Белогвардейская экспедиция в Арктику
Об этой экспедиции шептались, что ее исследователи преследовали некие стратегические военные цели, однако настоящий патриот России Федор Матисен все свои силы отдал планам развивать промышленность Сибири и Арктики.
Сокурсник Колчака
Федор Андреевич Матисен родился в 1872 году в Петербурге. Окончил Морской кадетский корпус. Вся жизнь Матисена была связана с морем и Севером. Так, Фёдор Андреевич ходил в полярные экспедиции пять раз, в том числе на Шпицберген. Вместе с Матисеном работал и его сокурсник Александр Колчак, который был гидрологом на яхте «Заря».
В русской полярной экспедиции под руководством барона Эдуарда Толля 1900 — 1902 годов Матисен был капитаном яхты «Заря», а после ухода барона с судна на поиски Земли Санникова — фактически стал руководителем экспедиции.
Во время русско-японской войны 1904 — 1905 годов Фёдор Андреевич был старшим штурманом на крейсере «Жемчуг», честно служил Родине.
После Октябрьской революции российский флот фактически перестал существовать, и многие морские офицеры покинули Родину. Опытный, начитанный и образованный — знал два языка — Матисен не пошёл ни с красными, ни с белыми.
Экспедиция в Арктику
Уже 18 ноября 1918 г. в Омске было создано Омское правительство адмирала Колчака. В самый разгар Гражданской войны Федор Матисен во Владивостоке получает телеграмму от морского министра из Омска.
Во всех материалах об экспедиции 1919 года рассказывается о том, что Матисен был направлен молодой Советской властью для участия в первой советской гидрографической экспедиции Восточно-Сибирского района Северного Ледовитого океана. В действительности цель экспедиции поставил «кровавый адмирал» Колчак, которому в то время принадлежала власть в Сибири.
На срочно проведенном заседании в Иркутске, куда прибыл Матисен, присутствовали заинтересованные в предприятии персоны: директор Средне-Сибирского института исследования Сибири Шостакович, профессор Иркутского университета Миронов, зам. начальника Ленско-Байкальского округа путей сообщения инженер Колпаков, главноуправляющий приисками Ленского золотопромышленного товарищества инженер Малоземов, представитель съезда золотопромышленников Горячев и представители пароходства по реке Лене Лури и Глотов.
«После оглашения телеграмм, полученных директором института Шостаковичем, из Омска о моем назначении и об ассигновании необходимых для экспедиции сумм инженер Малоземов сообщил, что он в самом непродолжительном времени уезжает по поручению Товарищества в Америку для заключения контрактов с американскими фирмами на доставку на пароходах северным путем через р. Лену машин и грузов в навигацию 1920 года, к какому времени было бы очень желательно произвести работы по промеру и обстановке устья р. Лены для обеспечения стоянки пароходов, выгрузке их и ввоза грузов в р. Лену», — писал Ф. Матисен.
Порт в устье Лены
Матисен добрался до Якутска, снарядил судно и двинулся на Север. Уже приближалась зима, поэтому исследования устья Лены заняли всего одну неделю.
Верховный правитель, известный в научных кругах после экспедиции Толля как «Колчак Полярный», давно вынашивал мысль о создании морского порта в устье великой Лены.
Торговля с Америкой и Китаем, по мнению Колчака, с использованием большого морского порта в Якутии должна была оживить экономику Сибири, сделать оживленными и богатыми огромные малонаселенные земли.
По возвращении 6 декабря 1919 г. Матисен сделал отчёт об экспедиции в Иркутске на общем собрании членов Географического общества. Он оставил свой доклад, все результаты исследований, расчёты, карты, таблицы в правлении общества. Доклад Матисена был напечатан уже в 1921 году.
Именно трудами Матисена заложено основание северного порта Тикси в устье Лены, проведены замеры глубин, разработаны схемы расстановки буёв, створов, бакенов.
Именно Федор Андреевич своими исследованиями убедил гидрографов, что лучшей стоянкой для морских судов является бухта Тикси, а наиболее многоводной и судоходной протокой для выхода в море надо считать Быковскую протоку.
В последующих восьми пунктах начальник экспедиции доказывает, что морским пароходам не нужно входить в реку, а товарообмен производить в бухте Тикси:
«Необходимо организовать теперь же добычу каменного угля в бассейне реки Лены и перейти речному флоту на этот род топлива; устроить большой склад каменного угля в Тикси для снабжения топливом приходящих с моря пароходов на обратный путь; увеличить добычу угля для экспорта его взамен привезенных с моря грузов».
Далее в отчете Матисен утверждает, что материалы, собранные разными экспедициями, «дают достаточно сведений для того, чтобы немедленно приступить к осуществлению товарообмена восточным северо-морским путем, с полной вероятностью успеха».
Ходили слухи о неких стратегических военных целях, которые преследовал офицер и сподвижник Колчака в устье Лены в разгар интервенции. Однако настоящий патриот России все свои силы отдал планам наиболее прогрессивных людей — развивать промышленность Сибири, торговать с соседями (в том числе с Америкой), добывать уголь на Лене.
Опять в Арктику
В 1920 году, сразу после восстановления Советской власти в Восточной Сибири, Матисену было поручено возглавить предприятие для гидрографического обследования устья Лены — Первую Советскую арктическую экспедицию.
В самое трудное время, всего за 25 дней, удалось организовать экспедицию, снабдив ее необходимым продовольствием, снаряжением и научным оборудованием.
7 мая 1920 года выехала первая партия.
Из Качуга на карбасе экспедиция начала сплавляться по Лене. Большую помощь в оснащении экспедиции оказали председатель Якутского ревкома Максим Аммосов и заведующий областной чертежной Соболев. Заведующий эксплуатацией водного транспорта Адалев помог получить моторный катер, официальное уведомление о выделении в Якутске парохода «Лена», баржи «Внучка» и 30 пудов бензина. На три другие баржи — «Белку», «Ольгу» и «Надежную», на которых шли рыбаки на промысел в низовья Лены, погрузили вельбот с «Зари» и 16 быков с сеном.
16 июня пароход «Лена» потянул весь караван из барж на север. В течение месяца исследователи работали в устье Лены.
В отчете Николая Евгенова «Материалы экспедиций к устьям рек Лены и Оленёка», изданном восемь лет спустя, об итогах экспедиции сказано: «Пройдено: береговой линии — инструментальной съемкой 213 верст, маршрутной — 70 верст. Величина промера шлюпочного и судового — 780 верст, измерено свыше 7000 глубин. Кроме того, пройдено рекогносцировочной съемкой, промером около 120-130 верст по Трофимовской протоке и около 100 верст по Оленёкской. Построено свыше 60 различного рода знаков и столбов, включая сюда триангуляционные знаки для промера, створы и перевальные столбы ограждения».
Матисену принадлежит первая подробная карта этих мест.
Дальнейшие планы Федора Матисена, который семь раз за свою жизнь проделал путь в Тикси и обратно, оборвались 23 декабря 1921 года.
Федор Андреевич заболел сыпным тифом и скончался в Иркутском военном госпитале. Газета «Власть труда» писала в некрологе: «Смерть унесла его ещё полным сил, энергии и стремлений осуществления заветной мысли – организации Северного морского пути».
Александр Гуков, доктор биологических наук, Булунское отделение РГО в РС(Я).
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: