Будни транспортной полиции
Датой образования патрульно-постовой службы принято считать 2 сентября 1923 года. В этот день была издана «Инструкция постовому милиционеру», в которой изложены общие положения о постовой службе, права и обязанности её работников. Со дня издания инструкции начат отсчёт деятельности патрульно-постовой службы в качестве структурных подразделений органов внутренних дел.
Патрульно-постовая службы транспортной полиции Якутии образована 18 февраля 1994 года в день основания Северо-Восточного Управления внутренних дел на транспорте. Она является основным подразделением, отвечающим за охрану общественного порядка на всех объектах транспортного комплекса Якутии и Чукотского автономного округа.
Ежедневно на службу заступают десятки полицейских, готовых к самым непредсказуемым ситуациям. Основная нагрузка по обеспечению правопорядка и общественной безопасности ложится на плечи сотрудников патрульно-постовой службы.
С начала текущего года её сотрудниками составлено 835 протоколов об административных правонарушениях, по горячим следам раскрыто 10 преступлений.
Наиболее распространённое административное правонарушение, которое выявляют и пресекают сотрудники ППСП, — это употребление алкогольной продукции в запрещённых местах и появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. На втором месте по частоте совершения — мелкое хулиганство (нарушение общественного порядка и нецензурная брань). Также выявляются правонарушения и по другим статьям административного законодательства, например, неуплата административного штрафа в срок, нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака.
На переднем крае
Командир отдельного взвода патрульно-постовой службы полиции Северо-Восточного ЛУ МВД России на транспорте старший лейтенант полиции Станислав Пшенников не понаслышке знает, с чего начинается рабочий день сотрудника ППСП. Так как он сам в далёком 2007 году начинал службу рядовым патрульно-постовой службы транспортной полиции в столичном аэропорту. Ранним утром, прежде чем заступить на дежурство, полицейские получают оружие, свежие ориентировки. Для них проводится инструктаж, на котором зачитывается оперативная обстановка за прошедшие сутки и доводится до сведения оперативная информация из других регионов нашей страны.
– На транспорте замыкаются интересы многих ведомств. Здесь сосредоточена практически вся экономика России. В настоящее время сложно представить отрасль промышленности, которая бы не прибегала к услугам какого-либо вида транспорта — водного, воздушного или железнодорожного. Сотрудники патрульно-постовой службы полиции Северо-Восточного ЛУ МВД России на транспорте выявляют и раскрывают одну треть от регистрируемых на транспорте преступлений, – отмечает старший лейтенант полиции Станислав Пшенников.
Полицейские ППСП — первые, кто приходит на помощь людям, попавшим в беду. И это не только проверка документов, но и поддержание общественного порядка в аэропортах, железнодорожных вокзалах, речных и морских портах и создание атмосферы безопасности. Также они могут подсказать дорогу, помочь потерявшемуся ребёнку и многое другое.
ППСП выполняет самую сложную и черновую работу, они же и приезжают на большинство вызовов по телефону 02 (112).
На раскрытие – ограниченное время
Ежесуточно летом сотрудниками транспортной полиции досматривается до трёх тысяч пассажиров и порядка 50 воздушных судов, включая грузовые борта.
Патрулирование начинается со входа в аэропорт. Все входящие в здание граждане проходят через металлоискатель. Казалось бы, несложная процедура. Однако благодаря внимательности полицейских удаётся предотвращать кражи имущества.
Ежесуточно сотрудниками транспортной полиции сопровождается шесть пассажирских поездов, осуществляется конт-роль за грузовыми составами. В оперативном обслуживании Линейного управления находятся около тысячи километров железнодорожной линии от Якутска до границы с Амурской областью. В компетенцию полицейских входит охрана общественного порядка, а также конт-роль и выявление запрещённых к перевозке веществ: наркотиков, оружия, боеприпасов — и выявление поддельных документов у пассажиров.
Случаются попытки незаконного провоза драгметаллов. К примеру, были пресечены попытки провезти золото из Усть-Неры и Хандыги, хотя граждане проявляют завидную фантазию, пряча драгметалл то в каблуке ботинка, то в ручке, а однажды – в батарее ноутбука. Находить спрятанное полицейским помогает интроскоп (специальный рентген для багажа и ручной клади).
– По водным, железнодорожным и воздушным магистралям перемещаются огромные людские потоки и большие объёмы различных материальных ценностей, – рассказывает Станислав Пшенников. – При этом зачастую на раскрытие преступления даётся ограниченное количество времени, буквально до окончания регистрации на рейс. Если чуть замешкаешься, то вероятный преступник может улететь в другой регион России.
Транспортная полиция обеспечивает порядок и следит за безопасностью пассажиров и на территории речного вокзала северной столицы. Но этим спектр задач сотрудников Линейного управления не ограничивается.
– С приходом навигации мы выезжаем на реку Лена на патрулирование в части рейдовых мероприятий с ГИМС. Три стихии транспортной полиции – вода, воздух и земля. Поэтому мы не в одном направлении работаем, а сразу в нескольких. Зимой, конечно, река стоит, но осуществляем совместные рейдовые мероприятия с ГИБДД и ГИМС, контролируем, чтобы граждане на автомобилях незаконно не пересекали Лену, – рассказывает Станислав Пшенников.
К слову, браконьеры сегодня очень хорошо оснащены современной техникой, что вызывает сложности у транспортной полиции. И поймать их с поличным, когда они вытаскивают сети, становится сложнее. А один незаконно добытый осётр может обойтись браконьеру в 160 тысяч штрафа.
Сержант полиции Павел Калитин служит в транспортной полиции Якутии с 2017 года, и за это время ему уже не раз приходилось задерживать правонарушителей. По словам Калитина, много разных случаев бывает на несанкционированных пляжах:
– Бывают вызовы на пассажирские рейсы, поступает сообщение от экипажа о том, что пассажир в нетрезвом виде нарушает общественный порядок, и на берегу его уже будут ожидать сотрудники транспортной полиции.
Много воспоминаний за годы службы накопилось и у старшего сержанта полиции Евгения Хахалева. Он поведал об одном случае из практики:
– В ноябре 2017 года я сопровождал пассажирский паром. Шла очень плотная шуга, сейчас уже не выяснить, кто принял решение переплывать реку в такую погоду. Метров за 50 до берега паром зажало во льдах — ни вперёд, ни назад. Паром простоял так трое суток. Всё это время полицейскому приходилось успокаивать паникующих людей – на улице минус 15, горючее и продукты заканчиваются. Также пришлось оказывать помощь женщине, у которой случился эпилептический приступ, грозивший инсультом.
Старший сержант говорит, что нужно было сохранять самообладание и не поддаваться панике. Пассажиры с надеждой смотрели на представителя закона: если он тут, значит, всё завершится благополучно.
Евгений Хахалев с помощниками из команды парома и несколькими пассажирами три дня обеспечивали правопорядок. Благодаря слаженной работе все остались живы и здоровы. Главное, что вынес Евгений из этой ситуации: полицейский должен уметь всё и быть готовым к любой нештатной ситуации.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: