X

Будут ли в Якутии перерабатывать нефть?

Сколько мы тратим на бензин? Сейчас, когда, по данным статистики, машина есть у каждого третьего жителя России, этот вопрос становится чувствительной темой. В 2020 году количество легковых автомобилей в стране превысило 43 миллиона – бензин вошёл в число товаров первой необходимости. Для сравнения: перед распадом Советского Союза его легковой автопарк насчитывал около 17 миллионов единиц.

Неудивительно, что якутяне задаются вполне резонным вопросом: почему, живя в республике, богатейшей природными ресурсами, мы вынуждены покупать бензин по цене, одной из самых высоких в стране? По стоимости горючего наша республика прочно занимает второе место – после Чукотского автономного округа. Суровый климат, сложная транспортная логистика, отсутствие нефтеперерабатывающего завода… В целом, в северных и восточных регионах России цена литра АИ-92 и АИ-95 выше средней по стране на 15-30 процентов.

Но есть и другой критерий оценки – сколько бензина житель региона может купить на среднемесячную зарплату? Многие любят говорить, что в СССР горючее стоило копейки. Действительно – копейки, но, если сравнивать предметно, факты свидетельствуют об обратном.

Переходим на газ?

Но вернемся к животрепещущему вопросу – почему республика не берётся за строительство нефтеперерабатывающего завода?

Алла ГАБЫШЕВА, пресс-секретарь Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия):

–  На данный момент недропользователями республики обсуждается вопрос организации собственного производства моторного топлива и других светлых нефтепродуктов. Однако, учитывая природно-климатические условия и отдалённость Якутии, существует ряд проблем, из-за которых данная идея не реализована по настоящее время. Среди основных – очень высокая себестоимость получаемой продукции, а также низкий уровень спроса на получаемые нефтепродукты – потребность республики составляет порядка 1,2 млн тонн в год. Поэтому вопрос о создании нефтеперерабатывающего завода в Якутии в настоящее время нецелесообразен.

Оптимальной альтернативой традиционным видам (бензин, дизельное) является газомоторное топливо, получаемое путём переработки природного газа. Его преимущества – экономичность и экологичность. В частности, безопасный метан практически не оставляет вредных продуктов сгорания. Сокращаются и транспортные затраты организаций и граждан, что влияет на рост их доходов, а, значит, и налоговых отчислений, что, в свою очередь, положительно отражается на сдерживании роста цен. К примеру, стоимость одного кубометра сжиженного углеводородного газа (СУГ) составляет 24,80 рубля, а стоимость компримированного природного газа (КПГ) – 21 рубль. С учётом того, что цены на бензин установлены на уровне 52-54 рублей за литр, разница очевидна.

В качестве мер поддержки правительством РС(Я) установлена налоговая льгота, которая позволила снизить транспортный налог на 50% для населения и организаций в отношении транспортных средств на газобаллонном оборудовании, также рассматривается вопрос субсидирования до 30% затрат, понесённых гражданами на его установку. Для получения льготы необходимо подать заявление в налоговую службу и приложить копию ПТС с отметкой об установленном газобаллонном оборудовании.

В настоящее время в республике действует семь автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), 23 автомобильных газозаправочных станции (АГЗС) и 23 ПАГЗС, ожидается ввод в эксплуатацию АГНКС ООО «Газпром добыча Ноябрьск» и реконструкция многотопливной АЗС АО «Саханефтегазсбыт». До 2030 года планируется увеличение количества АГНКС до 30 единиц, приобретение до семи ПАГЗ и создание сети из 13 криогенных автомобильных заправочных станций.

С 2021 года повышены в два раза ставки транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 200 лошадиных сил и самолётов, вертолётов и иных воздушных судов, имеющих двигатели. Данное решение коснется 4,9% транспортных средств, основная масса которых зарегистрирована в Якутске, Ленском, Мирнинском, Алданском и Нерюнгринском районах.

Газотранспортной сетью охвачено 14 районов Якутии

На данный момент производство газомоторного топлива ведётся на следующих объектах:

  • ПАО «ЯТЭК» – СУГ в п. Кысыл-Сыр Вилюйского улуса
  • АО «Сахатранснефтегаз» – СУГ в г. Якутске на Якутском газоперерабатывающем заводе
  • ООО «СПГ» – СПГ в п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса

Также рядом предприятий реализуются инвестиционные проекты по производству СПГ на территории Якутии:

  • АО «Сахатранснефтегаз» – производство СПГ на базе Якутского ГПЗ мощностью до 25 тыс. тонн в год
  • ПАО «ЯТЭК» – производство СПГ в п. Кысыл — Сыр мощностью до 20 тыс. тонн в год
  • АО «Атомэнергомаш» – производство СПГ в п. Нижний Бестях мощностью до 61,2 тыс. тонн в год

Компанией  «ЯТЭК» реализуется проект «Якутский СПГ», который включает в себя:

  • наращивание ресурсной базы как на существующих лицензионных участках – Средневилюйском, Мастахском, Толонском и Тымтайдахском, так и на новых и потенциальных лицензионных участках, включая Южный, Северный, Усть-Майский;
  • строительство магистрального газопровода протяжённостью 1 300 км с пропускной способностью 20+ млрд куб. м в год от действующих месторождений до побережья Охотского моря для транспортировки добываемого газа до СПГ-завода;
  • строительство завода по производству СПГ мощностью 12+ млн т на берегу или в акватории Охотского моря;
  • строительство продуктопровода протяжённостью более 400 км от месторождений до п. Нижний Бестях для транспортировки газового конденсата и других жидких газовых фракций для их дальнейшей переработки;
  • строительство в п. Нижний Бестях завода по производству моторных топлив из газового конденсата для местного рынка, а также иных продуктов газохимии, в том числе для их поставки на экспорт.

Речь идёт об увеличении добычи газа с 1,7 млрд куб. м до 20+ млрд куб. м.

Если строить, то в Олёкминске…

Как известно, Якутия — самый северный и один из самых важных регионов присутствия компании «Транснефть – Восток». По южной части республики проходит почти полторы тысячи километров стратегического нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Какую значимость имеет этот факт с точки зрения возможности строительства на территории республики нефтеперерабатывающего завода?

Алла ГАБЫШЕВА, пресс-секретарь Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия):

– Да, для организации нефтеперерабатывающего производства необходим постоянный поток нефти.

В этой связи строить нефтеперерабатывающий завод необходимо либо на нефтяных месторождениях, либо у пункта отбора нефти из трубопроводной системы «ВСТО» в Олёкминске. Учитывая, что этот пункт отбора нефти является единственным в республике, и то, что возле него расположена водно-распределительная нефтебаза со всей необходимой технологической инфраструктурой, обеспечивающей приём, хранение и отпуск нефтепродуктов на речной и автомобильный транспорт, Олёкминск является наиболее привлекательным местом для строительства нефтеперерабатывающего завода.

Кстати: Сколько бензина можно купить на одну зарплату?

1969 год.  Средняя зарплата советского гражданина составляла 115 рублей 60 копеек. При цене на бензин в 95 копеек за 10 литров на месячную зарплату можно было купить 1216 литров АИ-93.

Начало 70-х.  Бензин подорожал на 5 копеек за 10 литров, однако зарплаты тоже подросли: в месяц можно было купить около 1320 литров.

1978 год.  Бензин подорожал вдвое, за 10 литров 93-го просили уже 2 рубля. Так как цены устанавливало государство, на всех заправках они были одинаковыми. На одну зарплату можно было купить 822 литра.

1981 год.  Бензин опять подорожал вдвое. За 10 литров 93-го брали уже по 4 рубля: на месячный заработок было возможно купить всего 445 литра бензина.

Январь 2021 года.  Учитывая разницу в доходах населения по субъектам, больше всего бензина на среднемесячную зарплату может позволить себе житель Ямало-Ненецкого автономного округа, где зарплаты намного выше среднероссийских, – 2155 литров бензина. Якутия в рейтинге относительной доступности бензина для населения на 11 месте, наша цифра – 1213 литров.

Так как у современных авто и средний расход топлива гораздо меньше, чем, к примеру, у советских «Жигулей», то и проехать можно в разы большее расстояние.

По данным auto.rambler.ru и news.drom.ru

Ольга СУВОРОВА

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

This post was published on 14.03.2021 09:45

Related Post