все музыкальные вузы могут предоставить своим студентам музыкальные инструменты. Потому что это очень дорогие, мастеровые инструменты, некоторые даже стоят как хороший автомобиль. А у студентов АГИКИ есть возможность учиться, развиваться в музыкальном плане, не думая о том, где достать инструмент.
Николай Владимирович отмечает, что значительное развитие кафедры началось с 2022 года, когда АГИКИ стал участником программы «Приоритет-2030. Дальний Восток».
– Я также возглавляю трек «Музыка» и являюсь руководителем значимых международных проектов. К примеру, в 2023 году мы создали Дальневосточный молодежный оркестр русских народных инструментов, который на 70% состоит из преподавателей, студентов и выпускников кафедры музыкального искусства АГИКИ. Презентовали оркестр сначала в Приморском крае, Сибири, потом уже в Якутии.
Далее мы осуществили крупный международный проект – создали российско-китайский оркестр, наш Дальневосточный молодежный оркестр русских народных инструментов объединился с Оркестром национальных инструментов Харбинской консерватории. В результате сейчас Российско-китайский оркестр объединяет 100 человек.
В ноябре мы выезжали в Харбин и дали очень серьезную, сложную программу – два гала-концерта. В этом году мы планируем продолжить этот проект, который работает на укрепление дружбы между Россией и Китаем. Ну и, конечно, это установление культурных связей, обмен опытом.
А в апреле мы ожидаем прибытие Оркестра национальных инструментов Харбинской консерватории. Мы должны с ними сыграть гала-концерты. Следующим шагом будет исполнение концертной программы Российско-китайским оркестром уже в Пекине. Конечно, все эти проекты мотивируют наших студентов, – отмечает Николай Пикутский.
АГИКИ налаживает творческие, образовательные связи и с другими странами, например, с Кыргызстаном. Педагоги выезжают в эту страну с мастер-классами, а Кыргызстан направляет для обучения в Якутию своих ребят. Сейчас на первом курсе АГИКИ учится Акмаржан Сатыбалдиева, а на третьем – Адилет Каримов. Молодой человек уже является лауреатом международных и всероссийских конкурсов.
– Я учусь по классу «Аккордеон». Когда начинал учиться, конечно, было трудно, а сейчас нормально. Здесь опытные, сильные педагоги, которые прилагают много усилий, чтобы подготовить хороших специалистов. Рад, что поступил в АГИКИ. По окончании планирую дальше учиться в магистратуре, – делится планами Адилет.
Ведущий экспертный вуз
Как отмечает ректор АГИКИ Саргылана Игнатьева, за 25 лет своей деятельности институт стал ведущим экспертным вузом в сфере подготовки кадров культуры, искусств и креативных индустрий на территории Дальнего Востока и Арктической зоны РФ.
— Фундаментальной основой научно-творческой, образовательной и кадровой базы создания АГИКИ послужили филиалы ведущих вузов России — Школы-студии им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П. Чехова, Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, Красноярского государственного художественного института и Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. Автором идеи создания творческого вуза, ректором-организатором института стал Андрей Саввич Борисов, который продолжает делиться своей творческой энергией со студентами и преподавателями АГИКИ.
За эти годы наш институт выпустил около 3500 специалистов, которые работают в учреждениях культуры, искусства, образования и науки Якутии и в других регионах России, являются авторами созидательных культурных инициатив Арктического мира, разработчиками IT-проектов, дизайн-кодов территорий, лауреатами масштабных конкурсов и премий.
Сегодня в АГИКИ обучаются 1145 студентов и аспирантов по 7 укрупнённым группам специальностей, 23 направлениям подготовки по 45 основным образовательным программам. Институт стал сплавом уникальных традиций отечественного художественного образования и корневой культуры народов Арктики и Севера.
Содержательным ядром образовательного процесса стала арктическая доминанта, сформулированная факультетом фольклора и этнокультуры народов Арктики во главе с Агафьей Еремеевной Захаровой. Научно-исследовательскому центру циркумполярной цивилизации под руководством профессора Ульяны Алексеевны Винокуровой совместно с Институтом Питирима Сорокина и Николая Кондратьева принадлежит научное открытие явления существования арктической циркумполярной цивилизации, подтвержденное свидетельством об авторстве и получившее международное признание. Лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики — результат коллаборации вуза с Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН – выиграла крупный грант Российского научного фонда и возглавила междисциплинарные исследования, связанные с геокультурным брендингом северных территорий, — отмечает ректор.
С 2022 года АГИКИ является участником масштабной программы «Приоритет-2030. Дальний Восток». На новом этапе миссия вуза заключается в формировании привлекательной культурной среды на Севере Дальнего Востока на основе культурных кодов территорий и конструировании созидательной северной идентичности.
— Нашей стратегической целью до 2030 года является взращивание креативного класса, участвующего в выстраивании креативной экономики региона и влияющего на устойчивое социально-экономическое и культурное развитие Севера Дальнего Востока. Этот путь от традиционного отраслевого института культуры и искусств до университета культуры, искусств и креативных индустрий мирового уровня мы пройдем вместе с нашими партнерами — теми, кто заинтересован в поступательном развитии региона для улучшения жизни людей в целом. Для этого открываем уникальные образовательные программы, реализуем межрегиональные и международные проекты, и наше влияние продолжает расти в регионах Дальнего Востока и Арктики, — отмечает ректор.
«Воспитываем на классике»
С самого основания в АГИКИ работает доцент кафедры музыкального искусства Лариса Пикутская. Но вначале ей приходилось совмещать работу в институте с преподаванием в Якутском музыкальном колледже.
– За эти 25 лет наша кафедра музыкального искусства (ранее она называлась кафедра народных инструментов) выпустила очень много студентов. Сейчас они все работают в отрасли, трудятся в родной республике. На данный момент в моем классе учатся 4 студентки. Помимо индивидуальных занятий, мы занимаемся со студентами по учебному плану, плюс идут методическая работа и проектная деятельность.
Среди моих студентов – первокурсница Акмаржан Сатыбалдиева из Кыргызстана. До поступления в АГИКИ она закончила Ошский музыкальный колледж по классу комуза, это киргизский народный струнный инструмент. А в АГИКИ Акмаржан учится на трехструнной домре, но в наших планах и произведения на четырехструнной домре.
Мы очень много скрипичного репертуара играем на наших инструментах, потому что это развивает стиль, музыкальный вкус, обогащает звуковой багаж студентов. Играем не только народную музыку, в основном, мы воспитываем студентов на классике – это Скарлатти, Бах, Моцарт, Вивальди, Паганини, Лист. Сейчас русские народные инструменты настолько усовершенствовались, что на них это возможно сыграть, – отмечает Лариса Юрьевна.
Акмаржан признается, что ей нравится учиться в АГИКИ. «Институт современный, общежитие хорошее – в общем, здесь созданы все условия для плодотворной учебы. В Якутии у меня появилось много друзей – среди них есть и русские, и саха. Мне предстоит еще учиться три года. По окончании АГИКИ хочу поступить в магистратуру и учиться дальше», — говорит девушка.
Танцоры из Монголии
Заглянули мы и в хореографический класс. Здесь полным ходом шла генеральная репетиция – участники студенческого народного ансамбля «Аар Аартык», который с 2003 года действует в АГИКИ, готовились к очередному выступлению.
Молодые люди уже исполнили свои партии и подошли к нам. Все трое учатся на кафедре народной художественной культуры и социально-культурной деятельности, по окончании будут хореографами-педагогами. Один из них наш земляк – студент 4 курса Савелий Данилов, а двое других студентов оказались из Монголии – получают в АГИКИ хореографическое образование. Это студенты выпускного курса Нямжав Оргилбаяр и Уянга Бато. Они говорят, что у них был большой выбор, к примеру, остаться в Монголии или поехать учиться на хореографа в Китай, Корею или Японию, но они выбрали для учебы Россию и именно АГИКИ.
– В этом вузе мы могли одновременно изучать очень много танцев, в то время как в вузах других стран основной упор делается на современные, классические или народные танцы, – говорит на хорошем русском языке Нямжав. – А здесь мы одновременно изучаем народный сценический танец, танцевальное искусство народов мира, современные, бальные, классические танцы. Но самое главное, что АГИКИ – это единственный вуз в мире, где можно изучать танцы народов Арктики. Поэтому мы и выбрали этот институт.
Больше всего мне нравятся предметы «Композиция и постановка танца» и «Танцы народов мира». Хочу стать человеком, который будет налаживать культурные связи между Россией и Монголией и организовывать большие культурные мероприятия.
Его земляк Уянга рассказывает, что впервые побывал в Якутии в 2018 году в составе монгольской делегации.
– Я почувствовал себя в Якутии, как дома. Наши народы похожи – и внешне, и по менталитету. Такое ощущение, что мы находимся на родине. После окончания института поеду работать домой, в Монголию, – улыбается юноша.
От идеи до танца
Их партнерши по танцу, студентки 4-го курса Матрена Иванова и Дана Аманатова учатся по направлению «Руководство любительским хореографическим коллективом». Матрена с детства любила танцевать, поэтому вопрос, куда поступать после школы, собственно, и не стоял.
– Танцы – моя стихия, поэтому и пришла сюда. Помимо занятий в зале, мы изучаем теорию танца, учимся сами ставить танцы, а это самое интересное, – говорит девушка.
По мнению Даны, АГИКИ предоставляет студентам много возможностей. Особенно девушка ценит то, что в институте много практики, что для танцоров архиважно.
– Почти каждые выходные мы задействованы в различных выступлениях, принимали участие в крупных мероприятиях – в Играх «Дети Азии», на Ысыахе Туймаады, в мероприятиях к 100-летию ЯАССР, – подчеркивает она.
После окончания репетиции мы поговорили с преподавателем кафедры народной художественной культуры и социально-культурной деятельности Анастасией Сидоровой, которая работает в АГИКИ уже 16 лет, является выпускницей вуза.
– Репертуар нашего ансамбля «Аар Аартык» основан на традиционных якутских танцах. Вначале мы изучаем историю танца, потом это воплощается в идею, а затем она трансформируется в танец. Сегодня мы репетировали с ребятами танцы «Алгыс» и «Джесегей». В этом году по нашему направлению институт заканчивают 13 студентов, в том числе и ребята из Монголии. Отмечу, что наши выпускники работают в самых разных творческих коллективах, основали свои ансамбли, даже трудятся в других регионах России. Рады, что к нам приходят учиться молодые ребята, которые преданы искусству танца. Мы не каждый год набираем на хореографию. Но в этом 2025 году у нас будет набор, так что ждем талантливых ребят, – сказала Анастасия Марковна.
Горловое пение из Алтая
Когда мы только зашли в АГИКИ, нам показалось, что слышим горловое пение. Не почудилось. Это действительно было горловое пение. А пели второкурсники Александр Карчагин и Илья Дугашев, которые приехали из Алтайского края. Сейчас они учатся в АГИКИ на кафедре народной художественной культуры, в будущем – руководители центров культуры.
Ребята исполняли алтайскую обрядовую песню «Алкыш». Магическое горловое пение, мастерство исполнения которого передается алтайским народом из поколения в поколение, в сопровождении старинного музыкального инструмента топшуур, пришедшего из глубины веков, просто завораживало и уносило в космические дали…
Говорят, горловое пение передается по наследству. Александр начал учиться этому искусству с 5 лет. Он говорит, что потребность петь таким образом пришла к нему неожиданно во время сенокоса, когда он смотрел на родные алтайские просторы. Природа сама вдохновила, и он запел…
Александр находит много общего между алтайцами и народом саха.
– У нас слова некоторые похожи и даже музыкальные инструменты! Скажем, у алтайцев есть топшуур, у саха – тансыр, оба являются двухструнными инструментами. А алтайский икили очень похож на якутскую кырыымпу. Отличие только в том, что кырыымпа по размеру маленькая, а икили большой, – отмечает он.
Илья рассказал, что его топшуур сделан из можжевельника и кедра, изготовлен алтайским мастером вручную. Обучаясь в АГИКИ, ребята совершенствуют свое мастерство в игре на национальном инструменте, обмениваются опытом с якутскими студентами, принимают участие в различных концертах, представляя древнее музыкальное искусство Алтая.
Сейчас АГИКИ развивается буквально космическими темпами. В следующем году институт планирует открыть очень востребованное в Дальневосточном регионе музыкально-звукорежиссерское направление, планирует приобрести новое видеозвуковое оборудование, а еще открыть собственный концертный зал, где будут выступать студенты и выпускники АГИКИ – будущие музыкальные и танцевальные звезды Якутии.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: