В основном здании на Кирова, 9, Национального художественного музея РС(Я) открылась выставка «Автограф души», посвященная 95-летию Олега Ковалевского – художника из плеяды тех, которые, по словам куратора выставки, главного научного сотрудника НХМ РС(Я) Галины Неустроевой, «вывели якутскую графику на всесоюзный и международный уровень, сделали ее якутской графической школой».
— В начале 1960-х годов приехали художники, окончившие художественные вузы в Москве и Ленинграде: Элляй Сивцев, Афанасий Мунхалов, Валериан Васильев, Филипп Макаров, Лаврентий Неофитов и другие. В их коллектив очень быстро влились Владимир Карамзин, Олег Ковалевский, и они дружно и мощно стали работать вместе. Дружба была и творческая, и человеческая, они учились друг у друга, я это хорошо помню, — вспоминает Галина Гаврильевна.
Хотя, как отметила заслуженный деятель искусств РФ Зинаида Иванова-Унарова, в свое время педагоги Ковалевского видели его, потомка ссыльного польского повстанца, живописцем — из-за его прекрасного чувства цвета, но его, можно сказать, обратил в свою веру график Элляй Сивцев – как и многих других начинавших тогда живописцев.
Однако было у него коренное отличие:
— Все наши графики родом из сельской местности, а Олег Михеевич – горожанин, и поэтому он урбанист, находящий красоту даже в производственных делах, — подчеркнула Зинаида Ивановна, а Галина Гаврильевна продолжила:
— Многие художники работали в жанре пейзажа, но самым стабильным в этом отношении, к тому же любившим разные его виды – и архитектурный, и городской, и речной, и индустриальный – был он. Грамотно, профессионально и в то же время с теплотой представлять производственную, промышленную тему – тут он был один. То есть другие делали, но делали и шли дальше, а для него тема индустриального освоения Якутии — Вилюй, Мирный, малый БАМ, речные порты – была постоянной, это был постоянный мотив в его творчестве.
Все, кто его знал, вспоминают: как начиналось лето, он отправлялся в сплавы по Лене – и работал, и охотился, и рыбачил – все сразу. Поэтому у него очень много работ, посвященных нашей великой реке, притом они очень разные: первые его работы выполнены в «суровом» стиле, следующие – к примеру, серия «Река Лена», выполненная в технике офорта – очень красивые и романтические. Есть несколько серий цветных линогравюр, и художники говорят: «Некоторые работы у него совсем как у Хокусая».
А зрители после этой выставки пишут отзывы, что идут домой с теплым светлым чувством любви к своему отчему краю.
В фондах нашего музея 140 с лишним работ Олега Ковалевского, а на этой выставке представлено около 80-ти, в том числе из коллекции семьи.
Выставка ретроспективная, то есть мы показываем самые первые его работы и самые последние. Показываем даже офортные доски, которые семья преподнесла в дар музею: кухню художника показывают редко, но мы решили, что это можно и нужно.
Выставка будет работать до 29 октября.
This post was published on 01.10.2023 14:43