X

Быйаман Уус и его хомусы

Более десяти лет народный мастер РС(Я) Быйаман Уус мастерит якутские национальные инструменты – хомусы. Его имя знакомо многим ценителям варгана, инструмент заказывают не только жители республики, но и других регионов нашей большой страны и даже мира.

Пётр Дмитриевич Куличкин родом из села Онер Усть-Алданского района. Сейчас живет с семьёй в Борогонцах. Всю жизнь работал трактористом сначала в колхозе, затем в совхозе, с 1996-го года в лесхозе в Борогонцах. В детстве любил возиться с техникой, с  сызмальства буквально не слезал с трактора. Что удивительно, никогда не занимался музыкой, был далёк от мира искусства. Но случилось так, что именно он стал признанным мастером по изготовлению хомусов.

Не покладая рук

Заказывают хомусы Быйаману Уусу постоянно, имя мастера известно далеко за пределами республики.

– Занимаюсь своим любимым делом каждый день, с  утра до позднего вечера, – говорит он. – Заказов очень много, сотнями заказывают. Но я не жалуюсь, ведь это мое любимое занятие.   Когда работаю, забываю обо всем, не люблю, когда меня отвлекают. Даже отключаю телефон, так что вам повезло, что смогли дозвониться.

Материалы для изготовления инструмента мастер находит сам. Корпус изготавливает из толстой проволоки, язычок – из старинных двуручных пил. Отбирает их по звуку, выменивает, у кого удалось найти, на хомус.  Коробку мастерит только из сухой осины. На изготовление одного хомуса уходит два-три дня. Хотя  иногда может закончить работу над инструментом за один день, а может и неделю трудиться над ним.

По всему миру

На хомусах, изготовленных Быйаманом Уусом, играют люди в более чем в двадцати разных странах мира. И это только те случаи, о которых он знает. Их вывозят соотечественники, дарят знакомым в Турции, Индии, Вьетнаме, Англии, Франции, Бразилии и других странах.  В Германии живёт племянник мастера, также известный хомусист-виртуоз Спиридон Шишигин увозил его в качестве подарка за рубеж. В Бразилии, рассказали ему, даже сенатору подарили изготовленный Быйаманом хомус.

В месяц получается изготовить 15-20 хомусов, в год 200-300. Много заказов поступает из Бурятии, Тывы.

Озарение

Пётр Дмитриевич любил свою работу тракториста. Вышел на пенсию в 55 лет. И стал болеть. Барахлило и сердце, и внутренние органы, и даже отказывала одна сторона туловища. Ходил долго по врачам, к кому только не обращался – и к терапевту, и к хирургу, и к невропатологу… Изначально не верил в экстрасенсов, в шаманов. Но никакое лечение не помогало, и он решил попробовать полечиться «по-якутски», нашел лекаря. И тот ему выдал – высшие силы требуют, чтобы ты занялся кузнечным делом. Не поверил, обратился еще к троим лекарям нетрадиционной медицины, и все в один голос утверждали – вам нужно стать кузнецом.

Однажды Пётр Дмитриевич поехал на свадьбу в Таттинский улус.  Во время застолья услышал выступление хомусиста. Чарующие звуки хомуса настолько запали ему в душу, что его осенило озарение –  вот оно! По приезде рассказал супруге Валентине Спиридоновне, она ему тоже посоветовала  заняться изготовлением хомуса. Нашли у соседей сломанный варган и, взяв его за образец, он принялся за дело.

Старец из снов

Отдался новому увлечению всей душой – посвящал все своё время, постоянно думал об этом. Во сне ему стал являться старец и советовать, как мастерить, что делать. Снился не раз. Часто, бывало, слышал только голос, и работал, следуя только его советам. В первый же месяц работник культуры Матрена Николаевна Герасимова пригласила его принять участие в ысыахе, посвященном великому хомусисту Луке Турнину. С первой же работой он принял участие в конкурсе Айымньыкы Уус, теперь эта работа выставлена в Музее Хомуса.  Так Пётр Дмитриевич стал участвовать в выставках хомуса в республике.  В первые годы работы, до пандемии, участвовал до 10-11 выставках в год.

– Я не удивился своим снам, – признается Быйаман Уус. – С детства привык относиться к таким вещам нормально. Дело в том, что я отношусь к так называемым людям, которых якуты называют «Асагас эттээх». То есть я не один раз, бывая на природе, в тайге, видел людей в старинных одеждах. И мать у меня была такая же. Мне снятся вещие сны. Они бывают очень яркими, цветными. Проснувшись, могу описать в точности, что видел, какие узоры были на старинных нарядах являющихся ко мне во сне незнакомцев. В молодости мне приснилось, во сколько лет я женюсь, сколько у меня будет детей.  Сбылось все в точности.

Так, руководствуясь своими снами, работал три года. На четвертый год  прошёл обучение у народного мастера Романа Ильича Готовцева.

Талантливый род мастеров

Сам Быйаман Уус на хомусе не играет – хотел научиться, но у него не получается. Но слушать музыку хомуса он очень любит, включает во время отдыха записи, просит знакомых музыкантов сыграть для него. Во время работы не слушает – ему нужно сосредоточиться. Говорит, представляет себе красивую природу, аласы, в которых когда-то  бывал, это его  вдохновляет.

– У меня в роду много кузнецов, известных мастеров, некоторые из них были мастерами, построившими церкви, – рассказывает Быйаман Уус. – Насколько сам  знаю, несколько родственников по отцу были мастерами по дереву.  У супруги были выдающиеся мастера в роду как по дереву, так и по железу.

Запретная тема

В молодости, сразу же по окончании школы Пётр Дмитриевич  одно время пробовал делать ножи под руководством наставника. Смастерил несколько якутских ножей, но тогда это было запрещено, в Советском Союзе можно было попасть за изготовление ножей под статью. Приходилось заниматься этим в гараже, ночью. Изготовив несколько ножей для себя и знакомых, бросил. Сейчас занимается только хомусами, на другое отвлекаться желания нет.

– С тех пор, как стал кузнецом, перестал болеть и сейчас чувствую себя хорошо, – делится Быйаман Уус. – Когда долго не работаю с хомусами,  начинаю болеть. Значит, я должен этим заниматься, как сказали мне наши якутские эмчиты.

Как назовешь…

Супруга у Пётра Дмитриевича – первая советчица, друг и единомышленник. Как-то хомусист Спиридон Шишигин сказал мастеру: «У тебя должен быть псевдоним, придумай себе имя». И жена подобрала ему имя – Быйаман.

– По якутскому календарю имен мне подошло именно это, – говорит мастер. – Моя супруга не одного человека нарекла, есть у неё такой дар. К ней обращаются даже наши лекари, например, Сандаману, который лечил меня, имя придумала именно она. У Валентины по отцовской линии тоже все мастера – отец был мастером как по дереву, так и по железу. Дед тоже был кузнецом. Прадед в Кыллахе ремонтировал купол церкви, ему доверили такое дело. Об этом даже было написано в историческом романе одного из  якутских классиков.

Вот такая интересная история у народного мастера. Говорят, обычный человек не использует свои возможности и наполовину. Может быть, сны, голоса, видения у одаренного человека – это работа его подсознания. Важно только услышать, правильно понять этот посыл.

О том, что дар человеку дан свыше и реализовать его жизненно необходимо, знают многие. Талант – это судьба, от которой не уйдёшь, считает народный мастер РС(Я) Быйаман Уус, ведь именно так случилось с ним.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 15.04.2023 17:47

Related Post