Автобусная реформа в Якутске: первые выводы
Прошло дней десять, как в Якутске стартовал первый этап изменения схем движения маршрутных автобусов. Каждая из сторон, кого коснулась эта масштабная реформа – пассажиры, водители, мэрия, начала делать для себя первые выводы. Мы собрали для наших читателей их мнения.
Дело не в количестве, а в качестве
За официальными данными мы обратились к руководителю Городской дорожно-транспортной службы Якутска Эдуарду Садовникову:
– Первые определенные цифры мы получим где-то к 5 декабря. Тогда и узнаем, как у нас распределился пассажиропоток на том или ином маршруте, есть ли просадки, сколько стал зарабатывать тот или иной маршрут и т.д.
А сейчас можем только наблюдать за временем и исполнением графика движения автобусов, которое на сегодняшний день составляет выше 90 процентов. Такого высокого показателя не было со времен ковида. Недели четыре назад фиксировали 80%, но 90% у частных перевозчиков не было никогда.
Поэтому мы считаем, что система лотов из трех маршрутов под руководством одного директора работает. Допустим, если раньше машина выходила из строя, заменить ее было некем. В результате чего весь день у какого-то определенного маршрута, где сошел один или несколько автобусов, были большие разрывы. Машины не могли сдвинуться на другой маршрут.
Сейчас они уже могут перераспределиться. И в этом плюс. В целом картина пока по итогам рабочей недели неплохая. Интервалы, в принципе, нас удовлетворяют, но есть вопросы по заполняемости. Дело здесь не в количестве автобусов, а в их качестве.
Дело в том, что большая часть подвижного состава – это старые «ПАЗики». Новых автобусов всего лишь 124. В утренние и вечерние часы пик мы максимально выпускаем именно вместительные, новые автобусы. Если на маршруте их, допустим, четыре единицы, чередуем: первый рейс – новый автобус, второй – «ПАЗик», третий – новый, четвертый – «ПАЗик».
В следующем году собираемся обновить еще 74 автобуса. В течение трех лет планируем полностью обновить автопарк – будут только новые, красные автобусы.
Утеплились
Как признался наш собеседник, прошлой зимой бывали дни, когда с линий сходили аж до 90 (!) единиц техники. И это при том, что всего на городские маршруты в день выходят около 300 автобусов. Т.е. почти треть автопарка выходила из строя.
Причина этого, по словам Садовникова, во-первых, в старой технике – не могут уже «ПАЗики» нормально работать в сильные морозы. А во-вторых, – в неопытности неместных водителей, которые не знают, как правильно утеплить технику и подготовить ее к якутской зиме.
– Помните, какая проблема была? Наступают холода – машины выходят из строя из-за того, что лопаются тормозные шланги. В этом же году мы за два месяца до холодов начали работать с перевозчиками, разговаривать с каждым предпринимателем. Закупили дополнительные шланги, которые в прошлом году были в дефиците. Теперь у них уже есть запас.
Также до холодов мы анонсировали, как утеплять автобусы. Потому что некоторые собственники автобусов из ближнего зарубежья не утепляли или плохо утепляли технику. Сейчас же мы подготовились, всех научили и, главное, проконтролировали. Я ездил по базам, смотрел, как они утепляют машины, какие материалы используют. Конечно, случаи схода с линии есть, но их уже не так много.
Про жалобы
По данным Дорожно-транспортной службы, за первую постреформенную неделю поступило 851 обращение. В основном, вопросы связаны со схемой движения. Были и жалобы.
– Есть некая паника, что будет плохо, что будет не так. Да, есть проблемы. У некоторых людей появилась пересадка, стало неудобно. Но мы смотрели именно не локальные остановки, а пытались решить в целом вопрос транспортной системы всего города.
Если, допустим, где-то добавляем, то становится хуже в другом районе города. Этой модернизацией мы попытались распределить все справедливо, чтобы у всех были стабильный маршрут и транспортная доступность, – объясняет Эдуард Садовников.
_____________________________________________________________
«Пока сложно судить»
Директор некоммерческой организации «Союз автоперевозчиков города Якутска» Андрей Косицкий пока не спешит делиться своими умозаключениями и ждет, когда банки предоставят отчеты.
– Сейчас еще рано и сложно делать какие-то выводы. Должен пройти хотя бы месяц. От водителей есть как положительные, так и отрицательные отзывы. Водитель-то, в принципе, наемный работник, ему куда сказали ехать – он туда и едет. Вот новый 12-й маршрут поехал, туда пришли ребята с 25-го и 15-го.
Про заработок пока рано говорить, так как часть пассажиров еще плохо осведомлена и не знает, как ехать. А водителю какая разница, где зарабатывать? На всех маршрутах выручка разная, но у водителя зарплата единая. Ему что там работать, что тут – по большому счету одну и ту же зарплату получает.
А у индивидуальных предпринимателей, конечно, есть возражения. Допустим, он работал на одном маршруте, а автобус перекинули на другой. Бывает, что там выручка слабее, тут побольше. Но он же не каждый день на «плохом» маршруте. У них идет чередование, и в целом выручка получается нормальной. Вдобавок пока сложно судить, потому что пассажиропоток еще не устаканился. Обычно должен пройти месяц, чтобы люди привыкли.
Да, есть маршруты, которые просели в экономическом плане. Мы сейчас это с окружной администрацией отрабатываем, дорабатываем, смотрим, где плохо, а где хорошо. У нас же безналичная оплата. Когда банк нам даст данные по пассажиропотоку, увидим, сколько пассажиров возит автобус. Плюс директоры дают данные. Но опять же должен пройти месяц. Посмотрим и проанализируем, как распределился пассажиропоток. Сейчас не совсем понятно. Возможно, потом что-то еще поменяем…
***
Мы также съездили на конечную остановку 12-го маршрута, чтобы лично поговорить с кем-нибудь из водителей. Однако получили отказ. Тогда попросили передать номер корреспондента директору линии. Но нам так никто не перезвонил.
________________________________________________________________
Мнение
К чему эти «зигзаги»?
Сколько бы мэрия Якутска ни экспериментировала с маршрутами пассажирских автобусов, а горожане в любом случае останутся недовольны этими новшествами. Вот и я, как житель Гагаринского округа, крайне озадачен тем фактом, что с 18 ноября изменились маршруты старых «портовских» автобусов №4 и №14.
Без преувеличения, «четверка» и «четырнадцатый» ездили по своей проторенной дорожке многие десятилетия. Пожалуй, более полувека точно. И, если хотите, в биологическом ритме жителей микрорайона Авиапорт давно запрограммировано: садишься в автобус №4 или №14 на остановке «ДК Гагарина», значит, минут через 20-30 будешь на площади Ленина. И без всяких «зигзагов». Теперь они появились.
Возьмем автобус №4. Теперь при движении из порта в центр он едет не через площадь Орджоникидзе мимо здания «ЛОРПа», а совершает поворот на многострадальную улицу Орджоникидзе. Почему она многострадальная понятно: две её полосы с утра до вечера забиты «пробками».
При движении в обратном направлении автобус №4 также сворачивает с площади Ленина на улицу Кирова и далее на Орджоникидзе. Понятно, что по этой улице общественный транспорт должен ходить (раньше это были «восьмёрка» и «пятнпдцатый» маршруты, но их ликвидировали), но зачем для этого использовать «четверку»? Разгрузить проспект Ленина? Но разве он настолько загружен и также изнывает от «пробок», как улица Орджоникидзе?
Сомнительны изменения и в маршруте №14. При движении из порта в центр он совершает «зигзаг» еще большей продолжительности, чем №4. Сначала поворачивает перед площадью Орджоникидзе на улицу Чиряева, затем на ул. Хабарова, после на ул. Ярославского, затем на ул. Кирова и только после этого оказывается на остановке «Площадь Ленина». Такой же маршрут 14-го при движении в обратном направлении. Причем в часы пик он неизменно простаивает в пробках на улице Хабарова. К чему у мэрии возникла потребность менять именно маршруты №4 и №14?
Справедливости ради отметим, что в «утешение» жителям Гагаринского микрорайона появился новый маршрут №12, который идет из порта до центра столицы прямолинейно. Однако к существованию «двенадцатого» еще необходимо привыкнуть.
Ну и последнее. Мэрия «обрадовала» горожан изменениями маршрутов 18 ноября, в канун наступления холодов, когда многие заморозили свои легковушки и пересели на общественный транспорт. Выходишь морозным утром на свою остановку, ждешь автобус, на котором с детства ездил, а его все нет и нет: маршрут изменился! Почему нельзя было активировать маршрутные нововведения в более благоприятное время года?
Алексей Рудых.
_____________________________________________________________
Куда звонить
Автобусные маршруты – один из самых больных вопросов для жителей Якутска. Город растет, и в нем там и тут появляются густонаселенные жилые комплексы, целые микрорайоны – 203-й, «Прометей», «Звездный». И устоявшаяся доселе инфраструктура, не рассчитанная на сосредоточение такого количества жителей в одном, ранее пустовавшем месте, не может справиться со свалившейся на нее нагрузкой.
Простым добавлением автобусов дело не решить: водителей тоже не хватает. Не рвутся люди в эту профессию, несмотря на усилия повысить престижность работы водителя рейсового автобуса. И с теми ресурсами и условиями, какие есть, было принято нынешнее решение.
Мы не утверждаем, что изменения движения автобусов сделаны удачно. Но также и не заявляем обратного. Однозначно то, что транспортная схема города давно требовала перемен. Станут ли они к лучшему — покажет время и мнение якутян.
Если вы не согласны с маршрутом какого-то автобуса, можете оставить заявку на госуслугах, по номеру 510-000, 8 (4112) 300-997 или по адресу: пр. Михаила Николаева, 11, 3 этаж.
_____________________________________________________________
Анонимно – против
Мы поговорили с рядом людей – знакомых и незнакомых. Большинство из них недовольны изменениями.
Люди оказались не готовы открыто говорить о своих жалобах. Были те, кто сперва охотно давал комментарий для газеты, но потом отказывался от своих слов, когда мы просили о фотографии.
Поэтому редакция дополнительно провела анонимный опрос в своём телеграм-канале. Здесь горожане проявили большую активность. Мы спросили у них: как вы оцениваете изменения автобусных маршрутов? И вот что они ответили:
12% – положительно
42% – отрицательно
20% – езжу на автобусе, но для меня ничего не изменилось
26% – хожу пешком, езжу на машине
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: