Сколько мы тратим на бензин? Сейчас, когда, по данным статистики, машина есть у каждого третьего жителя России, этот вопрос становится чувствительной темой. В 2020 году количество легковых автомобилей в стране превысило 43 миллиона – бензин вошёл в число товаров первой необходимости. Для сравнения: перед распадом Советского Союза его легковой автопарк насчитывал около 17 миллионов единиц.
Неудивительно, что якутяне задаются вполне резонным вопросом: почему, живя в республике, богатейшей природными ресурсами, мы вынуждены покупать бензин по цене, одной из самых высоких в стране? По стоимости горючего наша республика прочно занимает второе место – после Чукотского автономного округа. Суровый климат, сложная транспортная логистика, отсутствие нефтеперерабатывающего завода… В целом, в северных и восточных регионах России цена литра АИ-92 и АИ-95 выше средней по стране на 15-30 процентов.
Но есть и другой критерий оценки – сколько бензина житель региона может купить на среднемесячную зарплату? Многие любят говорить, что в СССР горючее стоило копейки. Действительно – копейки, но, если сравнивать предметно, факты свидетельствуют об обратном.
Переходим на газ?
Но вернемся к животрепещущему вопросу – почему республика не берётся за строительство нефтеперерабатывающего завода?
Алла ГАБЫШЕВА, пресс-секретарь Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия):
– На данный момент недропользователями республики обсуждается вопрос организации собственного производства моторного топлива и других светлых нефтепродуктов. Однако, учитывая природно-климатические условия и отдалённость Якутии, существует ряд проблем, из-за которых данная идея не реализована по настоящее время. Среди основных – очень высокая себестоимость получаемой продукции, а также низкий уровень спроса на получаемые нефтепродукты – потребность республики составляет порядка 1,2 млн тонн в год. Поэтому вопрос о создании нефтеперерабатывающего завода в Якутии в настоящее время нецелесообразен.
Оптимальной альтернативой традиционным видам (бензин, дизельное) является газомоторное топливо, получаемое путём переработки природного газа. Его преимущества – экономичность и экологичность. В частности, безопасный метан практически не оставляет вредных продуктов сгорания. Сокращаются и транспортные затраты организаций и граждан, что влияет на рост их доходов, а, значит, и налоговых отчислений, что, в свою очередь, положительно отражается на сдерживании роста цен. К примеру, стоимость одного кубометра сжиженного углеводородного газа (СУГ) составляет 24,80 рубля, а стоимость компримированного природного газа (КПГ) – 21 рубль. С учётом того, что цены на бензин установлены на уровне 52-54 рублей за литр, разница очевидна.
В качестве мер поддержки правительством РС(Я) установлена налоговая льгота, которая позволила снизить транспортный налог на 50% для населения и организаций в отношении транспортных средств на газобаллонном оборудовании, также рассматривается вопрос субсидирования до 30% затрат, понесённых гражданами на его установку. Для получения льготы необходимо подать заявление в налоговую службу и приложить копию ПТС с отметкой об установленном газобаллонном оборудовании.
В настоящее время в республике действует семь автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), 23 автомобильных газозаправочных станции (АГЗС) и 23 ПАГЗС, ожидается ввод в эксплуатацию АГНКС ООО «Газпром добыча Ноябрьск» и реконструкция многотопливной АЗС АО «Саханефтегазсбыт». До 2030 года планируется увеличение количества АГНКС до 30 единиц, приобретение до семи ПАГЗ и создание сети из 13 криогенных автомобильных заправочных станций.
С 2021 года повышены в два раза ставки транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 200 лошадиных сил и самолётов, вертолётов и иных воздушных судов, имеющих двигатели. Данное решение коснется 4,9% транспортных средств, основная масса которых зарегистрирована в Якутске, Ленском, Мирнинском, Алданском и Нерюнгринском районах.
Газотранспортной сетью охвачено 14 районов Якутии
На данный момент производство газомоторного топлива ведётся на следующих объектах:
Также рядом предприятий реализуются инвестиционные проекты по производству СПГ на территории Якутии:
Компанией «ЯТЭК» реализуется проект «Якутский СПГ», который включает в себя:
Речь идёт об увеличении добычи газа с 1,7 млрд куб. м до 20+ млрд куб. м.
Если строить, то в Олёкминске…
Как известно, Якутия — самый северный и один из самых важных регионов присутствия компании «Транснефть – Восток». По южной части республики проходит почти полторы тысячи километров стратегического нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Какую значимость имеет этот факт с точки зрения возможности строительства на территории республики нефтеперерабатывающего завода?
Алла ГАБЫШЕВА, пресс-секретарь Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия):
– Да, для организации нефтеперерабатывающего производства необходим постоянный поток нефти.
В этой связи строить нефтеперерабатывающий завод необходимо либо на нефтяных месторождениях, либо у пункта отбора нефти из трубопроводной системы «ВСТО» в Олёкминске. Учитывая, что этот пункт отбора нефти является единственным в республике, и то, что возле него расположена водно-распределительная нефтебаза со всей необходимой технологической инфраструктурой, обеспечивающей приём, хранение и отпуск нефтепродуктов на речной и автомобильный транспорт, Олёкминск является наиболее привлекательным местом для строительства нефтеперерабатывающего завода.
Кстати: Сколько бензина можно купить на одну зарплату?
1969 год. Средняя зарплата советского гражданина составляла 115 рублей 60 копеек. При цене на бензин в 95 копеек за 10 литров на месячную зарплату можно было купить 1216 литров АИ-93.
Начало 70-х. Бензин подорожал на 5 копеек за 10 литров, однако зарплаты тоже подросли: в месяц можно было купить около 1320 литров.
1978 год. Бензин подорожал вдвое, за 10 литров 93-го просили уже 2 рубля. Так как цены устанавливало государство, на всех заправках они были одинаковыми. На одну зарплату можно было купить 822 литра.
1981 год. Бензин опять подорожал вдвое. За 10 литров 93-го брали уже по 4 рубля: на месячный заработок было возможно купить всего 445 литра бензина.
Январь 2021 года. Учитывая разницу в доходах населения по субъектам, больше всего бензина на среднемесячную зарплату может позволить себе житель Ямало-Ненецкого автономного округа, где зарплаты намного выше среднероссийских, – 2155 литров бензина. Якутия в рейтинге относительной доступности бензина для населения на 11 месте, наша цифра – 1213 литров.
Так как у современных авто и средний расход топлива гораздо меньше, чем, к примеру, у советских «Жигулей», то и проехать можно в разы большее расстояние.
По данным auto.rambler.ru и news.drom.ru
Ольга СУВОРОВА
This post was published on 14.03.2021 09:45
В центре Якутска снова начались археологические раскопки. И это неспроста. Территория долины Туймаада и её…
В пятницу, 6 июня, с 10:00 утра закроют для движения транспорта участок улицы Хабарова от…
Первые результаты ЕГЭ порадовали якутян. Пять выпускников сдали экзамены на высший балл. Глава республики Айсен…
Прокуратура Хангаласского района провела проверку законности выплаты компенсации и премии муниципальному служащему, покинувшему должность по…
В Якутии завершились проверки на соблюдение требований пожарной безопасности в населенных пунктах. В пяти районах…
В субботу 7 июня, в Доме дружбы народов имени А.Е. Кулаковского пройдет ежегодный съезд коллекционеров…