Бортпроводница Алла Ли о романтике своей профессии и крутых поворотах судьбы
Пошла в авиацию, чтобы летать к друзьям в центральные города, признаётся бортпроводница Алла Ли, которая в этом году отметит 20-летие работы в авиакомпании «Якутия». Но сразу после школы девушке казалось, что её призвание – педагогика. Как крутое пике жизни подарило ей любимую профессию, читайте в материале «Якутии».
Студенчество – прекрасная пора
Родилась Алла в Якутске, но всё детство и юность провела в Тулагино, где и сейчас живут родители. В школе она была отличницей, все предметы давались ей одинаково легко, но особенный трепет вызывал английский язык. К окончании школы она прекрасно говорила на русском, якутском языках, а также достаточно прилично владела английским.
После школы девушка решила поработать. Год она трудилась в должности помощника воспитателя в Тулагинском детском саду. Общаться с детишками ей очень нравилось, именно там она укрепилась в мысли, что будет учить детей.
– Я собиралась сдать документы на факультет иностранных языков Якутского госуниверситета. Но многие, наверное, помнят, что в те годы в Якутск приезжали приёмные комиссии центральных вузов и по линии Департамента профподготовки можно было, пройдя все вступительные экзамены, стать студентом центрального вуза.
Мы посовещались с мамой и решили, что, если есть шанс, надо попробовать свои силы. Так неожиданно для себя я стала студенткой Иркутского государственного педагогического института иностранных языков имени Хо Ши Мина, который в 1996 году преобразовался в Иркутский лингвистический университет.
Не зря говорят, что самая лучшая пора – студенческая. Вот и я вспоминаю те годы с особой любовью. Новые знания, знакомства, прекрасный старинный город, насыщенная студенческая жизнь. Бывали и бессонные ночи подготовки перед экзаменом, но я всегда была ответственной, так что не пропускала лекции, все проверочные, курсовые работы сдавала вовремя, – смеётся Алла Александровна.
На крыльях мечты
Пять студенческих лет пролетели незаметно. Всё в Иркутске стало родным – общежитие, лектории, улочки, магазинчики. Ну и самое главное: появились настоящие верные друзья, с которыми пришло время расставаться. – Вернулась в Якутск как сиротинушка, вот почему-то было именно такое ощущение. Так как я пять лет училась в другом городе, в профессиональном кругу здесь совсем не было знакомых, тем более друзей.
Начала свой трудовой путь в школе, где год отработала учителем английского языка. Профессия мне по-прежнему нравилась, но всё равно жила во мне какая-то червоточинка, не дававшая покоя.
Как-то раз однокурсница рассказала мне, что наша местная авиакомпания объявила конкурс на должность бортпроводников. Первая мысль была: буду летать в разные города и смогу встречаться со своими друзьями. Пожалуй, это была самая главная причина, чтобы на 180 градусов поменять жизнь, – вспоминает она.
Не откладывая дела в долгий ящик она сразу направилась в офис авиакомпании, где заполнила анкету и стала ждать вызова на собеседование. Причём нисколько не сомневалась, что её могут отсеять на этапе анкеты.
– На собеседовании попросили рассказать о себе. Залпом выдала: вам нужна именно я – интернациональное лицо, знающая два иностранных языка (в университете моим дополнительным языком был немецкий), трудолюбивая, стрессоустойчивая, в ближайшее время нет планов становиться мамой.
Некоторые, наверное, подумают, вот смелая, но на самом деле, смелости тогда было поменьше. Уж очень мне хотелось примерить новую профессию, да ещё и такую романтичную.
После собеседования успешно прошла взлётно-лётную экспертную комиссию (ВЛЭК). Затем надо было пройти учебную подготовку, сдать все квалификационные экзамены, полетать в качестве стажёра, и только потом можно стать бортпроводником, – рассказывает Алла Александровна.
Школа Новохатской
Вновь набранных кандидатов допускают к полётам не сразу. Свою профессиональную пригодность надо ещё доказать. Трёхмесячное обучение она прошла в Школе бортпроводников Новохатской.
– В этом году школе исполняется 27 лет. Бессменным руководителем, идеологом и его душой остаётся Вера Новохатская, человек легендарный. В прошлом Вера Александровна покоряла небо, будучи бортпроводницей, и не понаслышке знает все тонкости и нюансы работы в этой одной из самых романтичных профессий мира.
Уже тогда школа обладала прекрасной материально-технической базой, позволяющей проводить подготовку и обучение в соответствии с российскими и международными стандартами.
Обучение у нас проходило в тренажёрном комплексе, который включал всё необходимое для аварийно-спасательных процедур и полноразмерный макет отсеков пассажирских салонов воздушного судна.
Именно тогда я поняла, что работа бортпроводников – это немного больше, чем обслуживание пассажиров.
В первый раз
В первый раз в качестве пассажира Алла Ли летела в Иркутск на учёбу. А вот свой первый полёт в качестве бортпроводника она помнит плохо:
– Мой первый самостоятельный полёт в качестве бортпроводника был на самолете Ан-24. Почему помню плохо? Потому что всё прошло в штатном режиме.
– Не было чувства страха летать?
– Когда ты поднимаешься на борт, нужно сделать очень многое. И это не только разнести напитки и еду. Мы ведь поднимаемся на борт самолёта задолго до пассажиров, предполётная подготовка имеет много этапов. Во-первых, экипаж проходит медицинский контроль, только после допуска медиков начинаем готовиться. На борту необходимо проверить всё оборудование по чек-листу, чистоту салона, принять питание, инвентарь обслуживания, доложить о готовности старшему бортпроводнику.
Наша профессия универсальная. Нужно быть и психологом, и медиком, иногда даже воспитателем, чтобы полёт для пассажиров был комфортным. Ситуации в воздухе случаются разные, например, бывало и такое, что приходилось помогать принимать роды. Поэтому, как только заступаешь на смену, не до страха, нужно быть готовым ко всему, это и есть работа.
Главное – улыбка
Сегодня за её плечами 8 500 часов налёта. В начале трудовой деятельности ею были получены допуски работы на различных воздушных судах: Ан-24, Ту-154, Ан-140, Боинг-757. Сейчас эти борта уже не эксплуатируются «Якутией». С обновлением парка авиакомпании приходилось обучаться работе на Боинге-737 NG, Dash-8 Q-300 (Bombardier). Ну а стран, где она побывала и по работе, и как турист, не счесть.
– Я пришла работать в авиакомпанию «Якутские авиалинии», через год в результате слияния с НАК «СахаАвиа» была создана нынешняя авиакомпания «Якутия». Это сейчас мы летаем только по России и в страны ближнего зарубежья, а было время, когда рейсы выполнялись практически в любую точку мира. И для того, чтобы повысить качество обслуживания, нас отправляли на курсы за границу. Так, в 2010 году проходила обучение в Сеуле, в 2011 году в городе Хельсинки. У каждой школы подготовки бортпроводников свои акценты, так, например, в Южной Корее делали упор на улыбки сотрудников.
Было время, когда авиакомпания «Якутия» выполняла рейсы в Соединённые Штаты Америки, через Камчатку летали в город Анкоридж (Аляска). Ещё очень хорошо помню специальный рейс, который мы выполняли в Канаду. Везли губернатора Краснодарского края за олимпийским огнём для Игр в 2014 году, – рассказывает Алла.
Кстати, ей очень запомнилась поездка в Южную Корею, тогда впервые «Якутия» выполняла чартерные рейсы в Сеул. Буквально четыре часа полета –- и ты уже в другой стране. Так она познакомилась с культурой своей исторической родины.
– Вы летали и на международных рейсах, и по республике, и по стране. Есть различие между пассажирами таких рейсов?
– Все пассажиры, конечно, разные. Кому-то мешают дети в салоне, кто-то настаивает на том, чтобы его пересадили поближе к знакомым. Поэтому работа бортпроводников – это в первую очередь работа с людьми. В самых нестандартных моментах всегда вспоминаю уроки южнокорейских коллег.
Нас всегда учили, и этот урок я помню всю жизнь – работать нужно на совесть и подходить к исполнению своих обязанностей с полной ответственностью. Наши пассажиры – это чьи-то мамы, папы, дедушки, бабушки, сестры, поэтому ко всем относиться нужно как к близким, с уважением и вниманием.
Гарантия безопасности
Несмотря на то, что сегодня Алла Ли – бортпроводник-инструктор, она до сих пор охотно вылетает в рейсы. Вот так сразу обрубить все связи с небом было бы очень больно, считает она. Например, когда готовился этот материал, она сразу предупредила, чтобы мы её не теряли, так как в ближайшее время у неё запланирован рейс в Тикси.
– Большая часть моей работы проходит теперь в офисе. Мы проводим квалификационные проверки, обучение вновь набранных кандидатов в специально оборудованных учебных классах. Упор делается на аварийно-спасательной подготовке, ведь наш главный приоритет – безопасность полётов.
До автоматизма отрабатываются всевозможные аварийные ситуации: действия при экстренной посадке на воду, на сушу, выживание, сохранение тепла в воде, разгерметизация, даже тушатся настоящие пожары, так как во время полёта может произойти что угодно.
Задача бортпроводника – не растеряться и принять соответствующие меры, так как жизнь пассажиров нередко находится в его руках. Поэтому все действия по аварийно-спасательной подготовке отрабатываются до автоматизма, – рассказывает она.
В авиацию влюбляются с первого взгляда, считает Алла Ли. Профессиональное сообщество очень дружно. Поэтому отрадно, когда молодые люди проявляют интерес к профессии.
– В конце апреля этого года состоялся первый окружной конкурс «Служба бортпроводников» среди школ города Якутска. Отрадно было принять в нём участие в качестве эксперта и члена жюри. Городские школьники порадовали своими знаниями о нашей непростой профессии, достойно выполнили все задания. Очень волнительно было оценивать ребят, которые в будущем хотят связать свою жизнь с авиацией, – говорит Алла Александровна.
О том, как волновались участники конкурса, она знает не понаслышке, ведь в 2005 году сама участвовала в конкурсе «Королева пятого океана», где получила номинацию «Мисс очарование».
«Почему мы стоим?!»
Сегодня она с радостью «летит» домой, где её ждёт сынишка Данил, которому скоро исполнится четыре года.
– В сорок лет я пришла к осознанному материнству, сегодня сын – центр моей вселенной. Данил знает, что у меня очень ответственная работа. Как-то раз мы с бабушкой поехали втроём в Белокуриху. Мы уже летели некоторое время, когда Данил с самым серьёзным видом повернулся ко мне и сказал: «Мама, а почему мы стоим?!» Он думал, что его будет также трясти, как на якутских дорогах, поэтому к спокойному движению он никак не был готов, – смеётся Алла Александровна.
На вопрос «Хотели бы, чтобы и сын пошёл в авиацию?» Алла Ли, ни на секунду не задумываясь, ответила: «Хотела бы!» А потом тихо добавила: «Если сам этого захочет».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: