Чай, выручай! У Якутии может появиться новая статья экспорта
Алмазы, холод, медведи, строганина – вот, пожалуй, и всё, что знают о Якутии за её пределами. Возможно, скоро в этом списке появится еще один пункт: чай. Иван-чай.
Превратить минусы в плюсы
В начале 2000-х оценщик бриллиантов Нюргуяна Заморщикова ушла в предпринимательство. Возила вещи из Китая, открывала модельное агентство, даже была директором съёмок художественного фильма. А четыре года назад они с мужем Николаем занялись тем, чего в Якутии ещё никто не делал – производством иван-чая.
Кредит на оборудование получили с третьего раза – у Заморщиковых четверо детей, а многодетных ИП-шникам банки не очень-то рады. В итоге пришлось заложить единственную квартиру. Всё необходимое заказали и привезли из Китая, там же прошли обучение, что называется, в полевых условиях. В значение терминов «ферментирование», «завяливание», «скручивание» вникали на ходу. А еще узнали, что производство чая – процесс круглосуточный: на курсах приходилось просыпаться дважды за ночь, чтобы переворошить сырьё.
Волокита с документами отняла много времени, поэтому за первый сезон получили всего 200 кг чая. А еще на практике выяснили, что конкурировать с другими регионами сложно – себестоимость производства на Крайнем Севере выше в разы.
«Мы сами ищем и обучаем людей, сами отвозим их на место сбора, кормим, — говорит Нюргуяна Заморщикова. – Дорог у нас, считай, нет, тарифы высокие: к примеру, один цех за 40 дней нажёг электричества на 120 тысяч. В соседних регионах цифры совершенно другие. Так мы поняли – чтобы продвигать нашу продукцию, надо свои минусы превратить в плюсы. Экология в Якутии лучше, чем где бы то ни было в стране. А за счет сложных условий произрастания в северном иван-чае вдвое больше антиоксидантов. Но стоит он недешево, а рынок в республике ограничен. Поэтому мы поставили себе цель – познакомить мир с самым северным чаем Земли. Нужно создать прецедент: с одной страной договоримся об экспорте, другие подтянутся. В конце концов, чтобы поднимать сельское хозяйство, не обязательно только коров разводить».
Трава, которая спасает лес
Для производства хорошего чая важно, что и когда собирать. Чем раньше, тем лучше. Килограмм иван-чая получается из 5,5 кг травы – кипрея узколистного.
В Якутии сухой климат – это влияет на время завяливания и скручивания. «Золотой» сезон – конец июня: у этого сбора самый нежный вкус, в нем больше всего антиоксидантов и полифенолов. Но работать приходится практически на корточках: на Крайнем Севере кипрей вырастает от земли максимум на полметра. Массовый сбор – в июле. Нужно успеть до цветения, которое начинается во второй декаде августа.
Кипрей – это трава, которая спасает лес. Он хорошо растет после пожаров и в труднодоступных местах. Готовит почву к возрождению и исчезает, когда появляется молодая поросль. У этой спасательной миссии есть и обратная сторона – кипрей часто встречается в местах с плохой экологией, возле свалок.
«Мы заготавливаем иван-чай в Хангаласском районе. Звали к себе многие – в Якутии есть места, где его даже больше. Но мы выбрали родину – каждую кочку тут знаем, да и к столице близко. Здесь легче найти сборщиков, а охотники и табунщики всегда расскажут, если увидят новые места. Чтобы получился хороший настой, нужны средние листочки: там много меди, железа, марганца и в 5-6 раз больше витамина С, чем в цитрусовых. При сборе траву мы не вырываем и верхушку, где семена, не трогаем. После нас на тех же местах кипрея растет даже больше – проверяли. Сейчас думаем над созданием передвижных модульных цехов, которые позволят ездить по республике и заготавливать сырье там, где были пожары», — говорит Нюргуяна.
Собранную траву нужно успеть привезти в цех в течение двух часов. Продукт скоропортящийся: на солнце сгорает, каждые 15 минут надо ворошить, иначе преет. Летом Заморщиковы арендуют пустующий школьный спортзал, где темно и прохладно, и рассыпают сырьё на полу.
Пандемия чуть не убила семейный бизнес. Сборщиков принимали только после анализов и карантина. Если человек в середине сезона уходил, обратно не брали – боялись вспышки. Еду для работников Нюргуяна с мужем возили сами, чтобы минимизировать контакты. И если в 2019 году произвели 7,5 тонн чая, то в 2020-м – всего 4,5 тонны.
Японцы не верят на слово
Чтобы держать руку на пульсе, Заморщиковы начали активно посещать профильные мероприятия. С помощью республиканского центра поддержки экспорта принимали участие в Зеленой неделе в Берлине – самой крупной сельхозвыставке, где были единственными из Якутии. А в 2018 году в составе делегации местных производителей побывали в Японии.
«В современной истории России ни один килограмм иван-чая не уходил за границу по системе В2В, то есть от одной компании к другой. Мы решили ориентироваться на тех клиентов, с которыми всерьез и надолго, кто ценит качество. Китай может много взять, но им первостепенны цена и объем. Японцы за качество. Это касается и того, что они покупают, и того, что выпускают сами. Расписывать достоинства товара им бесполезно – японцы не верят на слово: они сами приедут, увидят, распробуют, и только потом решат», — говорит Нюргуяна.
Северным иван-чаем заинтересовалась компания Japan GreenTea, основанная в 1969 году. Фирма специализируется на поставках импортной продукции – именно они познакомили японцев с аргановым маслом и культурой пития мате.
В июле 2019 года в Якутск приехал президент компании Дайтаро Китадзима: «Я даже не знал, что существует такое удивительное место – Якутия. Экстремальный климат, уникальное географическое положение, вечная мерзлота – всё это создает неповторимые условия для флоры и фауны. Я посмотрел, как аккуратно лист собирают, вялят, сушат, перерабатывают – сразу видно бережное отношение вашего народа к природе. Сбор ведется вручную, что в разы повышает качество сырья».
Вскоре после этого визита было подписано предварительное соглашение о сотрудничестве. Но с одним условием.
Цена экспорта
Технология производства якутского иван-чая получила высокую оценку. После строжайшего отбора он вошел в каталог товаров российской сети магазинов «Унция» и продается в четырех странах. Однако для японцев это не аргумент. Они поставили условие – провести клинические испытания продукции. По российским законам этого не нужно, но иван-чай на экспорт должен отвечать фитосанитарным требованиям и пищевым стандартам Японии.
«В России провести клинические исследования якутского иван-чая может только Институт питания Российской академии медицинских наук в Москве, — говорит замминистра сельского хозяйства Якутии Василий Афанасьев. — Стоимость работ – 8 млн рублей. Сейчас определяем техническое задание – это довольно сложно, ведь раньше таких исследований в нашей стране никто не проводил. Многое будет зависеть от того, какими объемами готова закупать иван-чай Япония. Если небольшими, встаёт вопрос о целесообразности столь существенных затрат. Но если речь пойдет о 100 тоннах в год, тогда можно будет говорить о сборе, заготовке и переработке дикоросов как новой отрасли экспорта Якутии. Отдельной статьи на проведение таких исследований в бюджете нет. Определять источники финансирования будем в 2021 году».
Увеличение объема продаж российских товаров за границу отвечает целям нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». К 2024 году экспорт несырьевых неэнергетических товаров должен вырасти на 85% – до 250 млрд долларов. При этом доля продукции обрабатывающей промышленности, сельхозпродукции и услуг должна достигнуть 20%.
По итогам января-сентября 2020 года Якутия занимает 68 место в России по объему экспорта несырьевых неэнергетических товаров – 87,5 млн долларов США.
Чай для королевы
В 2018 году был создан Союз производителей иван-чая России, в состав которого вошли более двухсот компаний. Его цель – возродить утраченные традиции и вернуть кипрею былую славу.
«Сегодня все работают, кто во что горазд: одни делают гранулированный чай, вторые – зеленый, третьи – купажи, — говорит один из соучредителей союза Александр Вовний. — Мы пытаемся всё это стандартизировать – чтобы в названии чая, в его классификации использовалась информация о месте сбора. Каждый тип чая (черный, зеленый, полу-ферментированный и прессованный) должен иметь свою формулу, что позволит отличать их на вкус и по региону происхождения. Сейчас мы стоим у истоков зарождения, надеюсь, индустрии. Но без этой классификации вырасти дальше в конечном итоге будет невозможно. Если мы хотим, чтобы об иван-чае узнали за границей – нужно делать его так, чтобы сорта можно было смешивать между собой и получать продукт массового потребления».
В апреле 2020 года, выступая на Synergy Online Forum, Нюргуяна Заморщикова рассказала о своей мечте – чтобы якутский иван-чай пила сама королева Англии. Услышав это, одна из участниц форума, вице-президент корпорации «Синергия» Ольга Грищенко пообещала помочь с передачей подарка королеве. А на вопрос о вознаграждении ответила: «Конечно, бесплатно – это же мечта».
Посылку из Якутии уже ждут в Санкт-Петербурге для дальнейшей отправки в Англию. Сейчас Заморщиковы ищут народного мастера, который создал бы чаю для королевы достойную упаковку из бересты в национальном стиле.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: