Берестяная дверь, бисерные портреты и 100 оберегов. В Усть-Алданском районе презентовали выставку

Берестяная дверь, бисерные портреты и 100 оберегов. В Усть-Алданском районе презентовали выставку

Читайте нас

В выставке мастеров Усть-Алданского улуса, проведенной в рамках культурных мероприятий, приуроченных к проведению VIII-х Спортивных игр народов Якутии, приняли участие 100 человек. Выставку готовило объединение «Мындыр», которым руководит  начальник Управления культуры Иннокентий Аммосов.

– Наше объединение работает с 2013-го года, – рассказала мастерица Мария Петрова, член Союза художников России, народный мастер РС(Я). – По каждому виду, будь то береста или конский волос и так далее, есть свои объединения. Мы представили публике эталонные работы наших самых именитых мастеров.

К 100-летию ЯАССР

К 100-летию республики и к Играм в Борогонцах объединение организовало акцию: изготовило 100 дэйбииров, 100 метров ситии, 30 метров саламы, сшили 100 олбохов. Кузнец Илларион Попов изготовил нож богатыря Маягатту.

Акция началась ещё весной – тогда изготовили 100 оберегов к 100-летию ЯАССР. Была объявлена акция – организовать шествие в 100 национальных пальто. Создавали пальто по эскизам образов олонхо. Мастер Иван Окоёмов шил эти пальто с 2018-го года, а мастер Яна Ядреева изготовила более 40 пальто.

– Готовились мы несколько лет, все были настроены очень патриотично, – говорит Мария Петрова, член Союза художников России, народный мастер РС(Я). – В этом году, объявленном Годом наследия, на ысыахе УлууДэлбиргэ мы сшили по старинной технологии салама. Есть у нас такое движение – восстанавливать старинные вещи. Чтобы сделать это, нужно изучить каждое изделие, для чего оно предназначалось.

Восстановление старинного

Саргылана Константинова сшила старинную салама для проведения обряда алгыс. Человека, который занимается этим, нужно тщательно выбирать, говорит мастер, это должен быть очень чистый, добрый человек, потому что салама предназначена для проведения обряда очищения, и, конечно, мастер тоже должен быть очень хорошим человеком. Мастерица участвовала с этой работой на Ысыахе олонхо, где очень удивила всех мастерством изготовления. Многие ведь не знают, что такие вещи были в ходу в старину.

Людмила Данилова свила веревку для жеребёнка по образцу, который хранится в музее имени Емельяна Ярославского и изготовлена в 19-м веке.

Портреты из бисера

На выставке обращают на себя внимание работы из бисера – портреты женщины и мужчины в полный рост.

– Эту работу я выполнила в 2002-м году, вышила бисером картину «Красавица», – рассказывает мастер Прасковья Крылова. – Я изобразила себя, это мой портрет. А название такое потому, что это прообраз литературного героя Ойунского. Её образ мне очень близок. И меня по этой картине все мастера так и называют «Красивая девушка». Эскиз я не делаю, сразу вышиваю. Спустя несколько лет вышила портрет мужа. Всего же над этой картиной я работала 7 лет. Бисера на эту картину потрачено около 8 килограммов, использовано около 60 разных цветов. Издалека кажется, что цвет, допустим, красный, одного оттенка. Если же приглядеться, то можно увидеть, что оттенков у красного здесь девять. Муж мой из Маягаса, из аласа Мюрю. Это собирательный образ парня, который родился и живет в аласе.

Также Прасковья Крылова изготовила из бисера мужской пояс. Приняли участие в изготовлении пояса три народных мастера. Герб изготовил народный мастер Прокопий Колодезников, нож – Анатолий Ховров и сама Прасковья Крылова.

– Бисером я вышиваю давно, ещё мать моя занималась этим, – поделилась Прасковья Степановна. – После неё осталось много бисера, и я задумывалась над тем, чтобы вышить Туйаарыму Куо. Потом решила сделать свой образ. Работ у меня немного. Да и в этой работе приходилось делать перерывы: делали операцию на сердце, инсульт был у меня, но бросать работу нельзя, нужно довести её до конца. Училась я бисеру ещё в школе, на уроках домоводства у Матрёны Григорьевны Сивцевой.

Комнатка невесты

Другая интересная работа – берестяная стенка с дверью. Это работа мастера Екатерины Колодезниковой. Она работала над ней полтора года. Эта работа называется «Хаппахча», то есть комната невесты. Такой красивой перегородкой и дверью загораживали в зажиточном доме комнату невесты и жениха в первую брачную ночь. Дверь отодвигается – и в неё мать или отец подают утром еду молодым: печень и сердце ритуальной кобылицы. В углу стоит большая посудина из бересты, своего рода сундук, сюда невеста кладёт весь свой наряд, свои украшения.

Екатерина Колодезникова давно мечтала выполнить такую сложную работу. Трудились над ней вся группа «Удьуор Утум», старший брат и сестры Екатерины. К примеру, брат работал мастером по дереву, остальные корпели над берестой. Блестящие колокольчики изготовил сын.

– Все берестянщики знают, что такой работы больше нигде нет, это эксклюзивная работа большого мастера, – говорит Мария Петрова. – Ныне таких мастеров, как Екатерина Колодезникова, нет. К сожалению, во время пандемии она покинула наш мир… Но работы большого мастера никогда не канут в лету.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Поделись новостью:
26 апреля
  • -7°
  • Ощущается: -13°Влажность: 58% Скорость ветра: 4 м/с

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: