Без стресса и слез: психолог рассказала, как адаптировать ребенка к школе

Без стресса и слез: психолог рассказала, как адаптировать ребенка к школе

13:05
07 сентября 2024
Фото: ЯСИА
Читайте нас

В этом году тысячи мальчишек и девчонок впервые переступили порог школы. Как первоклассникам пройти самый сложный адаптационный период учебы в школе, мы поговорили с опытным психологом, заведующей диагностико-коррекционным отделом Якутского республиканского психологического центра Леной Авелевой.

Новый этап жизни

– Лена Владимировна, как родителям подготовить ребенка к школе? Что нужно, чтобы школьная адаптация первоклассника прошла безболезненно?

– Прежде всего надо понимать, что для ребенка наступил новый этап жизни. Если раньше он ходил в детский сад, то теперь стал школьником-первоклассником. И это волнительный момент не только для ребенка, но и для его родителей. Некоторые мамы и папы специально берут отпуск, водят ребенка в школу, помогают адаптироваться к новой среде. На самом деле подготовка к школе начинается гораздо раньше, еще в дошкольном учреждении в подготовительной группе, где ребенок не только осваивает какие- то знания, но и получает первые представления о школе.

Самая главная задача родителей – не нагнетать обстановку, а научиться справляться в первую очередь с собственной тревогой. Потому что их настроение, тревоги, страхи напрямую передаются детям. Родителям не надо настраивать ребенка в негативном ключе, нельзя запугивать школой, наоборот, надо приободрить и вселить уверенность, что все будет хорошо. Ребенок всегда должен чувствовать поддержку со стороны родителей.

Чтобы помочь ребенку быстрее адаптироваться к школе, надо, во-первых, придерживаться режима дня. Потому что, если раньше в детском саду был тихий час и ребенок мог поспать, то в школе уже такого нет. Поэтому нужно, чтобы первоклассник обязательно высыпался. Если он будет в разное время ложиться спать, у него нарушится режим дня, тогда он будет чувствовать себя весь день разбитым и уставшим, отсюда могут быть рассеянность, невнимательность на уроках.

На первых порах пребывания в школе ребенок знакомится с учебными правилами. Например, дома родители могут поиграть с сыном или дочкой в игру про школу. Скажем, усадить любимые мягкие игрушки ребенка и вести для них урок, по ходу повторяя с сыном или дочкой правила поведения в школе. Все-таки для детей более понятный язык – это язык игры.

Важно следить за питанием ребенка, уметь чередовать периоды отдыха и занятий: не грузить ребенка сразу после его возвращения со школы, дать возможность отдохнуть и только потом приступить к выполнению домашнего задания. Обязательно надо выделить время и для прогулок.

Также не рекомендуется записывать первоклассника в какие- либо кружки. Во время адаптации к учебной деятельности не стоит перегружать ребенка различными кружками, спортивными секциями, у него может быть истощение нервной системы. Можно записать только на один кружок и  излишне не переживать из-за этого.

Не готов к школе…

– Не секрет, что не все дети созревают для того, чтобы пойти в школу. Но родители все равно записывают их…

– В подготовительной группе детского сада ребята проходят тестирование по психологической готовности к школе, которое проводят психологи. И они могут рекомендовать родителям оставить еще на год ребенка в детском саду ввиду незрелости. Практика показывает, что такие дети на следующий год идут в школу и успешно учатся. Самое главное – не перегружать ребенка. Плохо, когда родители настаивают, а ребенок не готов к школе, но он идет, и ему приходится перебарывать себя. Как правило, такие дети часто отвлекаются, они продолжают играть, приносят с собой игрушки, отстают в учебе, плохо усваивают материал, поэтому здесь родителям надо поработать совместно с учителем. В целом задача родителей в том, чтобы мотивировать детей на учебу и научить их добывать знания.

Также есть дети с гиперактивностью: они не могут усидеть на месте, им трудно сосредоточиться, внимания им хватает только на первые 10 минут урока, потом уже они начинают отвлекаться. Поэтому таким детям нужен индивидуальный подход. Такие дети должны сидеть не далее первых трех парт. Важно, чтобы у них был зрительный контакт с учителем. Если такого непоседу посадить за последнюю парту, он просто выпадет из учебного процесса и со временем будет чувствовать себя лишним, и его гиперактивность еще больше усилится. Таким детям нужно давать другое задание, т.е. требования должны быть не такие, как ко всем детям. Опытные учителя находят с ними общий язык и умеют взаимодействовать с такими детьми.

Как найти друга

– А как ребенку найти друзей в классе, где он никого не знает?

– С первых дней учебы создать теплую, дружескую атмосферу в классе, чтобы дети могли лучше узнать друг друга, подружиться, не оставлять без внимания ни одного ребенка – это задача учителя. Учитель может мотивировать детей, разговаривать с ними, поощрять, когда дети проявляют доброту, внимание, заботу, когда они помогают друг другу. Важна та атмосфера, которая создается в классе. Для этого хорошо проводить различные внеклассные, интересные мероприятия, которые очень помогают в сплочении класса. В целом сами родители совместно с учителем могут создать эту теплую атмосферу в классе, благодаря которой ребята подружатся друг с другом.

Разговаривайте с детьми

– Школа – это обязательное общение со сверстниками. И, конечно, бывает, что возникают конфликты или ребенка обижают сверстники. Как поступать ему в таком случае – дать сдачи, сказать учителю или пожаловаться родителям?

– Главное – не умалчивать о возникшей проблеме. Родителям надо говорить ребенку о том, чтобы он не молчал, если возник конфликт, а сразу обращался к учителю. Потому что за все, что происходит в классе, в школе, ответственность несет прежде всего учитель, и он должен урегулировать конфликт. Если такие моменты происходят систематически, возьмем, к примеру, буллинг, то, конечно, родители должны быть на стороне своего ребенка, не оставлять его без внимания. Защищать ребенка нужно обязательно. Потому что мы, психологи, знаем, что самой большой обидой у людей бывает обида на мать или отца, когда они в детстве не заступились за них, не интересовались их учебой в школе, уделяли мало внимания. Поэтому ребенок должен чувствовать опору, защиту со стороны родителей: они должны идти в школу и поставить в известность администрацию школы, в первую очередь учителя, завучей о произошедшем конфликте. И администрация школы должна разобраться в этой ситуации.

В случае, если первоклассник сам стал инициатором буллинга, необходимо корректировать в первую очередь поведение родителей. Не паникуйте, не спешите наказывать, обращайтесь за консультацией к специалисту – это важно.

То есть такие конфликтные ситуации нельзя пускать на самотек, потому что ребенок в случае буллинга может вообще замкнуться и отказываться ходить в школу. Родителям нужно всегда находить время для разговоров с детьми, интересоваться их делами, учебой, успехами.

– Что вы пожелаете родителям нынешних первоклашек?

–  Родителям в первую очередь пожелаю терпения, не надо бояться школы, нужно просто быть рядом со своим ребенком, понимать его, заниматься с ним, но не забывать и о себе. Так как, если мы все свое время отдаем детям и не находим времени для себя, это вызывает только раздражение и нервозность. Уделяйте время и для себя, любимых, и тогда вы будете транслировать  хорошие, светлые, жизнеутверждающие эмоции  своим детям. И надо понимать, что ваш ребенок – это отдельная личность, надо уважать его, считаться с его мнением, помогать развивать таланты и, конечно, принимать его таким, какой он есть.

Если родителям необходима консультация, они могут обратиться в наш центр по адресу: г. Якутск, ул. Курашова, 36. Записаться и узнать контакты филиалов можно по телефону: 8(4112)31-91-09, круглосуточный анонимный телефон доверия: 8-800-100-35-50 или через 122, специализированный федеральный телефон доверия для детей, подростков и родителей: 8-800-2000-122.

+1
6
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
23 ноября
  • -23°
  • Ощущается: -30°Влажность: 77% Скорость ветра: 3 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: