Более 4 млрд рублей задолжали якутяне и организации за коммунальные услуги
В последние годы серьёзной проблемой в республике стала задолженность граждан и организаций за коммунальные услуги, размер которой превышает 4 млрд рублей. В чем причины такого положения дел, чем чревато бездействие по оплате коммунальных услуг? Есть ли выход у граждан?
Каждый владелец жилого помещения имеет право на бесперебойное предоставление коммунальных услуг, за что он обязан ежемесячно вносить оплату (ст. 155 ЖК РФ). Если оплата вовремя не произведена, компания выставляет сумму задолженности и начинает начислять пени, таким образом штрафуя владельца квартиры за неуплату. При этом пеня будет начисляться за каждый день просрочки.
В чём причины возникновения долгов?
Причинами образования задолженности в первую очередь является низкий уровень платежной дисциплины всех групп абонентов, так как в большинстве случаев потребители руководствуются принципом «платить в последнюю очередь или не платить вообще». А вот отсутствие финансовых возможностей – в подавляющем меньшинстве.
В сознании потребителей бытует мнение, что коммунальные услуги – это некоммерческий продукт, и вне зависимости от оплаты организации должны их предоставлять. Либо потребители, которые считают, что раз управляющая организация не справляется со своими обязанностями (к примеру, не убирается придомовая территория), то и платить не нужно.
Причинами такого отношения является недостаточная информационно-разъяснительная работа с населением со стороны окружных администраций, ресурсоснабжающих и управляющих организаций.
Какие меры можно предпринять в отношении должника?
В случае возникновения задолженности первой мерой компании будет уведомление владельца квартиры с требованием погасить задолженность до определённого числа.
Если должник его проигнорирует, то неоплаченную коммунальную услугу (горячую воду, отопление, газ и т.д.) компания-поставщик может отключить быстро и бесплатно до полного погашения долга, а вот за их подключение придётся платить отдельно и какое-то время дожидаться возобновления услуги. Также эффективной мерой является размещение информации, содержащей номера квартир, имеющих задолженность.
Какие коммунальные услуги нельзя ограничивать?
Поставщик и управляющая организация не вправе приостановить подачу в многоквартирных домах отопления, холодной воды, а также перекрывать канализацию.
Так, например, второй кассационный суд общей юрисдикции признал самоуправством действия управдома, перекрывшего жильцам-должникам канализацию.
При этом необходимо понимать, что неоплата коммунальных услуг может неминуемо повлечь их объективное ограничение и приостановление.
Что делать, если нет возможности оплатить всю сумму сразу?
Для таких случаев предусмотрена возможность заключения с компанией-поставщиком услуги соглашения о рассрочке, что позволит выплачивать долг частями, избежать судебного разбирательства и начисление пеней.
А если потребитель всё же не смог погасить долги?
Как правило, за это время сумма долга вместе со штрафными надбавками набирает достаточные размеры, поэтому компания может обратиться в суд за взысканием долга, принудительное взыскание которого будет осуществляться судебными приставами.
Если наниматели социального жилья не вносили оплату за коммунальные услуги на протяжении шести месяцев, то они будут выселены из муниципальной квартиры. Однако принять такое решение может только суд, которым будут приняты во внимание причины возникновения задолженности, и при признании их уважительными суд предоставит определённый срок для её погашения.
Если же судом будет принято решение о выселении должников, то взамен муниципалитетом предоставляется жилье меньшей площади (не менее 6 квадратных метров на каждого члена семьи).
Что, если люди платят, а УК не перечисляет средства поставщикам?
По существующим правилам, создать управляющую организацию очень просто, профессионального опыта не требуется, а значительные финансовые средства в виде платежей граждан за коммунальные услуги не всегда расходуются целенаправленно и добросовестно.
Всего на территории города Якутска и посёлка Жатай свыше 120 управляющих организаций, из них задолженность имеют более 80 на общую сумму около 200 млн руб. За 2020 год по инициативе прокуратуры города руководители таких организаций привлечены в двух случаях к уголовной ответственности и в 11 случаях – к административной.
При этом население всегда вправе заменить управляющую организацию или способ управления домом на ТСЖ, информирование о замене действующей организации поспособствует её надлежащей работе.
До настоящего времени население не имеет возможности убедиться в наличии или отсутствии задолженности у выбранной ими управляющей организации перед компанией-поставщиком ресурсов, информация об этом в открытом доступе отсутствует, за исключением Якутскэнерго.
Роль прокуратуры в погашении задолженности за ЖКУ
Прокуратурой города Якутска из года в год выявляется всё больше нарушений, в первую очередь, из-за неоказания или некачественного оказания услуг населению, ненадлежащего выполнения органами местного самоуправления возложенных полномочий, а также проводится просветительская работа.
Мерами прокурорского реагирования ведомство добивается от поставщиков коммунальных услуг активизации информационно-разъяснительной и претензионной работы с населением и организациями по взысканию задолженности, на постоянной основе проводятся проверки судебных приставов по исполнению таких судебных решений.
Основным источником информирования о допускаемых нарушениях являются небезразличные и ответственные жители, которые не ограничиваются молчаливым возмущением от имеющихся проблем, а сообщают о них всеми возможными способами, так как переживают за будущее родного города.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: