Биопрепарат якутских ученых позволит в кратчайшие сроки ликвидировать последствия аварии в Среднеколымском улусе

Биопрепарат якутских ученых позволит в кратчайшие сроки ликвидировать последствия аварии в Среднеколымском улусе

08:47
23 июня 2020
Читайте нас

Институт проблем нефти и газа СО РАН ФИЦ «Якутский научный центр СО РАН» готов оказать помощь в экологическом сопровождении восстановительных мероприятий на территориях, загрязненных аварийным разливом топлива, произошедшем в ночь на 22 июня в селе Аргахтах Среднеколымского улуса. Как известно, утечка топлива произошла из емкости дизельной электростанции дочернего общества ПАО «Якутскэнерго» — АО «Сахаэнерго». В окружающую среду, по предварительным данным, попало около пяти тонн топлива.

«В данной ситуации, когда на аварийном участке проводятся мероприятия по устранению разлива топлива, необходимо помнить, что в условиях криолитозоны не желательно выжигать нефтепродукты, засыпать неочищенные земли песком или снимать верхний плодородный почвенный слой. Снятие верхнего слоя земли может привести к термокарстовой оттайке мерзлотных почв с образованием воронок или провалов, к развитию термоэрозии, что чревато еще большим ущербом почвенной экосистеме. А засыпание нефтепродуктов песком приведет к расширению зоны загрязнения, так как в ходе оттайки грунта, дизельное топливо вместе с песком будет распространяться в горизонтальном направлении, загрязняя близлежащие чистые участки и подземные воды.

Сейчас необходимо как можно быстрее собрать нефтепродукты с поверхности почвы сорбентами, после чего провести доочистку, используя биопрепарат, очищающий почву от нефтяных загрязнений» — сообщает кандидат биологических наук, научный сотрудник ИПНГ СО РАН ФИЦ «ЯНЦ СО РАН» Лариса Ерофеевская.

Такой многофункциональный биопрепарат — одна из разработок микробиологов Института проблем нефти и газа СО РАН. Микроорганизмы, входящие в состав биопрепарата, «поедают» нефтяные углеводороды, превращая токсичные нефтепродукты в воду, углекислый газ и безопасные биоразлагаемые вещества. Отметим, что в Институте имеется обширная коллекция микроорганизмов-деструкторов нефти и нефтепродуктов, а также разработана научно-обоснованная методология мониторинга объектов нефтегазового комплекса, накоплен большой опыт по выявлению нефтезагрязнений и проведению восстановительных мероприятий с использованием биопрепаратов собственного производства. Их эффективность была апробирована на различных объектах нефтегазового комплекса Якутии: АО «Саханефтегазсбыт» ООО «Транснефть-Восток», ФКП «Аэропорты Севера», ГУ «Служба спасения Республики Саха (Якутия)», ГУП ЖКХ РС (Я).

Разработки Института в области защиты окружающей среды запатентованы и отмечены высокими наградами на российских и международных тематических выставках.

«Подобные работы по биологической рекультивации загрязненных земель были выполнены нами в приарктической зоне республики в Момском улусе, где произошел разлив арктического дизельного топлива. Внесение в нефтезагрязненные мерзлотные почвы жидкой суспензии биопрепарата, предварительно выделенного из этой же почвы, обеспечило в зависимости от типа почвы 36-54% степень очистки. А применение тех же микроорганизмов, иммобилизованных на сорбенты, обеспечило от 71 до 99% биодеградации нефти за одно северное лето. При этом на контрольном участке, где не проводилась обработка почв биопрепаратами, почва очистилась лишь от 8 до 23%», — подчеркивает Лариса Анатольевна.

Дизельное топливо в разы токсичнее сырой нефти. На заводах дизтопливо производится из сырой нефти путем перегонки, с выходом керосиново-газойлевых фракций с примесями углеводородов сложного строения, серы, азота, кислорода и других элементов, которые ядовиты в больших дозах. Самостоятельное восстановление загрязненных нефтепродуктами почв в северных условиях происходит за 25-50 лет, а иногда и дольше. Использование биотехнологий позволяет значительно сократить эти сроки: восстановление нарушенных экосистем происходит при этом всего за 3-5 лет.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
29 марта
  • -11°
  • Ощущается: -18°Влажность: 40% Скорость ветра: 6 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: